Mein Leipzig

Томас Теодор Гейне

Люблю свой блог за то, что с ним я не перестаю учиться и узнавать что-то новое не только про Лейпциг, но и про многое другое.

Недавно прогуливаясь по городу, я увидела на здании дома интересную табличку, на которой было написано, что в этом доме родился Томас Теодор Гейне. Изображения его работ заставили меня глубже узнать об этом человеке, его жизни и творчестве.

Памятная доска

Томас Теодор Гейне/ Thomas Theodor Heine родился в Лейпциге 28 февраля 1867 года в богатой еврейской семье фабриканта, владеющего резиновым производством, Исаака Гейне и его жены Эстер.

Теодор учился в знаменитой школе Святого Томаса. Уже будучи учеником в нем пробудилась страсть к рисованию. В 1884 году он анонимно опубликовал несколько своих карикатур в сатирическом еженедельнике «Leipziger Pikante Blätter», издаваемом Леопольдом фон Захер-Мазохом. Несмотря на анонимность, его быстро вычислили и исключили из школы прямо перед выпускными экзаменами. Однако, именно после этого Теодор решает посвятить себя изобразительному искусству, и в 1885 году поступает в Дюссельдорфскую Академию художеств. Там его учителями были Петер Янссон и Эдуард фон Гебхардт. Начинал Гейне с импрессионистских ландшафтов, которые выставлял в берлинском салоне «Гурлит». Затем он продолжает обучение в Мюнхене, где и впоследствии остается жить. В период обучения в Мюнхене Томас Гейне рисует в основном пейзажи, но в 1892 году молодой художник устраивается штатным карикатуристом в газету «Летящие страницы». 

Первый свой опыт в книжной графике Гейне получил в издательстве Альберта Лангена/ Albert Langen, основанного в 1893 году в Париже, затем в 1894 году переехавшего в Лейпциг, а после в Мюнхен. Это издательство во многом способствовало возрождению искусства оформления книг в Германии.

В 1895 году Гейне выполнил для издательства заказ — обложку романов французского писателя Эжена Марселя Прево/ Marcel Prevost. В свое время работа молодого художника считалась одной из лучших в Германии. Обложка была двусторонней, «французской». Рисунок был не только на лицевой стороне, но и на оборотней.

Обложка романа «Заветный сад» Эжена Прево

В то время во Франции это была очень популярная техника.

На обложке были изображены молодой человек и девушка, поливающие лилии.

К книгам Прево вскоре добавились книги норвежского писателя Кнута Гамсуна/ Knut Hamsun, популярность которого стремительно росла в Европе.

Первые оформительские работы Гейне имели успех, что позволило ему расширить свои связи в книгоиздательском мире. Его рисунки появляются на страницах известных журналов, и также он начинает сотрудничать с берлинским издательством «Шустер унд Лефлер».

Кроме многочисленных рисунков, карикатур и живописных произведений Гейне оставил множество работ в плакатной графике. Он является одним из основоположников этого жанра.

Вместе с Альбертом Лангеном Томас Теодор Гейне стоит у истоков сатирического еженедельника «Симплициссимус», что переводится как простодушный. Он издавался с 4 апреля 1896 года по 13 сентября 1944 года в Мюнхене. Эмблемой журнала стал созданный Гейне красный бульдог. Журнал задумывался как литературно-художественное издание, однако, вскоре он начинает выпускаться как сатирически-юмористический. Среди авторов и сотрудников журнала были в разное время Герман Гессе, Томас Манн, Стефан Цвейг, Курт Тухольский и многие другие.

Красный бульдог для журнала «Симплициссимус»

Мишенями сатирических статей были церковь, мещанская мораль, внешняя политика кайзеровской Германии, чиновничество и бюрократия. Неоднократно тираж журнала конфисковался, а в 1898 году Ланген был приговорен к штрафу в 30000 марок. Чтобы избежать ареста, он иммигрировал в Швейцарию на 5 лет. Но при этом, скандальные процессы очень повышали популярность журнала.

Во время Первой мировой войны «Симплициссимус» начал печатать патриотические и пропагандистские материалы.

С 1929 года редактором журнала становится журналист Франц Шенбернер. До 1933 года журнал является одним из популярнейших изданий Германии. Но очень скоро он вступает в конфликт с набирающим в стране силу нацизмом, активно выступая против Адольфа Гитлера и его партии.

С приходом Гитлера к власти в 1933 году закончилась благополучная жизнь Гейне. До этого времени он жил в кругу своей семьи с любимыми мопсами среди своих картин, дорогого антиквариата на берегу Аммерзее и был знаменит на всю Германию.

Гейне, уже давно находившийся из-за своих политических рисунков в конфликте с нацистами, был ими включён в список лиц, подлежавших аресту гестапо. Сначала художник стал прятаться в Мюнхене в своем бывшем ателье, где уже давно не был зарегистрирован.

«Вот уже три недели я живу, скрываясь, разлученный со своей семьей. Ради нашей общей безопасности» — пишет Гейне в письме своему другу, норвежскому карикатуристу Рагнвальду Бликсу, в марте 1933 года.

Затем некоторое время он укрывался у своих знакомых. А потом решил перебраться в Гамбург, откуда хотел выехать в Англию.

Но в апреле 1933 года по всей Германии начались еврейские погромы, и его знакомые в Гамбурге, у которых он собирался остановиться, сами были вынуждены скрываться. Так Гейне отправляется в Берлин, где некоторое время прячется у семейства художников Матильды и Ханса Пуррманн, а затем выезжает по поддельному паспорту в Прагу, где тотчас получил временное жилье. Многочисленные газеты брали у него интервью, его рисунки и тексты публиковались в чешских газетах.

Его жена и дочь фактически остались без средств к существованию и были вынуждены выживать, едва сводя концы с концами. Нацистские власти вынудили их как «семью преступника против страны» начать продажу имения.

В 1936 Гейне селится в городе Брно и там начинает сотрудничать с местной газетой «Lidove noviny», публикуя в ней политические карикатуры. Но вскоре, после вступления немецких войск в Чехословакию в 1938 он уезжает в Норвегию и живёт в Осло, где работает художником в городской газете «Osloer Dagbladet». Позднее он получает известие о смерти своей жены. Гейне пытается предпринять меры, чтобы его дочь смогла приехать к нему, но это оказалось невозможным. Весной 1942 года в Мюнхене она умерла во время операции.

После оккупации немцами Норвегии, в апреле 1940 года, Гейне было запрещено рисовать и выставляться. После этого он пишет автобиографический сатирический роман «Я жду чуда»/ «Ich warte auf Wunder», вышедший на шведском языке в 1944 году, и в 1945 году на немецком.

В 1942 году он бежит в Швецию. Известное во многих странах имя и многочисленные таланты обеспечивали ему благополучный образ жизни. Гейне писал и иллюстрировал книги, работал в газетах, делал карикатуры. Вот только скандинавские языки 75-летнему художнику давались тяжело.

В 1946 году Гейне получает гражданство Швеции, а в 1947 году, в год его 80-летнего юбилея, Шведский национальный музей устроил выставку-ретроспективу работ Гейне, на открытии которой присутствовали члены королевской фамилии Швеции.

После продолжительной болезни, страдая легкой формой умственного расстройства, он скончался 26 января 1948 года в Стокгольме.

В 2000 году первая большая выставка полотен и графики Томаса Теодора Гейне в Германии прошла в городской галерее Ленбаххауз в Мюнхене.

Материал для статьи использован с сайта Сказки Германии автора Татьяны Коливай и с сайта КомпьюАрт автора Евгения Немировского

5/5 (15)

Pin It on Pinterest

Share This