Храмы на ордынке. Храм на ордынке

Московский храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость", на Ордынке Московский храм в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость" (Спаса Преображения) на Большой Ордынке (Москворецкое благочиние Московской городской епархии)

Первые упоминания о храме прп. Варлаама Хутынского «в Ордынцах» относятся к 1570-м годам. В XIV в. здесь находилась дорога, ведущая в Золотую Орду . Кроме того, «ордынцами» называли русских пленников, выкупленных у монгольских завоевателей. Существует предположение, что местность, где стоит храм, была отдана им для постройки домов.

Во время московского пожара года храм сильно пострадал и в - гг. был почти заново выстроен архитектором О. И. Бове , который, правда, сохранил уцелевшие фрагменты баженовской постройки. Бове составил рисунок чугунных плит пола, украсивших храм; а изображения архангелов и свт. Николая в иконостасе принадлежат кисти знаменитого В.Л. Боровиковского.

В сентябре года новая ампирная церковь-ротонда была заново освящена свт. Филаретом . Об этом свидетельствует и памятная дата под крестом храма. Чудотворная икона «Всех скорбящих Радость» находится в левом приделе. Одна красивая, необычная для московских церквей деталь - подсвечники находятся наверху, наподобие маленьких паникадил, и чтобы поставить свечу, надо взобраться на переносные деревянные лесенки.

В начале 1930-х годов храм был закрыт, колокола сорваны и уничтожены, однако старинный интерьер хорошо сохранился, поскольку в храме разместился запасник Третьяковской галереи и сотрудники музея старались делать все, чтобы сохранить убранство бесценного памятника архитектуры и искусства.

Церковь на Большой Ордынке стала одним из первых московских храмов, открытых в столице после восстановления Патриаршества - в году. В те годы день прославления иконы 24 октября / 6 ноября праздновался особо торжественно, и каждый воскресный вечер в храме совершали молебен с чтением акафиста.

В году жильцы элитного дома в соседнем Лаврушинском переулке потребовали снять колокола - жившим там писателям их звон мешал спать и работать. Колокола были вновь сняты и перенесены внутрь храма.

Здесь же был создан знаменитый церковный хор регента Н. В. Матвеева . В 1960-х годах его записи были даже выпущены на пластинках Московской Патриархии.

При храме действуют Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий , Приемная для помощи лицам, страдающим недугом наркомании и алкоголизма, библиотека, воскресные школы для детей и взрослых, кружки золотошвейного шитья, рисования, театральный,церковного пения и иконописи.

По благословению патриарха Алексия II ежегодно проводится чин присоединения к Русской Православной Церкви людей, по тем или иным причинам отпавших от нее. Чин присоединения проводится два раза в год (как правило, в Лазареву субботу и 19 ноября - в день памяти преподобного Варлаама Хутынского).

Светлое Христово Воскресение. ПАСХА

Апп. от 70-ти Аристарха, Пуда и Трофима (ок. 67).

Мцц. Василиссы и Анастасии (ок. 68). Мчч. Месукевийских – Сухия и дружины его: Андрея, Анастасия, Талале (Фалалея), Феодорита, Ивхириона, Иордана, Кондрата, Лукиана, Мимненоса, Нерангиоса, Полиевкта, Иакова, Фоки, Доментиана, Виктора, Зосимы (начало II века) (Груз.). Мч. Саввы Готфского (372).

Сщмч. Александра Гневушева пресвитера (1930).

Литургия св. Иоанна Златоуста.

Лит. – Деян., 1 зач., I, 1–8. Ин., 1 зач., I, 1–17. На веч.: Ин., 65 зач., XX, 19–25.

Служба предваряется чтением Деяний святых апостолов, после чего следует полунощница с каноном Великой Субботы. При пении катавасии 9-й песни канона Плащаница вносится в алтарь. Отпýст полунощницы: «Христос, Истинный Бог наш...». В 12 часов ночи по местному времени при пении стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе...» совершается крестный ход вокруг храма. В притворе при затворенных дверях храма начинается пасхальная утреня возгласом «Слава Святей...» и пением «Христос воскресе...» со стихами по пасхальному чину. (Такое пасхальное начало бывает во всю Светлую седмицу на вечерне, утрене и литургии.)

При пении после «Слава, и ныне» второй половины тропаря Пасхи («И сýщим во гробе́х живо́т даровáв») церковные двери отворяются, духовенство и молящиеся входят в храм. Великая ектения и пасхальный канон. Каждение на каждой песни канона. По каждой песни – катавасия и малая ектения. После пения хвалитных стихир и стихир Пасхи «Да воскреснет Бог...» предстоятель читает Слово огласительное св. Иоанна Златоуста на Святую Пасху: «Аще кто благочестив...», после чего поется тропарь св. Иоанна Златоуста: «Уст твоих якоже светлость огня...».

На литургии антифоны Пасхи; вхо́дный стих: «В це́рквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых». Вместо Трисвятого – «Ели́цы во Христа крести́стеся...». Вместо «Достойно» – «Ангел вопияше... Светися...». Причастен «Тело Христово приимите...». Вместо «Благословен Грядый во Имя Господне...», «Видехом Свет Истинный...», «Да исполнятся уста наша...», «Буди Имя Господне» и 33-го псалма поется «Христос воскресе...». (Так во всю Светлую седмицу.) По заамвонной молитве освящается артос. Отпýст пасхальный: «Христос, воскресый из мертвых...» (на вечерне, утрене и литургии). Царские врата главного алтаря и всех приделов бывают отверстыми в продолжение всей Светлой седмицы.

Вечером совершается великая вечерня. Вход с Евангелием и великий прокимен. Чтение Евангелия иереем, по традиции, в Царских вратах лицом к народу. Предстоятель совершает вечерню в полном облачении.

Светлое Христово Воскресение. ПАСХА

Апп. от 70-ти Аристарха, Пуда и Трофима (ок. 67).

Мцц. Василиссы и Анастасии (ок. 68). Мчч. Месукевийских – Сухия и дружины его: Андрея, Анастасия, Талале (Фалалея), Феодорита, Ивхириона, Иордана, Кондрата, Лукиана, Мимненоса, Нерангиоса, Полиевкта, Иакова, Фоки, Доментиана, Виктора, Зосимы (начало II века) (Груз.). Мч. Саввы Готфского (372).

Сщмч. Александра Гневушева пресвитера (1930).

Литургия св. Иоанна Златоуста.

Лит. – Деян., 1 зач., I, 1–8. Ин., 1 зач., I, 1–17. На веч.: Ин., 65 зач., XX, 19–25.

Служба предваряется чтением Деяний святых апостолов, после чего следует полунощница с каноном Великой Субботы. При пении катавасии 9-й песни канона Плащаница вносится в алтарь. Отпýст полунощницы: «Христос, Истинный Бог наш...». В 12 часов ночи по местному времени при пении стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе...» совершается крестный ход вокруг храма. В притворе при затворенных дверях храма начинается пасхальная утреня возгласом «Слава Святей...» и пением «Христос воскресе...» со стихами по пасхальному чину. (Такое пасхальное начало бывает во всю Светлую седмицу на вечерне, утрене и литургии.)

При пении после «Слава, и ныне» второй половины тропаря Пасхи («И сýщим во гробе́х живо́т даровáв») церковные двери отворяются, духовенство и молящиеся входят в храм. Великая ектения и пасхальный канон. Каждение на каждой песни канона. По каждой песни – катавасия и малая ектения. После пения хвалитных стихир и стихир Пасхи «Да воскреснет Бог...» предстоятель читает Слово огласительное св. Иоанна Златоуста на Святую Пасху: «Аще кто благочестив...», после чего поется тропарь св. Иоанна Златоуста: «Уст твоих якоже светлость огня...».

На литургии антифоны Пасхи; вхо́дный стих: «В це́рквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых». Вместо Трисвятого – «Ели́цы во Христа крести́стеся...». Вместо «Достойно» – «Ангел вопияше... Светися...». Причастен «Тело Христово приимите...». Вместо «Благословен Грядый во Имя Господне...», «Видехом Свет Истинный...», «Да исполнятся уста наша...», «Буди Имя Господне» и 33-го псалма поется «Христос воскресе...». (Так во всю Светлую седмицу.) По заамвонной молитве освящается артос. Отпýст пасхальный: «Христос, воскресый из мертвых...» (на вечерне, утрене и литургии). Царские врата главного алтаря и всех приделов бывают отверстыми в продолжение всей Светлой седмицы.

Вечером совершается великая вечерня. Вход с Евангелием и великий прокимен. Чтение Евангелия иереем, по традиции, в Царских вратах лицом к народу. Предстоятель совершает вечерню в полном облачении.

Православный собор находится под руководством Московской епархии РПЦ. Сегодня храм является любимейшим местом для верующих столицы, несмотря на то, что архитектура строения всегда подвергалась неоднозначным оценкам со стороны критиков. Скорбященский собор, который имеет иное название - «Преображенский», богато украшен, выделяется золотистыми оттенками и повсеместно отражает духовную независимость соотечественников.

История постройки

На месте нынешнего храма в середине XVI столетия стояла деревянная постройка, освященная во славу Варлаама Хутынского, являвшегося покровителем русского воинства.

Храм иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Большой Ордынке

  • Каменное сооружение, заменившее обветшалое, имело форму пятиглавого четверика, к которому добавлялась трапезная и колокольня.
  • Икона «Всех скорбящих …», являющаяся главной святыней, демонстрировала чудеса исцеления, поэтому к церкви начало стекаться большое количество христиан. Этот образ Богородицы стали называть «Патриаршим», а сам собор приобрел наименование «Скорбященского».
  • В XVIII столетии в честь чудотворной иконы «Всех скорбящих…» освятили престол, переделанный в 1770 г. на пожертвования богатых помещиков. Вскоре финансирование местного купца А. Долгого позволило приделать к собору две пристройки. Главным проектировщиком назначили В. Баженова, работа совершалась в стиле классицизма: обширную трапезную декорировали четырехколонными портиками, овальными и круглыми очертаниями оконных проемов, колокольня состояла из множества ярусов.
  • В 1788 г. мастера соорудили иконостас, куда поместили святые образы, написанные преподобным иеромонахом Вонифатием.

Через два десятка лет Скорбященский храм получил в дар изображения главных Архангелов на дверях в жертвенный зал, а также лики Николая Угодника и архидиакона Лаврентия Римского, испытавшего великие мучения за веру.

История храма в XIX-XX веках

Скорбященский собор значительно пострадал после нашествия французской армии на Москву в 1812 г. Через 25 лет восточную сторону церкви (Преображенский придел) реконструировали благодаря вложениям местных помещиков, архитектором назначили О. Бове.

  • Основной объем здания представлял ротонду с высоким куполом и овальными оконными проемами, периметр обрамляли ионический портик и изысканный фриз (бордюр на стене у потолка). Помещение, издающее золотистые оттенки, удивляло помпезной пышностью, подкрепленной габаритными декорациями окон. Бове сделал все возможное, чтобы ротонда гармонично сочеталась с частями церкви, возведенными ранее.

Богослужение в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

  • В 1904 г. внешние стены Скорбященского собора были отделаны мраморным камнем и декорированы рельефными фигурами, интерьер дополнился обновленной росписью и отреставрированным иконостасом, а также ризницей. Церковный пол выложили чугунными плитами с затейливым орнаментом. Внутренние колонны стилистически напоминали внешние.
  • В 1922 г. советские власти изъяли бо́льшую часть драгоценных реликвий, в 1930 г. церковь лишилась колоколов, а спустя три года её официально закрыли. Пережив ужасы ВОВ и большевистских репрессий, в 1948 г. Скорбященский собор был торжественно освящен заново. Настоятелем назначили отцам Киприана, а церковный хор обрел всероссийскую славу.

После ВОВ в церкви велись неосторожные восстановительные работы, в результате чего некоторая часть росписи и стеклянная перегородка в восточном приделе были уничтожены. Удачная реставрация прошла в 1974 г., Скорбященскому собору вернули недостающие фрагменты украшения и отделки.

Описание архитектуры

Москвичи чрезвычайно почитают и любят Скорбященскую церковь, они отмечают уникальную архитектуру и непередаваемую атмосферу умиротворения. Примечательной особенностью считаются грандиозные панно, созданные в стиле западного христианства.

Прихожан также поражает единство частей церкви, созданных в разное время. Пройдя через трапезную, созданную раньше, верующий вступает в помещение ротонды, сотворенную несколько позже. Триумфальный иконостас, колонны из белого мрамора, чугунный пол, изящные оконные проемы даруют церкви богатую торжественность, напоминающую о нескончаемой красоте божественных сооружений.

Интерьер церкви иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость на Большой Ордынке

При возведении в 1683 г. трапезной и шатровой колокольни мастера использовали осевую схему, которая явилась неким архитектурным экспериментом. Подобный опыт пришелся по душе ведущим проектировщикам, в последующие годы он не раз применялся в строительстве церковных зданий.

Интересно! Колокольня, сооруженная В. Баженовым, считается настоящим произведением искусства, иллюзорно парящим над поверхностью.

Внешние её линии равномерно тянутся кверху, а колонны и пилястры (вертикальные выступы на стене) придают композиции земной тяжести. Изящная выразительность колокольни возникает посредством рационального размещения балюстрады (ограждения верхнего яруса).

Скорбященская церковь на Ордынке прошла нелегкий путь становления в эпоху российских царей, разграбления в век богоборчества и возвращения былого величия. Врата храма, выделяющегося особенной архитектурной композиций, ежедневно принимает православных верующих, ищущих успокоения в стенах Божьего Дома.

Святыни храма

В Преображенском храме верующие имеют возможность увидеть несколько старинных ликов, созданных в период с середины XVIII до начала XX вв. В церкви хранится чудотворная икона Казанской Богоматери, образы великомученика Лонгина, преподобного Николая Угодника, святителя Варлаама.

Здесь же находится ковчег с чудотворными останками И. Предтечи, учеников Христа Петра и Павла, а также великомученика Дионисия.

Икона Пречистой Девы, называемая «Всех скорбящих Радость», хранится в левой пристройке. У святыни, память которой отмечается 24 октября, всегда собирается множество православных верующих. Рядом с чудотворным образом располагается высокий подсвечник, украшенный фигурами святых, которые были спасены после разрушения церкви Спасителя.

Киот с чудотворным храмовым образом церкви иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Большой Ордынке в Москве

Чтобы вознести свечное пламя, работники собора подносят деревянную лестницу.

Информация для паломников

Церковь располагается по адресу: Москва, улица Большая Ордынка, дом № 20. Ближайшей станцией является «Третьяковская». Чтобы дойти до собора, следует повернуть налево от выхода из метро и дойти до пересечения с Большой Ордынкой, храм находится справа.

Богослужения в Скорбященском храме совершаются ежедневно с 8:00 до 18:00, в воскресные дни и праздники проходит ранняя литургия в 7:00.

На заметку! В четверг и субботу прихожане имеют возможность принять участие в водосвятных молебнах об исцелении перед святынями.

Текущая деятельность

В 2009 г. состоялось возрождение церковного хора, особенное рвение в этом деле проявил регент А. Пузаков. В 2012 г. началась очередная реставрация под руководством архитектора И. Калугина.

При церкви работает хор, православная детская школа, благотворительный фонд и богословские курсы.

Сегодня при церкви работает православная просветительная организация, объединяющая деятельность духовенства и прихода. Структура занимается социальными и миссионерскими делами, управляет воскресной школой, молодежным клубом и центром милосердия. Настоятелем храма с 2009 г. является преподобный отец Илларион, ранее служивший в Черниговском подворье.

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке

error: