Площадь восстания памятник. Станции метро “Площадь Восстания”, “Маяковская”. Где находится и как добраться

Фото 16.05.2015:

Наземный павильон станции метро «Площадь Восстания»

Наземный павильон станции метро «Площадь Восстания» построен в 1955 году (архитекторы В.В. Ганкевич, Б.Н. Журавлёв, И.И. Фомин). Является памятником истории и культуры и охраняется государством.

На здании размещена мемориальная доска:

На этом месте находилась церковь входа Господня в Иерусалим (Знаменская)

Деревянный храм был построен в 1765-1768 гг. Каменная церковь возведена в 1794-1804 гг. по проекту архитектора Ф.И. Демерцова. В ней находилась чтимая икона Божией Матери «Знамение» (XIII в.). Закрыта в 1938 г. Взорвана весной 1941 г.

(Мемориальная доска установлена на средства А.Г. Ананова)

Cтанция Петербургского метрополитена «Площадь Восстания» входит в состав Кировско-Выборгской линии (Линия 1) и расположена между станциями «Чернышевская» и «Владимирская».

Станция «Площадь Восстания» (по материалам книги «Путеводитель по улицам и истории Петербурга: Все достопримечательности в шаговой доступности от станций метро / А.Д. Ерофеев. — М.: АСТ, 2015. — 447 с.»):

Дата открытия: 15 ноября 1955 года
Архитекторы: В.В. Ганкевич, Б.Н. Журавлёв, И.И. Фомин (1955 год, наземный и подземный павильоны); А.С. Гецкин, В.П. Шувалова (1961, наземный павильон на Московском вокзале)
Инженер: Е.А. Эрганов

Барельефы на пипонах центрального подземного зала:

  • «Выступление В.И. Ленина у Финляндского вокзала» — скульптор А.И. Долиенко;
  • «В.И. Ленин у шалаша в Разливе» — скульптор В.Б. Пинчук; «Выстрел Авроры» — скульптор А.В. Разумовский;
  • «Штурм Зимнего дворца» — скульптор В.И. Татарович.

Наземный вестибюль метро представляет собой здание круглой формы с пристроенными по сторонам ризалитами.

Композицию завершает большая ротонда со шпилем, на котором некогда красовалась буква «М» в лавровом венке. Ее убрали в связи с опасностью обрушения.

Станция, с которой 15 ноября 1955 года отправился первый поезд, украшена декоративными решетками в круглых вентиляционных отверстиях и рельефами круглой формы. Все они рассказывают о событиях 1917 года. Это «Выступление В.И. Ленина у Финляндского вокзала», «В.И. Ленин у шалаша в Разливе», «Выстрел Авроры», и «Штурм Зимнего дворца». На втором левом пилоне с обеих сторон сохранилось изображение Иосифа Сталина. Он стоит за Лениным, выступающим перед рабочими, собравшимися на площади перед Финляндским вокзалом. Это единственный в петербургском метро образ Сталина, оставленный после 1961 года.

«Площадь Восстания» стала первой станцией с двумя выходами. 14 августа 1960 года распахнулись двери «Площади Восстания-2» в новом крыле со стороны . До этого в противоположном от эскалатора торце подземного зала находился барельеф, изображающий Владимира Ленина, выполненный скульпторами Ароном Плискиным и Владимиром Сычёвым.

3 ноября 1967 года была открыта Невско-Василеостровская линия. Тогда же «Площадь Восстания» стала станцией пересадок на «Маяковскую». На ней сделали два перехода: в противоположной стороне от выхода «Площадь Восстания-2» тоннель ведет в центр перрона «Маяковской», а над путями четыре эскалатора (до недавнего времени три) поднимаются к торцу станции «Маяковская».

Отражением архитектурной сталинской эпохи 40-х – 50-х годов в Москве стали семь монументальных многоэтажных здания, которые экскурсоводы и жители столицы именуют не иначе, как « ». Одна из таких высоток расположена на Кудринской площади, которая вплоть до 1992 года называлась площадью Восстания. Один из архитекторов в своих воспоминаниях писал, что проектирование высотки было связано с разработкой общей композиции площади, чтобы здание было органично с ней связано, стало плотью от плоти ее.

Архитектурное решение высотки

Строительство гигантского жилого дома было начато в 1948 году и продлилось почти 6 лет. Над проектом будущей высотки работали два талантливых советских архитектора А. Мндоянц и М. Посохин в тесном и плодотворном сотрудничестве с конструктором М. Вохомским. Здание представляет собой высокий 24-х уровневый центральный корпус, к которому симметрично примыкают, составляя общую структуру сооружения, два боковых крыла, насчитывающих по 18 этажей. Опирается весь массив здания на мощный цокольный этаж. Всего в жилом доме расположено порядка 450 квартир.

Традиционно для московских высоток того времени основной фасад увенчан башней со шпилем, и вместе с остроконечной верхушкой сталинский небоскреб насчитывает более 150 метров. Украшением дома служат ажурные аттики, башенки и скульптурные группы на фасадной части. В архитекторские планы входило также обрамить сооружение зелеными насаждениями, но первоначальный замысел так и не был осуществлен.

Не менее величественно здание выглядит внутри. Мраморные лестницы, огромные вестибюли, украшенные зеркалами и роскошными люстрами. В больших подъездах действует по три лифта, в маленьких предусмотрен один лифтовый подъемник.

Для кого же строили такое шикарное здание, и кто получил апартаменты в престижном доме? Часть квартир была предоставлена работникам авиационной промышленности, жилье в центре Москвы обрели конструкторы и летчики-испытатели. Их соседями стали партийная номенклатура и высокие чиновники госаппарата. Но, тем не менее, высотку в народе нередко называли «домом авиаторов». Впрочем, за этим гигантским жилым домом закрепилось и другое название: «высотка на площади Восстания». Верхние этажи были жилые, а первый и цокольный этаж занимали магазины и кинотеатр.

Позднее находившиеся в боковых корпусах технические помещения переделали в жилые. А к 850-летию столицы московскую высотку косметически подремонтировали, подлатали, очистили плитку фасадов, одним словом, подновили.

О чем говорят легенды

Нередко рассказывают, что строительство высотки тщательно контролировалось не только специалистами строительного надзора, но и более серьезными службами: Комитетом безопасности. Этому совершенно не стоит удивляться, нужно вспомнить в какие времена происходило строительство дома. Поговаривают и о каких-то мифических тайных коридорах, в которых якобы могли подслушиваться разговоры жильцов. Легенды легендами, но, в доме, например, каждый этаж мог быть наглухо изолирован от лестниц и лифтовой площадки, а в подвале были оборудованы вместительное бомбоубежище и подземные гаражи.

Сталинская высотка в наши дни

Прошло более полувека после строительства московской многоэтажки, она пережила своих создателей и даже государство, в котором была воздвигнута, но по-прежнему осталась престижным многоквартирным домом. В верхних этажах, как и раньше, располагаются служебные помещения, многие из которых арендуются различными коммерческими структурами. Кинотеатр давным-давно не функционирует, а в цокольном этаже открыт боулинг-клуб.

Дом продолжает жить своей жизнью и является объектом туристического интереса, как и другие высотки сталинской эпохи.

Площадь Восстания - одна из главных площадей Санкт-Петербурга. Она располагается на пересечении Невского и Лиговского проспектов. Площадь была основана в 1840-х годах по проекту архитектора Н. Е. Ефимова и носила название «Знаменская», в честь Знаменской церкви, которая находилась здесь до 1941 года. После Февральской революции в 1917 году площадь получила нынешнее название.

Здесь, и днём, и ночью многолюдно, так как на площади находятся: «Московский вокзал», станция метро «Площадь Восстания», гостиница «Октябрьская», отель «ParkInn», а также множество разнообразных магазинов, кафе и ресторанов. В центре площади располагается обелиск «Городу-герою Ленинграду».

На площади Восстания, как и на других главных площадях города, часто проходят демонстрации, праздники и различные массовые мероприятия, во время которых она очень красиво украшена и радует глаз как жителей, так и гостей города.

Сайт: moskovsky-vokzal.ru

Обелиск «Городу-герою Ленинграду»

Первое, что можно увидеть, выходя с Московского вокзала - это огромный обелиск «Городу-герою Ленинграду» расположенный в самом центре площади Восстания. Он был торжественно открыт в канун для победы 8 мая 1985 года, через 20 лет, после присвоения Ленинграду звания «Города-героя». Монумент выполнен из монолитного гранита весом 2200 тонн, привезённого из карьера, расположенного недалеко от Выборга. Общая высота обелиска 36 метров, а общий вес монумента с основанием и базой составляет 750 тонн. На верхней части обелиска красуется увеличенная копия медали «Золотая Звезда Героя» - высшей степени отличия для Героев Советского Союза. Монумент является вторым по высоте в Санкт-Петербурге, после Александровской колонны, расположенной на дворцовой площади.

Станция метро «Площадь Восстания»

Станция метро «Площадь Восстания» находится на между улицей Восстания и Лиговским проспектом, а также имеет второй вестибюль на территории Московского вокзала. Станция была открыта в 1955 году одной из первых в городе и является объектом культурного наследия регионального значения.

Часы работы станции: с 5:40 до 00:25. Для выхода станция закрывается в 00:45.

Сайт: metro.spb.ru

Гостиница «Октябрьская»

Гостиница «Октябрьская» расположена на пересечении Невского и Лиговского проспектов, напротив Московского вокзала. Одна из самых старых существующих и по сей день гостиниц, она была спроектирована архитектором А. П. Гемилианом и открыта в 1851 году. На протяжении всего своего существования она не раз перестраивалась и меняла названия: «Знаменская», «Северная», «Большая Северная», и наконец - «Октябрьская». Во время Великой Отечественной Войны в гостинице находился стационар работников трамвайно-троллейбусного транспорта.

Городское туристско-информационное бюро

Расположен на площади Восстания рядом с гостиницей «Октябрьская». Обратившись к сотрудникам центра, гости города могут получить бесплатные информационные материалы, карты, путеводители, а также информацию о городских событиях, работе транспорта и музеев. Время работы центра: ежедневно с 10:00 до 19:00.

Сайт: ispb.info

Театральные кассы

Дирекция театрально-зрелищных касс «ДТЗК»

В 5-ти минутах ходьбы от площади Восстания находится Дирекция театрально-зрелищных касс «ДТЗК», где можно купить билеты на все культурные мероприятия города: концерты, театральные постановки, экскурсии, шоу.

Время работы:

Пн.-Пт.: 10:00 – 21:00 (обед с 15:00 до 16:00)

Сб.-Вс.: 10:00 – 21:00

Тел: +7 812 380-80-50

Адрес: ул. Марата д.3

Сайт: dtzk.ru

Касса №44 - партнёр «ДТЗК»

Время работы:

Пн.-Пт.: 10:00 – 21:00 (обед с 14:00 до 15:00)

Сб.-Вс.: 10:00 – 21:00

Адрес: ул. Восстания д.1

Касса №17 - партнёр «ДТЗК»

Время работы:

Пн.-Пт.: 09:00 – 21:00 (перерыв с 11:00 до 11:30 и с 15:30 до 16:00)

Сб.-Вс.: 09:00 – 21:00

Адрес: Лиговский пр., д.10

Магазины и салоны мобильной связи

На территории площади и рядом с ней, находятся киоски практически всех мобильных операторов, где можно пополнить счёт, купить сим-карту или флэшку, а также другие аксессуары и принадлежности к телефону, планшету или компьютеру.

Магазины «Евросеть»

Время работы: ежедневно, круглосуточно

Адрес: Невский пр., д. 87 к. 2

Сайт: euroset.ru

Салоны сотовой связи «Связной»

Адрес: ул. Восстания д. 1, Литер Б

Адрес: Лиговский пр. 51, Литер А

Время работы: ежедневно с 09:00 до 22:00

Сайт: svyaznoy.ru

Салоны «МТС»

Адрес: Лиговский пр., д. 30 А

Время работы: ежедневно с 10:00 до 23:00

Адрес: Невский пр., д. 79

Время работы: ежедневно с 10:00 до 22:00

Время работы: ежедневно с 09:00 до 22:00

Адрес: Невский пр., д. 98, Литер А

Время работы: ежедневно с 09:00 до 22:00

Сайт: spb.shop.mts.ru

Салоны «Билайн»

Адрес: Невский пр., д. 85, Литер А3 (на территории Московского вокзала)

Время работы: ежедневно, круглосуточно

Адрес: Лиговский пр., д. 30 (в ТК «Галерея»)

Время работы: ежедневно с 10:00 до 23:00

Адрес: Лиговский пр., д. 43-45

Время работы: ежедневно с 09:00 до 22:00

Сайт: spb.beeline.ru

Салон «Теле2»

Адрес: Невский пр., д. 85 (в главном здании Московского вокзала)

Время работы: ежедневно, круглосуточно

Сайт: spb.tele2.ru

Салоны «Мегафон»

Адрес: Лиговский пр., д. 43-45, Литер А

Время работы: ежедневно с 09:00 до 22:00

Адрес: Лиговский пр., д. 10/118, Литер А

Время работы: ежедневно с 09:00 до 21:00

Сайт: spb.megafon.ru

Книжный магазин «Буквоед»

Один из многочисленных книжных магазинов сети «Буквоед» находится в здании гостиницы «Октябрьская» со стороны Лиговского проспекта. В этом магазине можно приобрести не только книги различной тематики и канцелярские принадлежности, но и сувениры с символикой Санкт-Петербурга, причём, в любое время, ведь магазин работает круглосуточно. Также, в «Буквоеде» часто проводятся различные мероприятия, например, такие как: встречи с писателями, мастер-классы, лекции, семинары.

Сайт: bookvoed.ru

Маршрутные такси из/в Финляндию

На площади Восстания на протяжении уже многих лет находится начальная и конечная остановка маршрутных такси, следующих в различные города Финляндии, а также в аэропорт Хельсинки. Место посадки пассажиров располагается на стороне гостинцы «Октябрьская», напротив магазина «Буквоед», и на улице Восстания у дома №6.

Столовая №1

Недорогая круглосуточная столовая, располагается в здании гостиницы «Октябрьская» на пересечении Лиговского и Невского проспектов. Богатый выбор первых и вторых блюд, а также кондитерских изделий никого не оставит голодным. Меню состоит из русской и европейской кухонь: борщ, солянка, шницель, рататуй, пирожки, пирожное «Картошка», десерт «Тирамису» и многое другое.

Адрес: Лиговский проспект 10/118

Сайт: st1.one

Ресторан быстрого обслуживания «Щелкунчик»

Ресторан «Щелкунчик» находится в здании гостиницы «Октябрьская» и состоит из 9-ти залов и 2-ух баров. На территории площадью в 700 кв. метров будет удобно как гостям с детьми, так и шумным компаниям. Ресторан работает по схеме «Фри-Фло» со свободным перемещением гостей по залу и самообслуживанием. На территории ресторана находится собственная пивоварня, где варят традиционное немецкое пиво марки «Гоффман». Средний чек составляет 250 рублей на человека.

Время работы: с 8:00 до 23:00.

Адрес: Лиговский проспект 10/118

Сайт: schelkunchik.spb.ru

Отель «Park Inn by Radisson» и ресторан

Отель «Park Inn by Radisson» находится в 50 метрах от Московского вокзала и состоит из 269 номеров.

На первом этаже находится ресторан баварской кухни «Paulaner», где можно попробовать немецкие блюда: Мюнхенский Вурстсалат, Баварский луковый суп на пиве, Нюрнбергские колбаски. А также, попробовать такие сорта пива как: Паулайнер Вайссбир, лагер Хэлль, Хефе-Вайсбир и другие. Время работы ресторана: с 06:00 до 01:00.

Адрес: Гончарная ул. 89

Сайт: parkinn.ru

ТК «Невский центр»

Является одним из крупнейших комплексов в центре Петербурга и располагается на углу Невского проспекта и улицы Восстания. В комплексе насчитывается более 100 различных магазинов: Pandora, Laurel, Braccialini, H&M, М. Видео и другие. Более подробная информация о торговом комплексе находится здесь: сайт/stockmann-nevsky-centr

Торгово-развлекательный центр «Галерея»

Расположен на углу Невского и Лиговского проспектов. На 5-ти этажах торгового центра находится более 300 магазинов, 28 ресторанов и кафе, 10 кинозалов, а также подземная парковка, рассчитанная на 1200 автомобилей.

Дата открытия:

Проектное название:

Московская

Центральный

Смольнинское, Лиговка-Ямская

пилонная

Глубина заложения, м:

Количество платформ:

Тип платформы:

островная

Форма платформы:

Архитекторы:

Б. Н. Журавлёв, И. И. Фомин, В. В. Ганкевич

Архитекторы вестибюлей:

Б. Н. Журавлёв, И. И. Фомин, В. В. Ганкевич; А. С. Гецкин, В. П. Шувалова

Инженеры-конструкторы:

Е. А. Эрганов

Выход к улицам:

улица Восстания, Лиговский проспект

Переходы на станции:

Маяковская, Московский вокзал

Время открытия:

Время закрытия:

Код станции:

Соседние станции:

Чернышевская и Владимирская

Посадочные платформы

Малые эскалаторы

Пешеходный тоннель

Перспективы развития

«Площадь Восстания» - станция Петербургского метрополитена. Входит в состав Кировско-Выборгской линии, расположена между станциями «Владимирская» и «Чернышевская».

Станция открыта 15 ноября 1955 года в составе первой очереди метрополитена «Автово» - «Площадь Восстания». Название связано с расположением на Площади Восстания (бывшей Знаменской площади).

15 декабря 2011 года Советом по сохранению культурного наследия станция внесена в единый государственный реестр объектов культурного наследия регионального значения.

Наземные сооружения

Павильон северного выхода станции выполнен по проекту архитекторов В. В. Ганкевич, Б. Н. Журавлёва, И. И. Фомина, инженера Е. А. Эрганова и располагается на пересечении Невского и Лиговского проспектов и улицы Восстания, на месте снесённой Знаменской церкви.

Павильон оформлен в классическом стиле - круглое здание с пристроенными по сторонам ризалитами. Здание, являющееся одним из символов Петербургского метро, завершает ротонда со шпилем, который с момента постройки был увенчан звездой в лавровом венке. За месяц до открытия возведённого на площади Восстания монумента, также увенчанного звездой, звезда на шпиле станции метро была заменена буквой «М» (то есть «Метро»). Позднее буква была утрачена.

13 августа 1960 года был открыт второй вестибюль в Московском вокзале с выходами на Московский вокзал и Лиговский проспект. Архитекторы - А. С. Гецкин и В. П. Шувалова. В 2004 году вестибюль был реконструирован, на наклонном ходе оригинальные бордовые панели эскалаторных балюстрад были заменены на металлические.

В обоих вестибюлях действуют трёхленточные эскалаторные марши с эскалаторами типа ЛТ-1. Высота подъёма в северном вестибюле составляет ≈ 57 м, в южном ≈ 54 м.

Подземные сооружения

«Площадь Восстания» - пилонная станция глубокого заложения (глубина ≈ 58 м). Подземный зал сооружён по проекту архитекторов В. В. Ганкевич, Б. Н. Журавлёва, И. И. Фомина и инженера Е. А. Эрганова.

При строительстве станции произошло проникновение грунтовых вод в Ленинградский метрополитен.

Центральный зал

Тема оформления подземного зала - Октябрьское вооружённое восстание 1917 года. При проектировании подземной части станции архитекторы применяли классические методы формообразования, что соответствовало традиции, которая преобладала в советской архитектуре 1950-х годов

Архитекторы сохранили конфигурацию тоннеля, стараясь как можно ближе подойти к габаритам конструкции, и использовать пространство зала с максимальной эффективностью. Задумав сохранить такое очертание станции, архитекторы подчинили этому замыслу всё:

  • Цоколь, облицованный красным уральским мрамором, поднимается на высоту всего ~1.05 метра, сверху его ограничивает лепной карниз. Этот цоколь является самым низким среди станций Петербургского метрополитена.
  • Свод центрального зала пересечён белыми лепными арками, со встроенными в них световыми дугами. В богатой декоративной отделке использованы элементы архитектуры эпохи классицизма.
  • Со стороны центрального зала пилоны украшены декоративными решётками в круглых вентиляционных отверстиях и барельефными медальонами.

Между пересадочным эскалатором и выходом на Московский вокзал на пилонах центрального подземного зала размещены четыре барельефа:

  • «Выступление В. И. Ленина в Таврическом дворце». Скульптор А. И. Далиненко (содержит сохранившееся в Санкт-Петербурге изображение И. В. Сталина)
  • «В. И. Ленин у шалаша в Разливе». Скульптор В. Б. Пинчук
  • «Выстрел „Авроры“». Скульптор А. В. Разумовский
  • «Штурм Зимнего дворца». Скульптор В. И. Татарович

Торцевую стену центрального подземного зала украшал барельефный портрет В. И. Ленина работы скульпторов А. Г. Плискина и В. И. Сычёва. Был демонтирован при обустройстве второго выхода на поверхность.

Пол центрального зала выложен красным гранитом, возле пилонов имеются полосы из чёрного лабрадорита, со стороны центрального зала украшенные закономерно расположенными декоративными зубчиками, ограниченными белой полосой.

Посадочные платформы

Путевые стены украшены тем же красным мрамором и декоративным лепным карнизом, как и остальная станция. В нижней части стен проходит полоса плитки чёрного цвета, как и на остальных станциях первой очереди. На дверях путевых стен установлены декоративные решётки с надписью «1955», по году открытия станции. Посадочные платформы освещаются богато декорированнымилюстрами, в оформлении которых используются серп и молот, а также пятиконечные звёзды.

Платформа в сторону станции «Автово» существенно сужена в месте эскалаторного наклона, размещённого над перроном. На противоположной платформе в середине станции потолок поддерживают балки, также разделяя объём платформы на две части.

В 1993 году полы на платформах были заменены с асфальтовых на гранитные, причём гранит на двух разных платформах разный - платформа в сторону «Чернышевской» выложена серым гранитом, а платформа в сторону «Владимирской» - красным.

Пересадка

Станция является пересадочным узлом к поездам Невско-Василеостровской линии, на станцию «Маяковская».

Значительный пассажиропоток на пересадке привёл к тому, что на станции используется два направления пересадки.

В отличие от пересадочного узла «Гостиный двор» ←→ «Невский проспект», пассажиропотоки при пересадке двухсторонние, однако для пересадки со стороны «Маяковской» дежурные по станции рекомендуют пользоваться пешеходным тоннелем.

Были случаи, когда из-за перегруженности выхода на Московский вокзал пассажиров, наоборот, призывали пользоваться эскалаторным переходом в обоих направлениях.

Малые эскалаторы

Связывают середину станции «Площадь Восстания» и восточный торец «Маяковской». Изначальный проект предусматривал три ленты эскалаторов, после реконструкции в 1992-1993 годах количество эскалаторов увеличено до четырёх.

Эскалаторный наклон оформлен упрощённо, повторяя первоначальную отделку станции. Стены и потолок оштукатурены, освещение внизу закарнизное, наверху по периметру свода утоплены лампы дневного света. Туннели третьей линии значительно выступают из-под потолка станции «Площадь Восстания».

Стена напротив эскалаторного наклона отделана мрамором. На ней висел текст указа Президиума Верховного совета СССР о присвоении метрополитену имени В. И. Ленина.

Во время реконструкции перехода на «Маяковскую» в 1992-1993 годах этот указ был снят. По состоянию на лето 2007 года на мраморной отделке стены видны следы протечек, большая часть стены закрыта рекламными плакатами. На полу станции белый узор в месте примыкания перехода заменён на прямую полосу.

Пешеходный тоннель

Тоннель ведёт от лестницы в южном торце платформы станции «Площадь Восстания», где сходятся пассажиропотоки станции и эскалаторного подъёма на Московский вокзал, к лестничным спускам в центре «Маяковской».

Отделка тоннеля простая, применена плитка двух цветов. Оформление тоннеля пропорциями низкого цоколя и красным цветом перекликается с оформлением станции «Площадь Восстания». Освещение выполнено в виде двух полос ламп дневного света, положенных на металлические подложки. В тоннеле находится медпункт и служба управления движением.

Под станционным тоннелем станции «Маяковская» пешеходный тоннель разделён стенкой надвое, под лестничным спуском со станции находится оригинальный металлический указатель.

Особенности проекта и станции

  • Длина перегона «Владимирская» - «Площадь Восстания» - 720 метров. Это самый короткий перегон в Петербургском метрополитене.
  • За станцией в тоннеле в сторону станции «Чернышевская» находится оборотный тупик, который также является служебной соединительной ветвью (ССВ), ведущей на Невско-Василеостровскую линию.

Привязка общественного транспорта

Возле станции проходят следующие маршруты городского общественного транспорта:

  • Автобусные социальные маршруты: № 1М, 1Мб, 3, 3М, 3Мб, 4М, 4Мб, 7, 15, 22, 24, 26, 27, 54, 65, 74, 76, 91, 105, 141, 181, 191.
  • Троллейбусные маршруты: № 1, 5, 7, 10, 11, 22.

Перспективы развития

Со станции «Площадь Восстания» будет сделана пересадка на планируемую станцию «Знаменская».

Также под площадью предполагается построить трёх- или четырёхуровневый торговый комплекс, из которого будет сделан вход в метро - либо на «Площадь Восстания», либо на планируемую «Знаменскую».

Через территорию, называющуюся сейчас площадью Восстания, ещё в XVII веке пролегал Новгородский тракт, который шёл по намытой древним Литориновым морем песчаной гряде. Естественная возвышенность защищала эту местность от наводнений. В 1710 году началась прокладка Большой першпективной дороги (будущий Невский проспект), спустя два года соединившей Адмиралтейство с Новгородским трактом. Получившийся перекрёсток впоследствии и стал площадью Восстания. С 1712 года в течение шести лет сюда же прокладывалась дорога от Александро-Невского монастыря . Она соединилась с Новгородским трактом чуть севернее Большой першпективной дороги, что предопределило единственный излом Невского проспекта.

В 1718-1725 годах по трассе Новгородского тракта был прорыт Лиговский канал для питания водой фонтанов Летнего сада . Через канал здесь был перекинут деревянный мост.

Часто в путеводителях встречается версия, что Пётр I изначально хотел проложить дорогу от Адмиралтейства до монастыря по прямой. Но две бригады строителей ошиблись, и вывели два отрезка магистрали сюда, из-за чего якобы и получился единственный поворот Невского проспекта. Для пущей убедительности рассказчики дополняют эту историю тем, что Пётр I приказал выпороть строителей на месте поворота. Эта байка не имеет ничего общего с действительностью.

При императрице Анне Иоанновне в 1730-х годах была предпринята попытка вывести Невский проспект на купол Свято-Троицкого собора. Параллельно Невской першпективной дороге проложили новую, создав таким образом трассы современных улиц Гончарной и Тележной. Но впоследствии от этой идеи отказались, вернув старой дороге прежнее название - Невский проспект.

В середине XVIII века между улицами Восстания и Маяковского находился царский птичий двор, а напротив через першпективу - конюшни и псовый двор. Площадь Восстания в то время представляла собой огромный пустырь. С 1744 до 1778 года к северу от пустыря располагался Слоновый двор - один из первых в России зверинцев. Его территорию обнесли оградой, а у ворот повесили табличку с надписью "Слоновая её величества охота". Рядом со зверинцем с возов велась торговля разной снедью.

Вместе с тем, это место тогда ещё оставалось мало обжитым. По сведениям историка П. Н. Столпянского здесь однажды "в 9-м часу вечера появился... волк, набежал на пожарного смотрителя, осматривавшего фонари, сбил его с ног и, разорвав зубами левую его щёку, бросился бежать... ". [Цит. по: 2, с. 11]

На углу Невского проспекта и Лиговского канала в 1765-1767 годах по повелению императрицы Елизаветы Петровны была построена деревянная церковь Во имя Входа Господня в Иерусалим, ставшая известная в народе как Знаменская. Это название храм приобрёл от одного из своих приделов - Знамения Пресвятой Богородицы, освящённого в 1765 году.

После закрытия Слонового двора на его месте выросли каретные сараи, рядом с которыми находились деревянные жилые дома. Они стояли в основном в глубине участков, выставляя к будущей площади лишь заборы.

Это место долгое время оставалось за чертой Петербурга. В плохую погоду пустырь превращался в болото. Для проезда транспорта по нему укладывали брёвна, поверх которых устраивали колёсопроводы (два ряда досок). В 1772 году вдоль проезжей части устроили временные тротуары, которые появились по повелению Екатерины II для прохода к Александро-Невскому монастырю. Булыжная мостовая появилась здесь только в конце XVIII столетия.

Архитектурной доминантой площади в 1794-1804 годах стала возведённая по проекту Ф. И. Демерцова новая каменная Знаменская церковь. В 1809 году храм обнесли чугунной оградой с двумя часовнями по углам.

Атмосферу этого места 1840-х годов описал знаменитый адвокат А. Ф. Кони: "Знаменская площадь обширна и пустынна... Двухэтажные и одноэтажные дома обрамляют её, а мимо... протекает речка, по крутым берегам которой растёт трава. Вода в ней мутна и грязна, а по берегу тянутся грубые деревянные перила ". [Цит. по: 2, с. 13]

С 1849 года это место упоминается как площадь к Знаменскому мосту. С 1857 года - Знаменская площадь, по находящейся рядом Знаменской церкви.

Восточную сторону площади в первой трети XIX века обозначил деревянный дом купца А. Тимофеева, на месте которого в 1835 году было построено трёхэтажное каменное здание. За ним в 1846-1850 годах архитектором З. Ф. Краснопевковым был перестроен съезжий дом Каретной части (Невский пр. 91). Каланча съезжего дома была хорошо видна со Знаменской площади, она являлась заметной частью облика этого места.

Особая роль выпала этому месту, когда на его южной окраине было решено построить конечную станцию железной дороги между Петербургом и Москвой. В связи с этим архитектором Н. Е. Ефимовым в 1844 году был разработан план планировки Знаменской площади. Высочайше утверждён он был 8 февраля 1845 года . Реализовывался план в рамках строительства в 1847-1851 годах Николаевского (ныне Московского) вокзала по проекту К. А. Тона (Невский пр. 85). С его открытием Знаменская площадь стала главными "воротами" в Петербург.

Ещё с 1843 года от Знаменской площади до Адмиралтейства начали возить пассажиров "калиберы" (их ещё называли "гитары") - дрожки с узким сиденьем для двух человек. С открытием железнодорожного движения от Петербурга до Колпино в 1847 году отсюда начали ходить омнибусы - крытые кареты на 20 человек. Их петербуржцы прозвали "обнимусь" или "сорок мучеников".

О строительстве железнодорожной станции в городе знали заранее. Поэтому земля в округе быстро подорожала и стала скупаться деловыми людьми для строительства гостиниц и доходных домов. Участок на северной границе площади Николаем I был безвозмездно отдан купцу Понамарёву "с товарищами" для возведения здесь гостиницы. Купца обязали в 1845 году строительство начать и завершить его спустя три года. Но Понамарёв обязательство не выполнил. Участок был передан графу Стенбок-Фермору. К 1851 году, то есть к открытию железной дороги между Петербургом и Москвой, северную сторону Знаменской площади оформило здание гостиницы Стенбок-Фермора (Невский пр. 118).

С августа 1863 года на Знаменской площади располагалось кольцо конно-железной дороги ("конки"). Вагоны должны были ходить каждые 10 минут ежедневно с 9 утра. Однако, расписание почти никогда не соблюдалось, так как вагоны стояли на конечной остановке до полной занятости пассажирами.

До середины XIX века Знаменская площадь и её окрестности освещались масляными фонарями. Их четырёхугольные столбы были окрашены чёрно-белыми полосами, на каждом из них висело по четыре горелки. Светили они слабо, давая свет только на несколько шагов от себя. Во второй половине XIX века их сменили газовые фонари.

За порядком на Знаменской площади следил будочник, чёрно-белая будка которого стояла у широкого Знаменского моста. Он был одет в серый мундир грубого сукна и вооружён алебардой. На голове будочник имел кивер внушительных размеров. Дежурство осуществлялось в две смены. Один из стражей отдыхал в будке, а второй следил за порядком. Им помогал помощник-подчасок. Приказом петербургского обер-полицмейстера 1866 года предписывалось:

"Стража от Аничкина моста... должна быть усилена в ночное время для пресечения грабежей, и кроме того подчаски... должны обходить Знаменскую площадь поочерёдно в течение всей ночи" [Цит по: 2, с. 13].

В 1867 году дом купца А. Тимофеева по заказу нового владельца, мебельного фабриканта К. А. Тура, был надстроен и перестроен архитектором Г. М. Барчем (Невский пр. 87). Ещё через один год было построено здание на противоположной стороне Невского проспекта - четырёхэтажный дом купцов Чесноковых (Невский пр. 120). Лиговский канал в районе Знаменской площади был взят в трубу и засыпан в 1892 году. Его сменила Лиговская улица, теперь проспект. Знаменский мост был разобран за ненадобностью.

Первое петербургское такси начало возить пассажиров в 1897 году от Знаменской площади до Адмиралтейства. Спустя десять лет сюда начали ходить сменивший конку трамвай и автобус. О последнем 5 октября 1907 года писала газета "Петербургский листок": "Вчера... члены товарищества совершили... пробный рейс пока на единственном в Петербурге омнибусе-моторе. Весь рейс от Николаевского вокзала и до Александровского сада омнибус прошёл в 9 минут, обогнав 5 вагонов конки ". [Цит. по: 2, с. 40]

Центр площади в 1909 году был украшен конным памятником императору Александру III работы скульптора П. П. Трубецкого.

С 1910 года, когда торцами покрыли Невский проспект до Фонтанки до Знаменской площади, здесь работал один из первых светофоров. Тогда он представлял собой раскрашенный тремя цветами круг со стрелкой, перемещаемой регулировщиком.

В феврале и июне 1917 года на Знаменской площади проходили многолюдные демонстрации и митинги, столкновения восставших с полицией. В память о революционных событиях в октябре 1918 года это место стало называться площадью Восстания.

Регулярные автобусные маршруты от площади Восстания появились в декабре 1926 года. Отсюда автобус ехал до Витебского вокзала и далее к Дворцовой площади . Всего на линии первоначально было пять машин.

В начале 1930-х Знаменскую церковь собирались закрыть. Но тогда влияние на власть города имел всемирно известный учёный Иван Петрович Павлов. По одной из легенд в этой церкви Павлов венчался. Также известно, что учёный был глубоко верующим человеком и часто бывал здесь. Сразу после его смерти храм в 1936 году был снесён, занимаемый им участок долгое время оставался огорожен забором, за которым сооружалась первая станция ленинградского метрополитена.

В 1937 году памятник Александру III был перенесён во двор Михайловского дворца .

Великая Отечественная война остановила бурную жизнь площади Восстания. Последний эшелон с Московского вокзала ушёл 29 августа 1941 года. Зимой не работал трамвай, но следующей весной ленинградцам удалось вновь наладить его работу. 20 марта 1944 года от Московского вокзала отошёл первый послеблокадный поезд до столицы. На площади по этому поводу состоялись торжественные проводы состава.

В 1950-1952 годах фасады всех зданий на площади Восстания были отреставрированы. Её центр в 1952 году занял сквер, в котором установили закладной камень. На его месте планировалось поставить памятник В. И. Ленину. К этому времени с площади сняли трамвайное кольцо, трамвай перестал ходить по Невскому проспекту. Проезжую часть площади залили асфальтобетоном.

Место Знаменской церкви занял построенный по проекту И. И. Фомина, Б. Н. Журавлёва и В. В. Ганкевич павильон станции метро "Площадь Восстания", открытой 5 ноября 1955 года. Эта станция метрополитена стала одной из первых восьми, открывшихся в Ленинграде.

Обелиск "Городу-герою Ленинграду" открыт в центре площади Восстания 8 мая в 1985 года, к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне.

В 1980-х годах начали создаваться проекты создания двухуровневой развязки на площади Восстания, благодаря которой был бы развязан уже тогда сильно загруженный транспортный узел. Лиговский проспект согласно планам советских инженеров должен был пройти под Невским. Однако, из-за дороговизны проект к 1990-м годам осуществлён не был, а затем из-за смены экономической системы его вовсе забыли. В 2000-х годах широко обсуждался проект создания под площадью Восстания нового торгового центра. Но из-за того, что подземные работы могут негативно сказаться на состоянии соседних исторических зданий, к этому проекту современные архитекторы относятся с большой осторожностью. Его реализация дорога и для современной капиталистической экономики. Вместе с тем, до сих пор поступают предложения о замене обелиска на памятник Александру III.

error: