Мифы про конкистадоров. Испанская конкиста Конкиста в южной америке

Период, охватывающий XVI - середину XVII в., носит название Конкисты. Это время не только собственно завоевания, но и освоения внутренних областей Америки, становления системы колониальной эксплуатации.

В 1517-1518 гг. отряды конкистадоров Эрнана де Кордоба и Хуана Грихальвы высадились на побережье Юкатана, полуострова в Центральной Америке между Мексиканским заливом и Карибским морем. Здесь завоеватели столкнулись с древнейшей цивилизацией майя. Города-государства на территории Юкатана уже давно находились в состоянии междоусобиц, что в конечном счете и предопределило, после нескольких вторжений, окончательное подчинение полуострова испанцами в 1546 г.

Еще в начале своего появления на Юкатане завоеватели узнали от местных жителей, что драгоценные металлы привозят из страны ацтеков. Центром являлась долина Мехико. В 1519 г. от берегов Кубы на завоевание этих земель отправился испанский отряд во главе с обедневшим идальго Эрнандо Кортесом. Он вступил в союз с покоренными ацтекской державой индейскими племенами и нанес ацтекам сокрушительный удар. Мексика окончательно была завоевана в 1521 г. Здесь нашли много золота и серебра.

Другие отряды колонизаторов продвигались с Панамского перешейка на юг вдоль Тихоокеанского побережья Америки. Конкистадоров влекла богатая страна инков - Перу. В момент испанского вторжения (1531) государство инков переживало период наивысшего подъема. На завоевание «золотого царства» отправился полуграмотный идальго Франсиско Писарро. Более 40 лет ушло на окончательное завоевание территории Перу. Тем временем соратники Писарро завоевывали Чили и Колумбию.

Столь быстрому в исторических масштабах завоеванию обширного пространства Нового Света способствовал ряд факторов. Прежде всего для народов Америки в целом были характерны географическая изолированность и этническая разнородность, различие культур и языков. Вторжение завоевателей произошло в разгар внутренних противоречий, подрывавших могущество индейских империй. Близились к распаду объединение народностей майя на Юкатане, ацтекская конфедерация в центре Мексики; разгорелась междоусобная война в Перу. Покоренные племена вели борьбу против правителей внутри империй: они не только не оказывали никакого сопротивления испанцам, но порой вливались в их отряды, наивно рассчитывая на покровительство и избавление от гнета. Кроме того, испанцы использовали свое военно-техническое превосходство, в частности огнестрельное оружие, а наличие конницы обеспечивало им мобильность и внезапность нападения.

Существенным оказался психологический момент. Индейцам, которые никогда не видели лошадей, всадник на коне представлялся огромным чудовищем, наделенным сверхъестественной силой. Появление всадников воспринималось либо как пришествие добрых богов, либо как наступление конца света, поэтому при встрече с чужеземцами аборигены зачастую проявляли или удивительное гостеприимство, приветливость и щедрость, или пассивность и фаталистическую покорность. В свою очередь, европейцы были уверены в моральном и культурном превосходстве над «дикарями» и «неверными». Это защищало их от издержек нравственного характера.

Участь индейцев была усугублена отсутствием иммунитета перед инфекционными болезнями, завезенными из Европы. Так, в 1519 г. оспа охватила всех местных жителей Эспаньолы и прервала сопротивление ацтеков. В 1529 г. жителей Карибов поразила корь. В 1545 г. в Новой Испании свирепствовал тиф. Позже эта страшная болезнь проникла в Новую Гранаду и Перу. Кроме того, автохтонное население не обладало иммунитетом против простудных заболеваний.

Испанцы, являющиеся выходцами с Карибских островов, установили контроль над отдаленными частями Америки, разрушая при этом империи и цивилизации.

Начало колонизации Америки

В 1492 году Христофор Колумб достиг Америки. В последующие 12 лет он открыл многочисленные острова в Карибском море, в том числе Кубу и Эспаньолу, и пришвартовался на Южноамериканском континенте в районе современной Венесуэлы. Открытия Колумба и португальцев, которые в 1500 году натолкнулись на Бразилию, многих подвигли к тому, чтобы отправиться на поиски счастья в новые земли.

До 1518 года испанские исследования ограничивались районами Карибского моря и Мексиканским заливом. Их попытки создать торговые пункты в регионе не удавались, так как местная экономика была слишком слаба. Основным занятием испанцев было разграбление местных ресурсов и принуждение туземцев к работе в сельском хозяйстве и на рудниках. Тяжелые условия труда и занесенные болезни сильно сократили численность местной рабочей силы, и вскоре испанцы ощутили нехватку рабочих рук, необходимых для поддержания их колоний. Теперь их интересы были направлены только на материк.

Конкистадоры

Первоначально испанские конкистадоры были вооруженными искателями приключений, которые отправлялись в Центральную и Южную Америку как завоеватели, чтобы от имени Испании разыскивать земли и сокровища. При этом они действовали маленькими группами, которые усиливали завербованными туземцами. Зачастую они читали проповеди о превосходстве христианства, и многие из них были вдохновлены примером Колумба.

Одним из первых и наиболее известных конкистадоров был Эрнан Кортес, родившийся в 1485 году. В 1518 году кубинский наместник дал ему поручение исследовать полуостров Юкатан. Однако после прибытия на Юкатан Кортес действовал совершенно самостоятельно и признавал лишь авторитет испанского короля. Кортес основал город Веракрус и произвел акт символического сожжения своих кораблей. Его небольшая команда совершила марш вглубь материка, где он воссоединился с племенем тлакскальтеков, которые принадлежали к одному из многих народов, порабощенных ацтеками.

Кортес и его союзники в 1519 году прибыли в столицу ацтеков Теночтитлан. Однако вскоре Кортесу пришлось вернуться на побережье, чтобы перед дипломатической миссией с Кубы оправдать свой поход. Испанцы остались в городе, и их грубое поведение спровоцировало новое восстание ацтеков. После возвращения Кортеса они были выдворены из города, и царь ацтеков Моитесума в ходе беспорядков погиб. Возможность того, что Кортес станет олицетворением их богов, повлияла на ацтеков, вселив в них неуверенность при осуществлении обороны. В 1521 году при нападении Кортеса и его союзников город пал и все входившие в империю земли автоматически перешли под контроль Испании.

Ранг, которым Кортеса удостоило правительство Испании, наглядно демонстрирует оценку конкистадоров с политической точки зрения. Его ценили, но, одновременно с этим, его стремление к власти вызывало недоверие, и просьба о присвоении ему должности наместника Новой Испании была отклонена. Завоевание империи инков, осуществленное конкистадорами во имя их предводителя Франсиско Писарро, было актом, требующим отваги и хитрости. Франсиско Писарро, родившийся в Испании в 1476 году, был членом экспедиции, которая в 1513 году пересекла Панаму и дошла до побережья Тихого океана. Здесь был заложена база для дальнейших экспедиций вдоль перуанского побережья.

Писарро высадился в Перу, имея в команде лишь 177 человек. Между 1531 и 1533 годом ему удалось завоевать крупные города империи инков благодаря некоторым хитрым трюкам. Король инков Атаху-альпа был взят в плен и, несмотря на попытки дать большой выкуп, казнен. На его место был посажен марионеточный король. Ситуация в Перу была гораздо запутаннее, чем в Мексике. В обоих лагерях началась внутренняя борьба. Конкистадоры боролись друг с другом, а инки бунтовали против марионеточного правителя Манко.

Сам Писарро пал жертвой кровной мести. Он был убит в 1541 году в Лиме сыном одного из своих людей, который, в свою очередь, был убит братом Писарро.

Миф об Эльдорадо

Как первый европеец Христофор Колумб не мог не слышать об Эльдорадо. В 1530 году, когда новые первооткрыватели, вдохновленные успехами Кортеса и Колумба, продвигались дальше в Южную Америку и, прежде всего, на территорию сегодняшней Колумбии, популярность этого мифа резко возросла.

Аборигены рассказывали конкистадорам о золотом или позолоченном человеке следующее: «Существует племя, которое своего правителя при его инаугурации будто бы покрыло тонким слоем золотой пыли и с "позолоченным" вождем на плоту из тростника уплыло на озеро Гуатавита. На плоту были другие вожди и огромное количество золота. Согласно легенде, перед тем, как погрузиться в воду для смывания золотой пыли, новый вождь бросил сокровища в озеро». Золото, найденное на берегу озера, придало этой истории оттенок вероятности. (Более поздние попытки осушить озеро ни к чему не привели).

Вскоре после появления легенды она видоизменилась, и Эльдорадо превратилось в гигантский город, выстроенный из золота где-то в Южной Америке. Такое представление о «золотом» городе было невероятно притягательным для испанцев, которые все еще находились под впечатлением сокровищ, найденных ранними первооткрывателями. Как и следовало ожидать, определить местонахождение города Эльдорадо не удалось, даже если предположить, что он находился где-то по течению реки Ориноко. Другие нации тоже не избежали влияния мифа об Эльдорадо. Искатель приключений из Англии сэр Вальтер Ралей в течение двух экспедиций по Ориноко (1595 и 1597 гг.) искал этот город.

Товары из Нового Света

Наряду с пользующимися спросом благородными металлами испанцы из Америки привозили в Европу продукты, которые нам сегодня кажутся совершенно и обыденными, а тогда были неизвестны. Это неизвестные виды древесины, новые красители для текстиля и другие материалы. В течение долгого времени большое значение имели привозимые продукты питания. Особенно важным продуктом был картофель, открытый в Андах, который с 1570 года начали выращивать в Европе. В испанских колониях картофель равным образом использовался как для питания рабов, так и для пациентов в госпиталях.

Шоколад, который сегодня распространен повсеместно, тоже был привезен из Америки. Название «шоколад» происходит от слова племени майя «ксокоатль».

Кустарник какао, из плодов которого готовят шоколад, ацтеки считали пищей богов. Они пили шоколадный напиток, чтобы через него обрести знания и мудрость. По возвращении в Европу в 1528 году Кортес привез с собой шоколад. До 1606 года лишь испанцы знали рецепт его приготовления и тем самым обеспечивали себе монополию в торговле.

Испанцы импортировали из Америки и новое «лекарство» - табак. Предполагают, что выращивание табака началось в Америке уже около 6000 г. до н.э., в древнем мире он был одним из неизвестных растений. Коренные жители использовали табак для многих целей. Североамериканские индейцы курили табак; южноамериканские - жевали и нюхали. Индейцы верили, что табак - это подарок богини, и курение было общим ритуалом. Когда Колумб прибыл в Америку, в качестве приветствия ему вручили высушенные табачные листья.

В последующие 50 лет табак постепенно входил в моду, и испанцы были его первыми официальными импортерами. Около 1570 года испанские врачи прописывали табак как лекарство от более чем 30 болезней. Среди прочего, табак служил средством для дезинфекции при оспе, его использовали при зубной боли, коликах и лечении подагры и столбняка.

Последствия новых открытий для Испании и Португалии

В течение относительного короткого времени Испания и Португалия лидировали как страны-первооткрыватели, а Иберийский полуостров стал центром торговли в Европе. Немыслимое количество золота и серебра поступало из Нового Света и превратило обе страны в мощные экономические державы. Однако приток богатства из новых колоний был связан с риском, и вскоре экономика полуострова начала страдать от набирающей силу инфляции. Взвинченные цены изменили экономическую ситуацию. Даже представители силы и власти вынуждены были признать, что цена их имущества падает с каждым днем. Быть землевладельцем стало невыгодно, в то время как ранее зачастую презираемое занятие торговлей обещало большие выгоды. Старая феодальная хозяйственная система, основанная на земельных владениях, разваливалась, и ей на смену пришла современная система, основанная на торговле.


Франсиско Писарро за короткий срок завоевал Перу. Он был убит в 1541 году в городе Лима, который он основал и назвал Сьюдад-де-лос-Рейес, что в переводе с испанского означает «королевский город».

Покорение Южной Америки

Теперь перенесемся в Южную Америку. Кортес уже вовсю хозяйничает в Мексике, а берега южного материка все еще ждут конкистадоров. Первое испанское поселение на материке, Сан-Себастьян, основанное Алонсо де Охедой в 1510 г., продержалось недолго: беспрерывная война с индейцами вынудила колонистов, по совету Бальбоа, перебазироваться на Панамский перешеек, где они основали поселение Санта-Мария. Золота у южноамериканских индейцев оказалось мало, до смешного мало, а значит толку в этой земле не было никакого - вот и объявили ее колониальные власти «землей бесполезной».

И все же успехи Кортеса, наконец-то, расшевелили конкистадоров и они всполошились: если золотоносная страна обнаружилась на севере, то почему бы ей не быть и на юге? Уж там-то ей самое место! Тут как раз вспомнилась древняя и весьма распространенная научная теория, которая сыграла важную роль в возникновении мифа об Эльдорадо. Теория эта гласила, что золото взрастает под землей от солнечного жара, а значит, в экваториальных странах драгоценных металлов и камней должно быть больше, чем в северных. И вот на карибском побережье Южной Америки появились два постоянных поселения, ставшие базами для проникновения в глубь материка: Санта-Марта в Колумбии, в устье реки Магдалена (1525), и Коро в Венесуэле (1527). Экспансия в Южную Америку шла по трем направлениям.

Началась она с Карибского побережья и вдохновлялась слухами о сокровищах близлежащего Южного моря (Венесуэла тогда считалась островом), а позже - о золотоносных странах Мета, Херире, Омагуа, Эльдорадо. Первые крупномасштабные экспедиции в глубь материка предприняли агенты немецких банкиров Вельзеров, которым испанская корона в оплату за долги продала Венесуэлу. Сделка казалась взаимовыгодной: сдавая «в аренду» несчитанные земли Нового Света, монарх получал разовую плату (по различным предположениям, от пяти до двенадцати тонн золота) плюс королевскую пятую часть с доходов; немецкие же владельцы приобретали целую страну, ограниченную с севера Карибским морем, с запада мысом Ла-Вела, с востока - мысом Маракапан, а с юга - никак не ограниченную, поскольку никто еще не знал ее протяженности в меридиональном направлении. «До моря» - просто указывал договор, подразумевая Южное море (Тихий океан), омывающий Америку с юга. Венесуэла интересовала немецких банкиров лишь как перевалочный пункт на пути к богатствам стран Азии. Сообразно общему мнению, они были убеждены, что озеро Маракайбо сообщается с Южным морем и предписали своим наместникам искать морской пролив, а попутно снять «золотые пенки» с индейских цивилизаций.

В двух экспедициях 1529–1531 гг. первый немецкий губернатор Венесуэлы Амвросий Альфингер обследовал берега озера Маракайбо и отроги гор Сьерра-Невада и продвинулся на триста километров вверх по реке Магдалена. Узнав о богатой стране Херира (это название, связано с плоскогорьем Херидас, где обитал народ, который стоял на сравнительно высоком уровне развития), конкистадоры безрассудно бросились штурмовать кручи гор, не имея даже теплой одежды. В горах погибло два десятка христиан и полтораста индейцев. Оставшиеся почти без носильщиков, конкистадоры были вынуждены бросить все снаряжение. Однажды Альфингер отделился от колонны, попал в индейскую засаду и был смертельно ранен; остатки войска бесславно возвратились восвояси.

В отсутствие Альфингера его соотечественник Николаус Федерман в 1531 г. ринулся из Коро на юг и открыл венесуэльские льянос (бескрайние травянистые равнины).

Одновременно в 1531–1532 гг. испанец Диего де Ордас, один из самых влиятельных и доверенных капитанов Кортеса при завоевании Мексики, проник в устье Ориноко и поднялся вверх по реке на тысячу миль. Здесь он узнал от индейцев о богатой золотом стране, лежащей на западе в горах (речь, несомненно, шла о стране чибча-муисков). Приток Ориноко, берущий начало в той стране, он назвал Мета (по-испански - «цель»), и с тех пор мифическое государство Мета будоражило воображение конкистадоров. Судебное разбирательство и скоропостижная смерть помешали Ордасу предпринять вторую экспедицию на Ориноко.

Нежданные гости

Его правопреемником стал Херонимо де Орталь, который организовал экспедицию по следам Ордаса, поставив ее командующим Алонсо де Эрреру Тот дошел до реки Мета и поднялся километров на двести вверх по течению, где и нашел смерть от индейских стрел в очередной стычке с воинственными карибами. Оставшиеся без командира, конкистадоры повернули назад. Орталь рьяно берется за подготовку новой экспедиции и сам устремляется к заветной цели - в царство Мета. Но столь тяжелым оказался тот поход, что по пути солдаты взбунтовались, сместили Орталя с поста генерал-капитана, посадили в лодку и отправили вниз по течению Ориноко. Каким-то чудом он выжил, чтобы мирно окончить свои дни в Санто-Доминго. Вслед за Орталем на поиски царства Мета отправился губернатор острова Тринидад Антонио Седеньо. По пути он умер - как считают, его отравила собственная рабыня.

Искомое богатство приносит экспансия с Тихоокеанского побережья. В 1522 г. Паскуаль де Андагойа прошел из Панамы около четырехсот километров вдоль западного берега Южной Америки: сам он ничего кроме диких племен не видел, зато получил определенные сведения о богатой золотом стране, лежащей к югу от реки Виру (видимо, местное название реки Патия, которое Андагойа истолковал как «страна Перу»), Эти сведения вдохновили немолодого уже Писарро организовать для завоевания Перу своего рода «общество на паях» вместе с конкистадором Диего де Альмагро и богатым священником Эрнандо Луке. В 1524 г. Писарро и Альмагро с сотней людей предприняли первое плавание к Перу, но не продвинулись дальше, чем Андагойа; через два года повторили попытку, пересекли экватор и захватили в плен несколько перуанцев, подтвердивших сведения о баснословных сокровищах империи инков. В 1527–1528 гг. Писарро добрался до залива Гуаякиль, где был расположен богатый город Тумбес. С трофеями он вернулся в Испанию, подписал с королем договор и уже в качестве губернатора Перу в 1531 г. отправился покорять государство инков с отрядом из ста двух пехотинцев и шестидесяти двух всадников. Инки не чинили препятствий на пути продвижения испанцев, которые бодро дошли до горной крепости Кахамарка, где расположился Верховный Инка Атауальпа с пятитысячным войском. Дальнейшие события общеизвестны: при встрече с императором испанцы устроили резню, взяли его заложником, и тот предложил пришельцам в качестве выкупа за свою жизнь завалить золотыми предметами комнату, где его содержали (площадью в тридцать восемь квадратных метров). Писарро получил на этой сделке около шести тонн золота, а властитель инков - гарроту, смерть через удушение.

Богатства Перу кружат головы конкистадорам; начинается своего рода массовый психоз поисков золотой страны, продлившийся два с половиной века. Из столицы государства инков, Куско, покоренной в 1533 г., завоеватели двумя потоками устремляются на север и на юг. Себастьян Белалькасар к 1537 г. завоевывает обширные территории северной части инкской империи, включая город Кито (Эквадор). Диего де Альмагро в 1535–1537 гг. пересекает Боливию и открывает высокогорное озеро Титикака, затем, преодолев Чилийские Анды через перевал на высоте четырех километров, выходит на берега реки Ма-уле. С пустыми руками, заморозив десятки христиан и полторы тысячи носильщиков в Андах, обратно он возвратился через безводную пустыню Атакама, пройдя в оба конца около пяти тысяч километров.

Казнь Атауальпы

Альмагро вернулся в Перу, когда страна была охвачена индейским восстанием. Поставленный марионеточным императором инков Манко Капак Второй перехитрил Писарро, поднял инков на борьбу, нанес испанцам несколько поражений и полгода осаждал город Куско, где заперлись братья Писарро Гонсало, Эрнандо и Хуан. Последний погиб при вылазке; положение осажденных стало критическим, и лишь внезапное появление войска Альмагро переломило ситуацию в пользу испанцев. Разбитые повстанцы во главе с Манко Капа-ком ушли в неприступную высокогорную область, где основали так называемое Новоинкское царство с центром в городе Вилькабамба - этот обломок империи инков сохранялся до 1571 г.

Сняв осаду с Куско, Альмагро, недовольный разделом Перу, взял Гонсало и Эрнандо в плен; первому удалось бежать, а второго Альмагро освободил под честное слово Франсиско Писарро, обещавшего уступить ему Куско. Не следовало бы доверять слову того, кто столь вероломно пленил и казнил Атауальпу. Едва Эрнандо оказался на свободе, братья Писарро собрали силы, разгромили войско Альмагро в кровопролитной битве при Са-линасе, а его самого казнили в июле 1538 г. Уцелевшие сторонники Альмагро, ущемленные в правах, через три года составили заговор, ворвались в дом Франсиско Писарро и зарубили его, после чего провозгласили губернатором Перу незаконнорожденного сына Альмагро Диего. Недолго, однако, он властвовал. Назначенный королем новый губернатор с помощью сторонников Писарро захватил Диего, предал суду и казнил в сентябре 1542 г.

Между тем экспансия с Карибского побережья, наконец-то, принесла не только географические открытия, но и весомую добычу. В 1536 г. испанец Хименес де Кесада во главе семисот человек отправился из колонии Санта-Марта на юг через непроходимую сельву вдоль реки Магдалена, а затем повернул на восток, в горы, пересек Кордильеры и вышел в долину Боготы. За время тяжелейшего перехода он потерял четыре пятых своих людей, но с оставшимися полутора сотнями человек в 1538 г. завоевал богатую золотом и изумрудами страну чибча-муисков, заняв в ряду удачливых конкистадоров третье место после Писарро и Кортеса. Вскоре, к досаде Кесады, в долине Боготы объявились еще две экспедиции: немец Федерман добрался туда с востока, через венесуэльские льянос, а Белалькасар - с юга, из Кито, и оба предъявили претензии на владение страной. Как ни удивительно, дело не кончилось дракой - трое генерал-капитанов отправились в Испанию мирно решать свои споры в суде. Федерман угодил в долговую тюрьму, где и окончил свои дни, Белалькасар получил в управление провинцию Попаян, а Кесада после долгих судебных мытарств был возведен в звание маршала вице-королевства Новая Гранада, каковым стала бывшая страна муисков.

Мираж Эльдорадо не тускнеет. В поисках золотых царств безмерные венесуэльские равнины безрезультатно бороздят, теряя сотни людей, немцы Георг Хоэрмут фон Шпайер (1535–1539) и Филипп фон Гуттен (1541–1546). Последний сумел дойти до экватора, проникнув в самые потаенные области континента, где, по его заверениям, открыл могущественное государство индейцев омагуа, данников амазонок, и видел их пышный город Куарика, впоследствии так и не найденный. Он намеревался предпринять новую попытку покорить омагуа, но был вероломно казнен губернатором Венесуэлы. В 1557 г. после длительной тяжбы испанская корона расторгла контракт с немецкими банкирами, и Венесуэла перешла во владение испанцев.

Экспедиции в Перу и Чили

Родной брат Писарро Гонсало владел в Перу обширной провинцией и был несметно богат. А все же не хватало ему Эльдорадо, и в начале 1541 г. он отправился на север от Кито в поисках золотой страны. Экспедиция была роскошно экипирована: триста двадцать испанцев, почти все конные, четыре тысячи индейцев-носильщиков, несметные стада лам, овец и свиней на прокорм. Перевалив Восточные Кордильеры, Писарро открыл реку Напо, приток верхней Амазонки. Здесь он обнаружил целые леса коричного дерева. Если учесть, что в ту эпоху корица ценилась чуть ли не на вес золота, Гонсало Писарро мог быть уверен, что нашел свое Эльдорадо. Обследуя «страну корицы», Писарро спустился вниз по реке, пока впервые не достиг Амазонской низменности. Провизии в этих безлюдных местах не было, а голод становился все ощутимее. И тогда Писарро отправил вниз по течению Напо отряд в полсотни человек под командованием Франсиско де Орельяны с приказанием любой ценой раздобыть еды для изголодавшихся воинов. Недели шли за неделями, а от разведчиков - ни слуху ни духу. Пришлось конкистадорам возвращаться восвояси. По пути они доели последних лошадей, последних собак и всю кожаную амуницию. В июне 1542 г. в окрестностях Кито появилось восемьдесят изможденных людей, которые просили горожан прислать им что-нибудь из одежды, дабы прикрыть наготу. Самый страшный удар ожидал Писарро в Кито: при взгляде на образцы коричного дерева знающие люди сказали, что никакого отношения к драгоценной цейлонской корице они не имеют.

А что же случилось с отрядом Орельяны? По быстрому течению реки испанцы за две недели сплавились на несколько сот километров и, не имея возможности вернуться, продолжили путь, куда вода вынесет: так в 1541–1542 гг. они, беспрерывно атакуемые туземцами, проплыли по реке Амазонка от верховьев до устья почти восемь тысяч километров и вдоль Атлантического побережья добрались до острова Маргарита. Только теперь становятся ясны грандиозные размеры Южноамериканского материка. По пути, как сообщает хронист беспримерного плавания, испанцы имели жестокую стычку со светлокожими воительницами, а также раздобыли «достоверные» сведения о богатствах государства амазонок. Так и получилось, что река, названная по праву первопроходца рекой Орельяны, легла на карты Южной Америки под названием реки Амазонок.

В Чили с 1540 г. Педро де Вальдивия пытается склонить к покорности гордых араукан, но за тринадцать лет ожесточенной войны ему так и не удалось продвинуться южнее реки Био-Био. В 1553 г. Вальдивия попал в плен к индейцам и был жестоко казнен. После гибели своего военачальника испанцы вынуждены отступить, а на непокоренных территориях индейцы сохраняли независимость вплоть до XX в.

Третье направление испанской экспансии в Южной Америке, вдохновляемое слухами о мифических Серебряном царстве, Городе Двенадцати Цезарей, Серебряной горе и Великом Пай-тити, идет с юго-восточного побережья Атлантики, через устье Рио-де-Ла-Платы, открытой еще в 1515–1516 гг. В 1535 г. мощная экспедиция во главе с Педро де Мендосой заложила города Буэнос-Айрес и Асунсьон, столицы будущих Аргентины и Парагвая. В 1541–1542 гг. неугомонный Альвар Нуньес Кабеса де Вака пересек юго-восточную часть Бразильского нагорья и вышел к Асунсьону. Из Парагвая конкистадоры движутся на северо-запад, к Боливии, где в 1545 г. действительно-таки найдена Серебряная гора - крупнейшее в мире месторождение серебра; здесь был заложен город Потоси. Из Боливии конкистадоры устремляются на юг, в Аргентину, где в 60-е - 70-е гг. основаны города Тукуман и Кордова.

Из книги Колесницы богов автора Дэникен Эрих фон

Тайны Южной Америки и другие странности Хотя я подчеркивал, что в мои намерения не входит подвергать сомнению историю человечества за последние две тысячи лет, я убежден, что в облике греческих и римских богов и сопутствующих им персонажей легенд и мифов сказываются

автора Кофман Андрей Федорович

АМАЗОНКИ ЮЖНОЙ АМЕРИКИ Сознание, настроенное на миф, обладает особого типа избирательностью: оно воспринимает лишь то, на что настроено, а все остальное, противоречащее мифу, попросту не замечает. Поэтому не столь уж и важно, нашлись или нет амазонки в Северной Америке.

Из книги Америка несбывшихся чудес автора Кофман Андрей Федорович

Глава пятая ЗОЛОТЫЕ МИРАЖИ ЮЖНОЙ АМЕРИКИ ПРЕДВЕСТИЯ С начала была «терра инкогнита», неведомая земля, открытая Колумбом 1 августа 1498 г. Как только в 1499 г. королевская чета отменила монополию Адмирала на открытие новых западных земель, по его следам ринулись другие

автора Резников Кирилл Юрьевич

Глава 15. Индейцы Южной Америки 15.1. Земля и люди Земля. Структура и рельеф. Южная Америка (17,8 млн. км?) в основном расположена в Южном полушарии, но север континента находится в Северном полушарии. Омывается на западе Тихим, а на востоке Атлантическим океаном. Широкий пролив

Из книги Запросы плоти. Еда и секс в жизни людей автора Резников Кирилл Юрьевич

15.2. Индейцы Южной Америки Происхождение Происхождение северо– и южноамериканских индейцев рассмотрено в предыдущей

Из книги Запросы плоти. Еда и секс в жизни людей автора Резников Кирилл Юрьевич

15.4. Индейцы тропиков Южной Америки Общие сведения Тропическая область простирается от подножия Анд к востоку до Атлантического океана и включает огромные бассейны Амазонки и Ориноко, Бразильское нагорье и верхнюю часть бассейна р. Парагвая. Обычно ее рассматривают

Из книги Сокровища и реликвии потерянных цивилизаций автора Воронин Александр Александрович

Из книги Путешествия Христофора Колумба [Дневники, письма, документы] автора Колумб Христофор

[Открытие Южной Америки] Светлейшие, высочайшие и всемогущие владыки, король и королева, наши государи.Святая троица подвигла ваши высочества на это предприятие в Индиях и по своей бесконечной милости сподобила меня стать посланцем своим, и я явился пред королевские

Из книги Тайны древних пирамид автора Фисанович Татьяна Михайловна

Глава 3 РУИНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ЮЖНОЙ АМЕРИКИ Свидетели древних цивилизацийВеличественные руины Центральной Америки производят неизгладимое впечатление. Внушительный вид сохранившихся храмов, очень массивные стены; к главному входу, как правило, ведут весьма широкие

автора Магидович Иосиф Петрович

Из книги Очерки по истории географических открытий. Т. 2. Великие географические открытия (конец XV - середина XVII в.) автора Магидович Иосиф Петрович

Глава 31. ОТКРЫТИЕ И ИССЛЕДОВАНИЕ ВНУТРЕННИХ ОБЛАСТЕЙ ЮЖНОЙ АМЕРИКИ Организация португальской Бразилии На побережье Бразилии первые португальские колонисты появились уже в начале XVI в. Одни только пиренейские страны считали, что Португалия имеет права на восточную

Из книги Рыцари Нового Света [с иллюстрациями] автора Кофман Андрей Федорович

Покорение Северной и Центральной Америки Теперь, подступив собственно к периоду конкисты, посмотрим сначала, как развивались события на Североамериканском материке и в Центральной Америке. По необходимости нам придется ограничиться беглым перечнем событий - главное,

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Покорение Римом Южной Италии В начале III в. до н. э. греческие полисы юга Италии были раздираемы внутренними распрями и подвергались набегам племен апулов, луканов и бруттиев. Не будучи в состоянии противостоять натиску луканов, город Фурии обратился за помощью к Риму.

Из книги Разум и цивилизация [Мерцание в темноте] автора Буровский Андрей Михайлович

Глава 7. Непонятная цивилизация Южной Америки Помните, что в тропиках даже самые невероятные истории могут оказаться совершеннейшей правдой. Карл Гагенбек Тиауанако, который не Тиауанако Тиауанако на языке современных индейцев кечуа означает «мертвый город». По другой

Из книги Александр Гумбольдт автора Скурла Герберт

«Benemerito» Центральной и Южной Америки Гумбольдт, как мы уже писали, не был революционером в подлинном смысле слова в отличие от его старшего друга Георга Форстера, который неутомимо и бесстрашно боролся за свободу соотечественников и готов был отдать жизнь за свои идеалы.

Из книги Чудеса света автора Пакалина Елена Николаевна

Современные чудеса Северной и Южной Америки Статуя Свободы Статуя Свободы установлена на острове Свободы (бывший Бедлоу) при въезде в нью-йоркский порт. Самый грандиозный памятник Северной Америки был открыт в октябре 1886 г. Но идея такого монумента зародилась

Мифы о конкисте
успокоитель

1. Конкистадоры уничтожили миллионы людей (как и в случае с инквизицией количество миллионов зависит от фантазии автора)
   
    Прямого целенаправленного геноцида со стороны испанцев не было. Это - миф, созданный антикатолической пропагандой. Даже если бы испанцы хотели бы этого, они просто физически бы не смогли сделать из-за своей малочисленности.
    Да, конкистадоры нередко жестоко подавляли выступления индейцев, но неверно только их объявлять виновниками демографической катастрофы.
    На нее повлияло совокупность факторов: а именно
    1. эпидемии.
    2. каторжный труд на рудниках.
    3. жестокость конкистадоров, проявленная в подавлении индейских выступлений.
   
    Первый фактор принято замалчивать, но он был весьма весомым, если не сказать решающим факторов, повлиявшим на численность индейского населения. Испанцы проникнув в Новый Свет завезли много болезней, от которых у индейцев не было иммунитета: корь, туберкулез, золотуху, чуму, тиф, инфлюэнцу, коклюшеобразный кашель и оспу. До завоевания испанцами, империя ацтеков насчитывала около 20 миллионов человек.
    От эпидемии оспы в 1521, после падения Теночтитлана, погибло около 10% ацтеков Затем была еще эпидемия оспы - в 1545-48 годах и эпидемия тифа в1576-81 годах. Тогда погибло еще почти 40% индейцев.
    "Ужасным и всеобъемлющим было нашествие мора на Мексику. Не было ни одного дома или очага, на которые не излился бы гнев Господень. Когда скрылась, истаяла за горизонтом черная беда, страна стала пустыней - ни петушиного крика, ни человечьего голоса, ни огня, ни борозды" , - так описывает эпидемию 1576 года ее современник, известный летописец Нового света францисканский монах Хуан де Торквемада. (не путать с Томасом Торквемадой - основателем инквизиции)
   
    Еще более ужасной по последствиям оказалась эпидемия оспы в империи инков. Из-за эпидемии натуральной оспы в течении примерно 15 лет империя инков сократилась с 30 миллионов до, примерно, 3 млн человек.
    Тот факт, что конкистадоры не уничтожили индейское население Центральной Америки проверяется просто проверкой на национальность жителей стран, на территории которых ранее существовали цивилизации, "уничтоженные" испанцами.
    Вот, например, национальный состав Перу(экс территория инков): индейцы 45%, метисы(смешанного испано-индейского происхождения) 37%, белые 15%, негры, японцы, китайцы.
    Чуть хуже положение с индейцами в Мексике(экс территория ацтеков и майя): метисы 60%, индейцы 30%, белые 9%.
    Намного хуже обстояло дело с индейцами, населявшими острова Куба и Гаити, где преимущественным фактором уменьшения народонаселения была жестокость и алчность испанцев. Там, действительно, население сократилось с нескольких сотен тысяч до нескольких тысяч индейцев.
   
    2. Конкистадоры победили только за счет огнестрельного оружия.
   
   

Безусловно, технологическое превосходство сыграло свою роль, но далеко не самую главную. Превосходство индейцев в живой силе было подавляющим (сотни, иногда несколько тысяч испанцев против сотен тысяч индейцев), и никакие мушкеты и пушки не спасли бы испанцев, тем более что их быстро переставали бояться. Уже во второй битве с тласкаланцами Кортес отмечал, что индейцы не обращали никакого внимания на грохот пушек и бесстрашно шли в бой. Никакие аркебузы и латы не спасли от разгрома армии Кортеса в "ночь печали", когда восставшие ацтеки уничтожили большую часть армии Кортеса.
    Причин поражения индейцев было много: это и полное отсутствие тактики при боях, когда индейцы не сумели воспользоваться своим численным превосходством, и внутренняя вражда индейцев между собой, и помощь враждебных ацтекам племен, (например при взятии Теночтитлана Кортесу помогали десятки тысяч союзников из индейских племен), и превосходство испанцев в дисциплине и оружии, и личный талант Кортеса, и безвольность самих индейцев и наконец просто везение.
    Ничем иным как везением и отвагой испанцев, например, нельзя объяснить победу конкистадоров у Отомпана. Возвращаясь после разгрома своей первой армии, 7 июля 1520 года, изрядно поредевшие конкистадоры со своими союзниками, встретились с огромной армией ацтеков, насчитывавшей по разным оценкам от 100 до 200 тысяч воинов. Превосходство ацтеков было подавляющим, но, тем не менее, испанцы одержали блестящую победу благодаря храбрости Кортеса. Он лично во главе конного отряда ворвался в грозивший поглотить его океан ацтекских войск и пронзил копьем пышно одетого вождя индейцев.
    Ацтеки, потеряв предводителя, в панике бежали…
   
    3. Индейцы были добрыми и наивными по сравнению с христианскими фанатиками.
   
    Блажен кто верует. Однако невиданную жестокость индейских цивилизаций признают даже светские историки. Индейцы, населявшие Американский континент и острова были очень воинственны и жестоки. Уже Колумб упоминает в своем письме людей, "которых считают на всех других островах очень свирепыми, и едят эти люди человеческое мясо" (ХРИСТОФОР КОЛУМБ ПИСЬМО САНТАНХЕЛЮ И САНЧЕСУ).
    Глубокое же исследование индейских обычаев и религиозных культов может повергнуть в шок современного цивилизованного человека. Начать хотелось бы с ацтеков - цивилизации, погрязшей в таких кровавых жертвоприношениях и такой бессмысленной изощренности, что ей по праву можно присудить звание самой сатанинской религии за всю историю человечества.
    Для наглядности приведем отрывки из книги "Конец пожирателей человеческих сердец" польского историка, атеиста Зенона Косидовского, которого никак нельзя подозревать в симпатиях к конкистадорам - христианам:
   
    Человеческие жертвы ацтеки приносили следующим образом. Четыре жреца, размалеванные в черный цвет, в черных одеждах, хватали юношу за руки и ноги и бросали его на жертвенный камень. Пятый жрец, облаченный в пурпурные одеяния, острым кинжалом из обсидиана распарывал ему грудную клетку и рукой вырывал сердце, которое затем бросал к подножию статуи бога. У ацтеков существовало ритуальное людоедство: сердце поедали жрецы, а туловище, сброшенное со ступеней пирамиды, уносили домой члены аристократических родов и съедали его во время торжественных пиршеств.
    Кроме 18 главных празднеств в году, нередко продолжавшихся по несколько дней, едва ли не каждый день отмечался праздник какого-нибудь из богов, поэтому человеческая кровь лилась непрерывно. ….
   
    Богине плодородия приносили в жертву молодую девушку. Раскрашенная в красный и желтый цвет, что символизировала кукурузу, она должна была исполнять изящные ритуальные танцы, а потом гибла на жертвенном алтаре.
    В религии ацтеков существовал даже особый покровитель человеческих жертв - божок Хипе. В его честь жрецы сдирали кожу с живых юношей, которую натягивали на себя и носили в течение 20 дней. Даже сам король надевал кожу, срезанную со стоп и ладоней. ….
    Верхом дикости представляется нам ритуал, связанный с культом бога огня. Жрецы разжигали в храме этого бога огромный костер, потом раздевали догола военных пленников и, связав их, бросали в огонь. Не дожидаясь, пока они погибнут, вытаскивали их крючьями из пламени, клали себе на спину и исполняли ритуальный танец вокруг костра. Только после этого жрецы закалывали их на жертвенном камне. …
    Религия ацтеков не щадила даже детей. Во время засухи жрецы убивали мальчиков и девочек, чтобы бог дождя смилостивился. Младенцев, купленных у нищих родителей, наряжали в праздничные одежды, украшали цветами и в колыбелях вносили в храм. Закончив ритуальные обряды, их убивали ножами.
    Как только появлялись первые ростки кукурузы, детей умерщвляли по-иному: им отрезали головы, а тела хранили в горных пещерах как реликвии. В период созревания кукурузы жрецы покупали четырех детей в возрасте пяти-шести лет и запирали в подвалах, обрекая на голодную смерть. …
    Точно неизвестно, сколько человеческих жертв приносилось ежегодно в государстве ацтеков. Ученые считают, что 20-30 тыс. Возможно, эти цифры преувеличены, но нет сомнения, что они все-таки были внушительными. Доказательством служат настоящие склады с десятками тысяч черепов, найденные конкистадорами во всех ацтекских городах, и в особенности уже упомянутое сооружение в Теночтитлане, где Берналь Диас насчитал 136 тыс. черепов…
    Ацтекскому государству приходилось постоянно беспокоиться о том, чтобы обеспечивать ненасытных богов жертвами…
    Особая группа воинов только тем и занималась, что захватывала пленников и доставляла их в храмы. Не одну войну ацтеки начинали лишь затем, чтобы добыть пленников. Мерилом доблести, а следовательно, и заслуг ацтеков было количество их пленников, которое имелось на счету у каждого воина, поэтому ацтеки, вместо того чтобы убивать противников и наносить им раны, старались во что бы то ни стало брать их в плен. В этом странном обычае, наверно, и следует искать объяснение того, что среди конкистадоров оказалось поразительно мало убитых и раненых…
    Монтесуму как-то спросили, почему он терпел в столь близком соседстве независимое государство тласкаланцев. Он ответил, не задумываясь: "Чтобы оно поставляло нам людей для жертв богам".

    Жертвоприношения поражают исследователей не только их звериной жестокостью, но и размахом. Например, во время церемонии освящения большого храма бога войны Уицилпочтли, в Теночтитлане была устроена настоящая бойня. В жертву были принесены, по разным оценкам, от 20 до 80 тысяч пленных, захваченных ацтеками во время их похода…
    В течение года отмечалось 18 главных праздников с человеческими жертвоприношениями; кроме того, практически каждый день отмечался праздник одного из богов (урожая, плодородия, дождя, маиса, агавы и т.д.). По оценкам ученых, в государстве ацтеков ежегодно приносилось в жертву около 20-30 тыс. чел. Во время продвижения отряда Кортеса от побережья вглубь Мексики в каждом ацтекском городе испанцы находили по несколько десятков тысяч черепов принесенных в жертву людей, а в столице ацтеков, городе Теночтитлане, вокруг главного храма Солнца испанец Берналь Диас насчитал 136 тысяч черепов. Другие индейцы конечно уступали ацтекам, но тем не менее и у них были распространены человеческие жертвоприношения, каннибализм и шокирующие ритуалы.
    Подобные ритуалы с вырезанием сердец и посвящением их богам существовали и у других цивилизаций Южной Америки: инков и майя. (Ацтеки собственно свой главный ритуал позаимствовали именно у майя) Кроме того, они имели и свои "оригинальные разработки": майя кидали жертвы в специальные колодцы-сеноты во время засухи, инки в горах закладывали камнями мальчиков. Жрецы Майя, как и друиды, также любили гадать над истекающей кровью жертвой. Также инки в случае болезни приносили в жертву своих детей, умоляя богов принять эту жертву вместо себя.
    Для того чтобы отвратить нападения врагов и эпидемии, а также во здравие императора, Солнцу приносили в жертву рослых красивых детей без каких-либо изъянов в возрасте до 10 лет. Армия инков отличалась высокой дисциплиной: смертная казнь грозила даже за отлучку без ведома военачальника. Инки в бою, помимо обычного оружия, применяли психологическое оружие: звуки флейт, сделанных из костей побежденных врагов и грохот деревянных барабанов с натянутой на них человеческой кожей.
    Милослав Стингл, известный чешский американист в своей книге "Индейцы без томогавков" приводит весьма жуткие сведения из жизни менее "цивилизованных" индейских племен, чем ацтеки или инки.
    У воинов индейских племен проживавших в Южной Америке и принадлежавших к древним культурам Чавин и Наска был обычай носить отрубленные головы врагов на поясе, что, по-видимому, свидетельствовало о доблести воина. Индейцы мочика, проживавшие на территории современного Перу, также приносили людей в жертву богам. Орлы пьющие из ритуальных сосудов кровь - наиболее распространенный мотив в культуре Мочика. Кроме того, известно об обычае у некоторых племен, в частности племен Чиму, хоронить вместе с умершим правителем десятки молодых девушек. Индейцы воинственных чакских племен подобно североамериканским сородичам скальпировали и убивали пленников. Причем из черепов побежденных делали чаши, а из костей - флейты. Эквадорские хиваро охотились за головами своих неприятелей. Убитым врагам они отрезали головы, стягивали с головы кожу, наполняли ее горячим песком и особым способом уменьшали эту голову до размеров теннисного мяча. При этом лицо жертвы полностью сохраняет прежнее подобие. По представлениям хиваро такая тсантса (так они называют эти высушенные головы) дарует охотнику силу врага. Ну и наконец каннибалы-карибы, уже упомянутые Колумбом, проживали в районе реки Амазонка и на Карибских островах.
    Тольтеки, которые покорили многие майские города, также прибегали к массовым человеческим жертвоприношениям. Так в их столице Чичен-Иц находился так называемый "Священный Сенот", который представлял собой гигантскую круглую воронку диаметром 60 метров. В эту воронку регулярно сбрасывались десятки людей, которые были вынуждены отправлять подчиненные им майские города.
    Также у индейцев были весьма жестокие наказания. Например, у инков смертью карались даже такие мелочи как поваленное в лесу дерево или кража плода с государственной плантации, не говоря уже о более серьезных проступках. Виды казни были чрезвычайно изощрены в своей жестокости: жертву били камнями, бросали в пещеру к ягуарам или ядовитым змеям, подвешивали верх ногами или за волосы над пропастью. В случае серьезного преступления казни подлежали все родственники преступника.
    Так, например, Верховный Инка Атаульпа, о печальной гибели которого от рук испанцев так скорбят защитники индейцев, приказал после победы в гражданской войне устроить настоящую бойню проигравших. По его приказу были убиты жёнами, друзьями и советники неудачливого брата Уаскара.
    Кстати позже сам Атауальпа признался испанцам Писсаро что он хотел взять их в плен и принести в жертву богам. Можно еще долго перечислять все злодеяния индейцев, но даже на этих примерах видно, что испанцы столкнулись в Новом Свете не с белыми пушистыми созданиями, а племенами, в которых господствовала не любовь и права человека в единстве с природой, а жестокий закон джунглей.
   
    4. Конкистадоры уничтожили великие города и культуру великих цивилизаций.
   
    Конкистадоры не уничтожали городов - это противоречило бы элементарному здравому смыслу. Они нуждались в опорных пунктах для завоевания государства. Уничтожались или переделывались языческие храмы с идолами и писаниями, в которых совершались языческие обряды, в том числе и кровавые человеческие жертвоприношения, о которых мы уже сказано выше.
    Те города, которые находят в джунглях - это остатки цивилизации майя, которая пришла в упадок без всякой помощи конкистадоров еще в 10 веке. Испанцы уничтожали золотые украшения, в том смысле, что переплавляли их по известным причинам.
   
    5. Испанские хронисты защищавшие конкистадоров были пристрастны, а защищавшие индейцев - честными.
   
    Скорее всего, истина, как это часто бывает, находится посередине. Известно, что основным источником о зверствах испанцев служат "Истории Индий" монаха Бартоломе де Лас Касаса.
    Не умаляя искренности и милосердия Лас Касаса, стоит заметить его экспрессивную натуру. Большое желание помочь угнетенным индейцам заставляло его преувеличивать злодеяния испанцев и наоборот оправдывать злодеяния индейцев.
    Так, например, описывая первую карательную экспедицию по подавлению индейского восстании на острове Саона, он рассказывает, что все началось с того, как из-за самонадеянной неосторожности одного испанца, не удержавшего большую собаку, она загрызла местного касика.
    Через некоторое время индейцы убили за это восьмерых испанцев с другого судна, которые не имели к этому трагическому случаю никакого отношения. В связи с чем Лас Касас пишет: "Но даже при том, что эти восемь в данном случае не были ни в чем повинны, все равно нельзя считать, что их убили несправедливо, так как народ, ведущий справедливую войну против другого народа, не обязан в каждом случае выяснять, какой из его врагов виновен, а какой нет; и вообще невиновность человека может быть определена с первого взгляда или очень быстро; так, никому не придет в голову сомневаться в невиновности детей - это видно с первого взгляда, без долгих слов;"
    При этом он сам в начале повествования замечает что "между населением островка Саона и испанцами, которые жили в этом порту и городе Санто Доминго, существовали тесные связи и дружба."
    Дальше - больше, по представлениям Лас Касаса: "все испанцы этого острова отлично понимали, что индейцы были оскорблены в своих лучших чувствах, и преисполнены печали, и имели все основания восстать и убить любого испанца, который попадется им под руку."
    Восстание было жестоко подавлено. По данным монаха, конкистадоры убили сотни индейцев… Описание подобных зверств встречаются еще не раз в произведении Лас Касаса, и каждый раз он становится исключительно на сторону индейцев.
    Вот еще интересное умозаключение историка. Описывая жалобы испанцев королю на противодействие и каннибализм индейцев он в конце заключает: "И хотя число убитых было очень мало, испанцы отовсюду с этих земель стали посылать жалобы королям, что индейцы - каннибалы (так они тогда называли тех, кого мы теперь зовем карибами)30, что они едят человеческое мясо, не желают иметь дела с христианами, не допускают их на свои земли и безжалостно их убивают; при этом испанцы, разумеется, умалчивали о том, как сами поступали с индейцами, и о том, что за эти поступки индейцы имели полное право в отместку не только убивать их, но и пить их кровь и есть их мясо."
   
    6. Испанцы ввели рабовладельчество, поработив свободолюбивых индейцев.
   
    На самом деле свободолюбивые индейцы прекрасно знали что такое рабство. Даже у самых мирных племен Таино, проживающих на Кубе было распространено рабство. Не говоря уже об остальных.
    Испанцы просто усовершенствовали его, подстроив под свои нужды.
    Особенно хорошо было развито рабовладение в развитых индейских цивилизациях: у майя, у ацтеков и инков. Хотя тут был один ньюанс. Если в остальных уголках мира основным источником рабства служили войны, то у некоторых индейских народов в рабство попадали как правило свои. Военных пленников индейцы приносили в жертву богам. Так, например, у ацтеков в рабство попадали за кражу, в случае невозврата долга или за предательство начальника. Также родители продавали своих детей за непослушание или за какие-нибудь другие грешки. Торговля рабами в Ацтекском государстве имела широкое распространение. Посредниками здесь обычно выступали купцы. Наиболее крупные рынки работорговли находились в двух городах - Ацкапоцалько и Исокане. Рабы обменивались на самые различные вещи - ткани, накидки, драгоценные перья и т.п. Стоимость раба колебалась в зависимости от его достоинств, но обычная его цена равнялась 20 накидкам. Рабов продавали не только в близлежащие районы, но и на чужбину.
    Использовали рабов индейцы по стандартной схеме: переноска тяжестей, сельскохозяйственные работы, строительство храмов, мостов и т.д.
    У инков существовало целое сословие государственных рабов - янакуна. Они обрабатывали государственные земли, пасли принадлежавшие государству стада лам, были слугами в домах инков.
    Знаменитые грандиозные сооружения инков сделанные из камней весом по несколько тонн были сделаны, понятное дело, не силой мысли продвинутых инков, а трудом огромной армии рабов.
    Конечно, было бы просто прекрасно, если бы испанцы даровали бы всем индейцам свободу, индейцы бросили бы свои войны и жертвоприношения, и наступило бы большое хорошо. Но, к сожалению, как это часто бывает, люди не всегда выбирают гуманные пути. Индейцы, несмотря на все их почтение к "белым богам" не торопились бросать свои обычаи, а кастильцы были слишком одурманены от радужных перспектив богатства и власти.
    В результате мы и получили, то что получили. Испанцы установили систему энкомьенде, которая состояла в том, что за конкистадорами закреплялись земли вместе с индейским населением, отрабатывавшем трудовую повинность. Причем эту повинность исполняли только мужчины возрастом от 15 до 50 лет. Женщины и дети к трудам не привлекались.
   
    7. Испанским властям главное было колонии, а не индейцы.
   
    Состав испанцев и цели их завоеваний не были однородными. При непредвзятом изучении конкисты можно заметить, что основными так сказать составляющими конкисты, определяющими ее ход, являлись:
    1. Конкистадоры, жаждавшие власти и денег.
    2. Миссионеры, желавшие принести цивилизацию и мирно христианизировать индейское население.
    3. Королевские власти, которым нужны были стабильные государства с христианским населением и приносящим доход короне.
   
    Между этими составляющими постоянно велась борьба. Поначалу огромная удаленность от империи и незнание истинного положения дел развязывала руки конкистадорам, которые не сильно связывали себя королевскими указами, и поступали, сообразуясь предпочтительно со своей выгодой.
    Но постепенно в Мексике стал складываться лагерь противников жестокости по отношению к индейцам, авангардом которого стали католические монахи, в том числе и знаменитый Бартоломе де Лас Касас. Их деятельность привела в конечном счете к принятию "Новых законов", предписывающих гуманное отношение к индейцам. Законы объявляли индейцев "свободными подданными его величества",снижали подати, взимаемые с индейцев, вводили кары за их убийство, ограничивали частное рабовладение.
    Самыми ярыми защитниками индейцев, как уже было сказано, являлись католичсекие монахи. Именно они первыми донесли правду до испанского короля
    Кроме того, необходимо отметить, что индейцы еще до кровавых событий, были признаны испанцами равноправными людьми с христианских позиций. Когда после подавления Колумбом восстания индейцев, адмирал отправил несколько сотен пленных в Испанию как рабов, то королева Испании Изабелла с гневом отвергла сей "подарок" и приказала вернуть индейцев в их деревни. Также королева послала за океан священников, чтобы привести индейцев к христианской вере; тем, кто примет крещение, обещали уменьшение налогов, а касикам даровали дворянские гербы, право носить шпагу и ездить на лошади.
    Добровольное вхождение под власть испанского монарха не раз упоминается в исторических источниках. Так например в (АКТ О ВСТУПЛЕНИИ ВО ВЛАДЕНИЕ) рассказывается о о том, как эскривано Франсиско де Исасага "принял во владение селения Апарии и Иримары и что сие было совершено без какого-либо противления [с их стороны]. Кроме того, удостоверяю, что вышеуказанные касики явились добровольно и поклялись его величеству в повиновении и что они свою службу исполняют и приносят христианам припасы."
    И далее во втором [ВТОРОЙ АКТ О ВСТУПЛЕНИИ ВО ВЛАДЕНИЕ] "засвидетельствовать и удостоверить подлинность того, что он принимает во владение одиннадцать касиков, не считая ранее уже принятых, кои снова к нам сейчас пожаловали с миром и кои носят следующие имена: Иримара, Параита, Димара, Агуаре, Пирита, Айнияна, Урумара, Апария, Макуйяна, Гуарикота, Мариаре, а также и всех остальных касиков, явившихся с миром. [Он просит меня также] засвидетельствовать то, как они сюда к нему пришли, какие услуги ему оказали и как он принял их в сказанное владение, не встречая противодействия с ничьей стороны." Кортес в своем "Втором послании императору Карлу V" также описывает свои отношения с индейцами, проживавшими вблизи побережья: "И, узнав от меня о Вашем Величестве и великом королевском могуществе, они объявили, что желают быть подданными Вашего Величества и моими друзьями и просят меня защитить их от оного великого правителя, который насильно и тирански их держит в своей власти и отбирает у них детей, дабы убивать их и приносить и жертву своим идолам. И еще много других жалоб высказали они на него, и по сей причине стали и пребывают ныне весьма верными и преданными слугами Вашего Величества и, полагаю, таковыми пребудут и впредь, чтобы не страдать от тиранства Моктесумы, а от меня они всегда видят доброе обхождение и покровительство." Испанские власти предписывали конкистадорам действовать не силой, но убеждением. Так например КАПИТУЛЯЦИЯ ОБ ИССЛЕДОВАНИИ, ЗАВОЕВАНИИ И ЗАСЕЛЕНИИ НОВОЙ АНДАЛУЗИИ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВО ОРЕЛЬЯНЫ О СОБЛЮДЕНИИ УСЛОВИЙ КАПИТУЛЯЦИИ, которая служила официальным разрешением капитану Франсиско де Орельяна на колонизацию индейских земель предписывалось взять "восьмерых духовных особ, чтобы они занимались бы наставлением и обращением [на стезю истинную] туземных жителей той страны", "не высаживайтесь на островах, расположенных посреди упомянутой реки, если на них есть какие-либо люди, однако вы можете послать туда духовных особ, с тем, чтобы они миром привели бы их нам к повиновению и приобщили бы к таинствам нашей святой католической веры" При этом неоднократно и настойчиво указывалось "порешить все дело миром" и "что бы ни случилось, надо остерегаться разрыва и ссор с индейцами." , "потому что следует избегать любых недоразумений, ибо подобные случаи уже бывали ранее и бывают до сих пор как в Перу, так и в иных странах." "Далее; вам и всякой особе из тех, что вместе с вами поедут, запрещается под страхом смертной казни и лишения всего состояния отбирать у индейцев мужних жен, дочерей и каких-либо других женщин, а также отнимать у них золото, серебро, хлопок, перья, [драгоценные] камни и другие вещи, находящиеся в их - названных индейцев - собственности, если только таковые [вeщи] не будут выменены и оплачены посредством каких-либо других равноценных, причем сии обмен да оплата производятся под наблюдением и досмотром упомянутого веедора и духовных особ" "Далее: ни под каким предлогом и ни в каком виде не следует вести с индейцами войны, не давать им на то повода, и если уж сражаться, так только лишь во здравом размышлении, достойном случая, и единственно для собственной защиты. Но прежде всего мы приказываем, чтобы им дали бы понять, что мы вас посылаем лишь для их наставления и обращения, а не затем, чтобы сражаться с ними, но, наоборот, - чтобы они смогли бы познать истинного бога и нашу святую католическую веру и пришли бы к повиновению, коим они нам обязаны. И паче чаяния индейцы окажутся настолько спесивы, что, пренебрегши увещаниями да предложениями мира, с которыми вы к ним обратитесь, все-таки пойдут на вас с войной, вы, не располагая иным средством, чтобы уберечься и защититься от них, кроме как пойти на ссору с ними, должны совершить сие последнее с наивозможно большей осмотрительностью и выдержкой, отбившись от них с наименьшей кровью и ущербом, насколько сие окажется в ваших силах. Все одежды, украшения и прочие вещи, кои будут у них отобраны, за исключением оружия как наступательного, так и оборонительного, вы и те, кто вместе с нами отправляется, должны собрать и возвратить этим индейцам, сказав им [при этом], что вы не желали им ущерба, который они понесли, что сие случилось по их собственной вине и из-за их к нам недоверия и что вы отсылаете им сии вещи, так как оные есть неотъемлемая их собственность, ибо вы не хотите ни убивать их, ни притеснять, ни лишать принадлежащего им добра, а лишь желаете их дружбы да покорности на службе богу и его величеству." "Далее: если какой-либо испанец убьет или ранит какого-нибудь индейца, он должен быть наказан в соответствии с законами сиих королевств без малейшего снисхождения к тому, что преступник является испанцем, а убиенный, либо раненый - индейцем." "И так как воля его величества, как то из сказанных законов следует, состоит в том, чтобы все индейцы состояли бы под нашею защитой, дабы все они уцелели и были бы обучены таинствам святой нашей католической веры, вы не должны разрешать ни одному из испанцев помыкать индейцами, обижать оных, мешать их обращению в христиан, брать у них что бы там ни было, если только оное не обменено в ранее указанном мною порядке. " Данная капитуляция была выдана в городе Вальядолиде в 13 февраля месяца 1544 года.
   
    Указ губернатора Гватемалы Диего Гарсия де Вальверде от 27 мая 1582 г. предписывал прекратить злоупотребления энкомендеро по отношению к индейцам.
    Запрещалось:
    "1) оставлять в списках плательщиков умерших и ушедших или исчислять общую сумму подати, включая их в число плательщиков, в то время как население сократилось более чем на одну треть;
    2) требовать подать за умерших с их родственников;
    3). продавать или передавать энкомендированных индейцев другим энкомендеро;
    4). принуждать индейцев работать как рабов;
    5). бить индейцев;
    6). перегружать их тяжелыми работами…
    7). обращаться с индейцами так жестоко, что матери предпочитают убивать своих детей, чтобы не обрекать их на услужение господам, а взрослые кончают собой посредством голодовки или повешения".
    Итак, как мы видим, конкиста была неоднородной. Были негодяи, но были и порядочные люди.
    Конкистадоры-энкомендеро видели в индейцах лишь рабочую силу, обогащающую их, а испанским властям нужны были стабильные колонии со стабильным населением, которое бы имело свое хозяйство и могло содержать свои земли. Жестокости конкисты были в основном продиктованы алчностью прямых завоевателей, а не испанской политикой или тем более христианством (такое глобальное обобщение очень любят атеисты).
    К сожалению, теория часто расходилась с практикой. Но, тем не менее, это не причина представлять всех испанцев и всю конкисту как некий геноцид индейцев.
   
    10. Испанцы неправы, потому что они - захватчики, а индейцы боролись за свою землю.
   
    Вся история человечества представляет собой движения народов, которые силой вытесняли коренные, которые в свою очередь ранее вытеснили или истребили более древние народы. Не миновала этого процесса и Америка, особенно Центральная ее часть, которая стала ареной соперничества и жестоких войн индейских племен и цивилизаций. Поэтому по большому счету испанцы имели такое же право на эти земли, как и ацтеки. И те, и другие были захватчиками.
    Между городами и государствами майя постоянно велись междоусобные войны за власть, контроль над землями, пригодными для возделывания, и над населением, которое обрабатывало эти земли и строило величественные города. Завершением войны служило пленение враждебного правителя с последующим принесением его и других пленных в жертву богам.
    В седьмом веке. н.э. на территорию майя вторглись войска Теотиуакана. Через непродолжительное время сам Теотиуакан гибнет под натиском северных племен.
    Под ударами племен "пипиль" идущих с запада гибнут многие майские города, что приводит к упадку майской цивилизации в 9-10 веках. Хотя несколько государств продолжали существовать еще продолжительное время. Например город Тайсаль был покорен испанцами только в конце 17 века.
    Одновременно север майской цивилизации подвергся нашествию нападению воинственных центральномексиканских племен - тольтеков. Однако, в отличие от центральной области майя, это не привело к катастрофическим последствиям. Население полуострова слилось с завоевателями, и в итоге появилась своеобразная культура, соединяющая в себе майские и тольтекские черты.
    Зенон Косидовский пишет "В этой борьбе за гегемонию постепенно взяли верх ацтеки, которые в 1427-1440 гг. создали великую державу на территории Мексики, Юкатана и Гватемалы. За исключением тласкаланцев они победили все племена - тотонаков, табасков, сапотеков, мистеков и многих других. В покоренных городах стояли гарнизоны ацтекских солдат, а сборщики податей выколачивали дань, доставляя ее на склады в Теночтитлан. За попытку уклониться от податей грозила смертная казнь, за малейшую провинность племена отдавали цвет своей молодежи на кровавые жертвы, приносимые ненасытным богам ацтеков. …..
    Кортес сделал то, чего никогда не смогли бы сделать сами покоренные индейские племена: объединил их. Во время блокады Теночтитлана он уже командовал 100-тысячной армией индейских воинов, которые жаждали отомстить своим угнетателям. Победа Кортеса явилась по существу победой индейцев над индейцами. …"

    Империя инков тоже складывалась далеко не мирными путями. Инки - это всего лишь одно из племен, проживавшее в районе города Куско, которое в результате длительных войн подчинило себе остальных индейцев. В конце 60-х - начале 70-х годов XV века был разбит основной конкурент на пути господства инков - царство Чимор. Дальнейшее завоевание племен было относительно легким. Без особого труда ими были подчинены мелкие государства и племена центрального и южного побережья Перу. И приход конкистадоров Инки встретили в самом расцвете своего могущества. Так что Инки - тоже захватчики и поработители. .

Конкиста

Конкиста это период завоевания и колонизации островов Карибского бассейна, Центральной, Южной и части Северной Америки испанцами и португальцами; тесно связана с .

Конкиста - (1492—1898, конкиста исп. La Conquista) началась с открытия испанским мореплавателем Колумбом первых островов Карибского моря в 1492 году, которые испанцы посчитали частью Азии.

Началом Конкисты принято считать 12 октября 1492 года, в этот день экспедиция под руководством Христофора Колумба достигла острова Сан-Сальвадор. Эту дату принято считать днем открытия Америки. Через полвека европейская колонизация явила изумленному человечеству Старого Света целый новый мир, загадочный и манящий, — Свет Новый.

Недолгий период конкисты

К рубежу 1530—1540-х годов пределы колониальной империи испанцев достигли Перу и Чили. Однако со смертью великого покорителя Америки Франсиско Писарро в 1541 году эпоха одетых в металлические панцири и широкополые шлемы-морионы конкистадоров закончилась.

Период открытий и завоеваний, известный под названием конкисты, был относительно недолог, Всего за полвека был открыт новый мир, громадный, охватывающий два континента.

Итоги Испанской Конкисты

В 1521 году пала империя ацтеков. Ее последний правитель Куаутемок безвременно поднялся в чертоги бога Кетцалькоатля в возрасте 20 лет, пробыв на престоле всего пять месяцев. Тогда же завезенные европейцами оспа и корь выкосили в течение нескольких лет майянское население полуострова Юкатан. В 1533 году погибла империя инков.

На территориях бывших индейских владений возникли административные единицы, которые подчинялись испанской короне. Все больше чиновников получало назначения в Новый Свет. Губернаторы и вице-короли устанавливают здесь свои режимы от имени правящей династии.

error: