Численность населения чувашии на год. Город чебоксары. Чебоксары фото города. Фотография Чебоксар

Чебоксары - это город в Российской Федерации, он является столицей Чувашской Республики, а так же научным, административным, культурным и промышленным центром Чувашской Республики. Численность населения растет начиная с 2009 года и на 2013 примерно составляет 464 тысяч человек. Основное население Чебоксар это чуваши их насчитывается больше шестидесяти процентов и остальные русские их в городе примерно тридцать пять процентов. Город находиться на верхней части Чебоксарской Гидроэлектростанции. На национальном языке - чувашском звучит как Шупашкар .
У города так же имеется город-спутник под названием Новочебоксарск. Был проведен референдум по объединению этих двух городов в марте 2008 года, но большинство жителей города-спутника голосовали против их слияния.

Численность населения Чебоксар на 2018 и 2019 год. Количество жителей Чебоксар

Данные количества жителей города взяты из федеральной службы государственной статистики. Официальный сайт службы Росстата www.gks.ru . Так же данные были взяты с единой межведомственной информационно-статистисеской системы, официальный сайт ЕМИСС www.fedstat.ru . На сайте опубликованы данные о количестве жителей Чебоксар. В таблице указано распределение количества жителей Чебоксар по годам, ниже на графике изображена тенденция демографии в разные годы.

График изменения численности населения Чебоксар:

Чебоксары фото города. Фотография Чебоксар


Информация о городе Чебоксары в Википедии:

Ссылка на сайт Чебоксар. Множество дополнительных сведений вы можете взять прочитав их на официальном сайте Чебоксар, официальном портале Чебоксар и правительства.
Официальный сайт Чебоксар

Карта города Чебоксар. Чебоксары яндекс карты

Создано с помощью сервиса Яндекса Народная карта (Yandex map), при уменьшении можно понять расположение Чебоксар на карте России. г. Чебоксары Яндекс карты. Интерактивная Яндекс карта города Чебоксар с названием улиц, а так же номерами домов. На карте есть все обозначения Чебоксар, пользоваться ей удобно и не сложно.

На странице вы можете ознакомиться с некоторыми описанием Чебоксар. Так же увидеть расположение города Чебоксары на карте Яндекс. Подробная с описанием и метками всех объектов города.

Изучаем сумму человеческих течений

В статистическом ведомстве Чувашии опубликовали предварительные данные по демографической и миграционной ситуации в республике. Актуальная картина позволит проследить за динамикой изменений, сохранением или рождением новых тенденций в антропотоках, существующих на территории региона. Разумеется, на основе статистических показателей. Разумеется, в ретроспективе. Начнем.

Рождаемость

По предварительным данным Чувашстата, за первые пять месяцев 2016 года на территории Чувашии родилось 6750 человек. Это на 1,1% (или 75 человек) больше, чем в январе-мае 2015 года. В то же время количество умерших достигло отметки в 6786 человек, что на 232 (3,3%) человека меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Таким образом, в республике наблюдается естественная убыль населения на 0,5% (или «минус» 36 человек). Сравнение с первым полугодием 2015 года позволяет констатировать продолжающееся снижение уровня смертности, что сохраняет динамику, взятую регионом еще в 2010 году. С того момента количество умерших жителей республики ежегодно снижалось с отметки в 18186 (по итогам 2010 года) до 16242 человек, умерших по итогам 2015 года.

О тенденциях рождаемости говорить пока рано. Количественный рост прекратился еще в конце 2012 года, когда в республике родилось 17472 человека. С тех пор ежегодная численность новорожденных постепенно снижается, однако гораздо более быстрые темпы снижения уровня смертности позволяли Чувашии последние 4 года демонстрировать прирост в естественном движении населения (ЕДН - соотношение родившихся/умерших) на уровне 600-1000 человек.

За отчетный период почти половина родившихся детей (44,6% или 3013 младенцев) были вторыми в своих семьях. Несколько меньше зафиксировано первенцев - 2506 детей или 37,1% от общего числа. Третьими по очередности рождения стали 929 младенцев. Четвертыми и более - 301 ребенок. Наибольшее количество новорожденных зафиксировано в Чебоксарах (2961) и Новочебоксарске (725). В остальных районах республики количество новорожденных варьируется от 40 (Порецкий район) до 332 (Чебоксарский район) детей.

Больше всего детей традиционно рожают девушки в возрасте от 20 до 29 лет. При этом в период с 2005 по 2014 годы наблюдался рост рождаемости в возрастных группах 30-34 и 35-39 лет. Среднегодовые показатели детей, родившихся на 1000 женщин аналогичных возрастов, выросли с 46,4 и 17,8 до 86,4 и 45,6 соответственно. Также зафиксирован прирост рождаемости у женщин в возрасте от 40 до 44 лет - с 2,8 до 9,2 родившихся в среднем за год на каждую тысячу. Суммарный коэффициент рождаемости (среднее число детей, рожденных женщиной за всю жизнь, - прим. ред.) вырос с 1,32 до 1,878 по итогам 2014 года.

Структура смертности

Структура смертности в регионе следует наметившимся несколько лет назад тенденциям. Главными причинами смерти в первом полугодии 2016 года остаются болезни системы кровообращения (40,5% умерших или 2747 человек), внешние причины смерти (13,7% или 928 человек), а также новообразования (12,4% или 839 человек). Если говорить о количественной динамике, то совокупное снижение неравномерно отразилось на причинах. Так, количество граждан, умерших от онкологических болезней, за последние 10 лет почти не изменилось. Если в 2005 году было зафиксировано 1928 случаев, то в 2015-м - уже 2047. При этом наименьшая смертность зафиксирована на уровне 1818 человек в 2013 году. Первые 5 месяцев нынешнего года выявили 839 смертей от опухолей, что на 3,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

За минувшее десятилетие несколько увеличилась доля смертности от болезней органов пищеварения - с 842 до 1071 человека. Также незначительное снижение зафиксировано в динамике смертности от всех видов транспортных происшествий (включая ДТП) - с 394 до 240 погибших. Актуальные данные за текущий год, наоборот, по данному пункту констатируют небольшой рост в 9,5%.

Существенные изменения наблюдаются по ряду внешних причин смертности. Количество убийств за 10 лет (с 2005 по 2015 гг.) снизилось с 264 до 108 погибших в год. Число самоубийств за аналогичный период сократилось с 612 до 87 случаев. Также в Чувашии стали меньше травиться алкоголем - количество смертей по данной причине снизилось с 727 до 208 человек. Первое полугодие 2016 года в сравнении с январем-маем 2015-го и вовсе демонстрирует снижение количества случайно отравившихся на 46,4% - 58 против 108 случаев. Все это в совокупности обусловило последовательное снижение смертности от внешних причин - с 3573 (по итогам 2005 года) до 2300 человек, погибших по итогам прошлого года. Это, в свою очередь, говорит не только об улучшении социального самочувствия жителей Чувашии, но и о повышении безопасности жизни. При этом сохраняется напряженная ситуация с показателями дорожно-транспортной безопасности.

Стабильное снижение наблюдается в количестве смертей от болезней кровоснабжения. В 2005 году зафиксировано 10090 подобных причин, а в конце 2015-го - уже 6229 смертей. Коэффициент смертности в Чувашии, рассчитанный в виде среднего количества умерших на тысячу населения, остается в «средней» зоне, снизившись за 10 лет с 15,3 до 13,1 человека. Возрастная структура смертности за последние 4 года существенно не изменилась. У мужского населения наибольшие коэффициенты (читай - количество смертей) по-прежнему фиксируются в возрастном диапазоне от 50 до 70 лет, а у женского - от 60 до 70 лет.

Структура населения

В то же время в Чувашии наблюдается отчетливое «старение» населения. Разбивка всех жителей республики по возрастным группам констатирует существенное снижение за последние три года количества молодежи в возрасте от 15 до 19 лет - с 71052 (2012 год) до 60705 (2015 год) человек. Также сократилось количество молодых людей в возрасте от 20 до 24 лет. Если в 2012 году было зафиксировано 101688 человек, то на начало 2015-го - лишь 77510 человек. Вместе с тем количество пенсионеров продолжает расти.

Возрастные группы в диапазоне 25-55 лет пока сохраняют прежние пропорции с небольшими колебаниями. Количество граждан в возрасте от 55 до 59 лет увеличилось за аналогичный период с 85647 до 94014 человек. Также возросла численность групп 60-64 и 65-69 лет - с 67867 до 74763 и с 30667 до 49380 человек соответственно. Последствия демографических проблем 90-х годов начинают сказываться на структуре населения региона, а через нее и на уровне экономического развития. За аналогичный период количество трудоспособного населения (мужчины в возрасте от 16 до 59, а женщины от 16 до 54 лет) снизилось с 763920 до 724043 человек. Стоит также отметить, что количество юных жителей (от 0 до 4 лет) тоже выросло - с 76678 до 83119 человек. Однако ни они, ни другие возрастные группы от 4 до 14 лет со своими небольшими количественными приростами не в состоянии компенсировать наметившуюся возрастную яму. И если темпы рождаемости, пусть даже и замедлившиеся, но создают задел на будущее, то миграционная ситуация лишь усугубляет демографические проблемы региона.

Миграция -

удел молодых

За последние 5 лет в Чувашии фиксируется отрицательная миграционная динамика. Из республики ежегодно уезжает больше людей, чем приезжает. Пиковые показатели миграционной убыли зафиксированы в 2012-13 годах, когда разница достигала отметки в 4,5 тысячи человек ежегодно. По итогам 2015 года республику покинуло на 2334 человека больше, чем приехало. При этом значительно возросла интенсивность миграционных потоков. Если в 2011 году в графе «прибывшие» было зафиксировано 32644, а выбыло 35392 человека, то в 2015 аналогичные показатели увеличились до 42829 и 45163 человек соответственно. Возросла не только межрегиональная, но и внутрирегиональная мобильность населения. Кроме того, значительно больше людей стало прибывать и уезжать по заграничным маршрутам, в числе которых страны СНГ и дальнего зарубежья.

Минувшие 5 месяцев 2016 года демонстрируют аналогичную картину. Миграционная убыль зафиксирована на отметке в 417 жителей, что значительно ниже прошлогоднего показателя за аналогичный период, достигавшего «минус» 1627 жителей. В нынешнем году межрегиональная миграция «отняла» у республики 1143 человека, в то время как прирост по международной миграции в 726 человек немного компенсировал показатель. Большая часть приезжих иностранцев (620 человек) относится к странам СНГ.

Динамика внутрирегиональной миграции говорит о продолжающемся процессе урбанизации. Жители Чувашии все активней перебираются в города республики. За 5 лет прирост городского населения увеличился с 1960 до 3348 человек в год. За тот же период чувашская деревня теряла по 4,5-5,5 тыс. человек ежегодно. Первое полугодие 2016 года следует укоренившимся тенденциям. Прирост в городах отмечен на уровне 2342 человек, что в два раза больше прошлогоднего показателя за январь-май, равного 1194 жителям. Убыль сельского населения сохранилась на отметке 2759 человек.

Охотнее всего жители Чувашии перебираются в Чебоксары (прирост 2439 человек) и Новочебоксарск (+ 119 жителей). Стоит отметить, что в остальных городах республики (Алатырь, Канаш и Шумерля) также фиксируется пусть и незначительная, но ежегодная убыль населения. Схожие тенденции были отмечены и по итогам прошлого года. Почти во всех муниципальных районах Чувашии наблюдается стабильная убыль населения. К маю 2016 года здесь потеряли в среднем по 100-300 человек. За период 2014-15 годов отрицательный баланс прибывших/выбывших варьировался в диапазоне от 200 до 800 человек ежегодно. Межрегиональные центры притяжения все те же. Среди соседей это Нижегородская область и Татарстан, а в федеральном масштабе - Москва, Московская область и Санкт-Петербург.

Таким образом, существенных изменений в миграционной картине не наблюдается. Предварительные данные за январь-май текущего года не позволяют заявить о преодолении убыточных для населения трендов. Прошлогодние приросты ЕДН легко «съедались» миграционной убылью. В нынешнем году отрицательный баланс сохраняется не только в миграционной картине, но и в показателе ЕДН. Все это лишь усугубит структурную карту населения, где на смену повзрослевшему поколению 89-90-х годов пришло гораздо меньшее число молодых людей. Каким образом меньшее количество трудоспособного населения сказывается на экономике, а следовательно, и на уровне жизни региона, думаю, объяснять не стоит.

Численность и размещение населения

На 1 января 2009 г. в республике проживает 1296,2 тыс. человек, что составляет 0,9% от общей численности населения страны. В России преобладают субъекты, в которых численность населения варьирует от 1 до 2 млн. человек, к их числу относится и Чувашия.

Сельское население в пределах Чувашии размещено неравномерно численность составляет около 40%. Более плотно заселены северные и центральные районы республики, в них показатель плотности населения превышает 30 человек на км 2 .

Сельское население Чувашии проживает в деревнях, которые отличаются по людности и характеру размещения. В Чувашии насчитывается 1727 сельских поселений, в которых проживает 526100 человек, следовательно, в деревне в среднем проживает около 300 человек. В республике деревни располагаются, в основном, в долинах рек, на водоразделах рек и оврагов, вдоль дорог.

Особенно быстро городское население росло с 1959 по 1989 г.: численность горожан увеличилась в 3,1 раза, благодаря чему к 1970 г. она превысила сельское население. В 2001 г. доля горожан составляла 61,4%. Рост городского населения республики происходил за счет Чебоксар и Новочебоксарска, поэтому их удельный вес в городском населении Чувашии составляет 71%. В то же время снижается доля малых городов в общей численности городского населения республики - с 51,9% в 1959 году до 27,2% в 2000 году.

На территории Чувашии имеется 17 городских поселений: 9 городов и 8 поселков городского типа.

По людности классификация городов республики выглядит следующим образом:

* крупный город (250-500 тыс. человек) - Чебоксары;

* большой город (100-250 тыс. человек) - Новочебоксарск;

* средний город (50-100 тыс. человек) - Канаш;

* малые города (20-50 тыс. человек) - Алатырь, Шумерля;

* малые города с населением менее 20 тыс. человек - Козловка, Цивильск, Ядрин, Мариинский Посад.

К поселкам городского типа относятся Киря, Буинск, Вурнары, Кугеси, Ибреси и Урмары. Поселки Новые Лапсары и Сосновка входят в состав Чебоксарского горсовета.

Городские поселения по республике расположены неравномерно, их больше в северной части Чувашии. Неслучайно на севере республики образовалась Чебоксарская городская агломерация, в состав которой вошли Новочебоксарск, Цивильск, Кугеси, а также все населенные пункты в пределах Чебоксарского района и часть деревень, пограничных с этим районом. Ядром агломерации является г. Чебоксары.

В последнее десятилетие численность городского населения практически не увеличилась и составляет около 60%. В некоторых поселениях даже произошло ее уменьшение, к таким относятся города Канаш, Шумерля, Алатырь, Козловка, поселки

По территории Чувашии национальный состав неоднороден

Национальный и религиозный состав

В целом национальный состав населения в Чувашии продолжает сохранять исторически сложившийся характер, что является залогом стабильных и позитивных процессов в сфере межнациональных отношений. В республике действуют 19 национально-культурных центров, которые активно сотрудничают с государственными органами республики, соседними регионами. Особенностью Чувашской Республики является исторически сложившийся факт, что, с одной стороны, титульная нация составляет большинство населения, с другой стороны, около половины (45,7%) чувашей расселены компактными группами и распыленно вне территории республики, в других регионах Российской Федерации. Этим обусловлено возникновение и проведение активной работы более 60 чувашских национально-культурных автономий и общественно-культурных центров в субъектах Российской Федерации и стран ближнего зарубежья. Население Чувашии и чуваши, проживающие компактно за пределами республики отличались и отличаются высокой степенью межэтнической и социальной толерантности. В Чувашии и у чувашей довольно высок уровень межэтнических браков. Национальная культура являлась и является одним из основных компонентов сохранения и развития этносов. Очевидно, что лишь при условии информированности об основных чертах и особенностях конкретного этноса, возможно, его вписывание в многонациональную среду существования современной России.

На протяжении XX века из республики выезжали чуваши, образуя в других регионах страны чувашские диаспоры. В то же время в республике проживают представители многих национальностей: чуваши - 67,7%, русские - 26,5%, татары - 2,7%, мордва - 1,2%, другие национальности - 1,8%. Всего в Чувашии дружно проживают граждане 97 национальностей и 9 этнических групп. Существуют три этнографические группы чувашей: верховые (вирьял, тури) живут в северных и северо-западных районах Чувашии, низовые (анатри) - на юге республики и за ее пределами, средненизовые (анат енчи) - в северо-восточных и центральных районах. Чувашский язык состоит из двух взаимно понимаемых диалектов: верхового (окающий говор) и низового (укающий).

Основная проблема с вопросами о владении языками заключалась в определении родного языка. Причем в большей степени эта трудность была характерна для чувашей, марийцев, мордвы и других этносов, проживающих в Чебоксарах. Молодое поколение в таких семьях чаще в меньшей степени владеет (или совсем не владеет) родным языком родителей, чем русским.

Традиционная чувашская вера представляла собой природно-языческую веру. После добровольного вхождения в 1551 году чувашского края в состав Русского государства началась христианизация чувашского народа. В настоящее время 95% населения придерживаются православной религии, 3% - ислам, 1% - протестантизм, 1% - другие религии и деноминации.

Демографическая ситуация

К 60-м годам прошлого века в Чувашии, как и в большинстве регионов России, завершился демографический переход к современному типу воспроизводства, то есть рождаемость постепенно снизилась. Поэтому в период 60-80-х гг. показатель естественного прироста колебался в пределах 14,7 - 7,6 человек на 1000 жителей.

С 90-х годов в республике наблюдается неблагополучная демографическая ситуация: начиная с 1992 г. смертность превысила рождаемость. Показатель естественной убыли населения в последнее десятилетие увеличивался и составил в 2000 г. - 9,8 человек на 1000 жителей

Снижение рождаемости и повышение смертности в республике связано с экономическими и демографическими причинами. Условия переходного периода негативно сказываются на жителях России.

В республике, как и во всей стране, произошло резкое падение уровня жизни населения: постоянный рост цен, инфляция и безработица сдерживают рождаемость и увеличивают смертность от болезней, несчастных случаев и самоубийств. В то же время в Чувашии, как и в большинстве регионов России, увеличивается доля лиц пенсионного возраста, что в свою очередь снижает рождаемость и увеличивает смертность. В последние годы отмечается снижение продолжительности жизни. В 1989 г. этот показатель составлял 70,3 лет (у мужчин - 65,4, у женщин - 75,2), а в 1995 г. - всего 66,1 лет (у мужчин - 60,2, у женщин - 72,1).

На территории республики демографическая ситуация не везде одинакова. Относительно благоприятная демографическая ситуация наблюдается в столице республики Чебоксарах и в городах Новочебоксарск и Цивильск. Это объясняется повышенной долей трудоспособного населения в возрастном составе горожан. Большие города с развитой инфраструктурой, высшими учебными заведениями привлекают молодых людей из сельской местности в возрасте 16-35 лет, которые впоследствии осваиваются в них, обзаводятся семьями, пополняя число горожан. Во всех районах республики наблюдается естественная убыль населения. Этот показатель невысок в юго-восточных районах республики. Здесь еще сохранились традиции многодетных семей. Определенное влияние на демографическую ситуацию оказывает и религия, а на юго-востоке республики часть населения исповедует ислам. Самые высокие показатели естественной убыли населения наблюдаются в г. Алатыре и в Алатырском районе.

Половозрастная структура населения является "запечатленной демографической историей". Существенный провал наблюдается в возрасте 50-60-летних (первое эхо войны, это "дети войны") и незначительное снижение наблюдается у 20-30-летних жителей республики (второе эхо войны, это дети "детей войны"). Соотношение мужчин и женщин в разных возрастных группах неодинаково.

Мужчины преобладают в возрасте от 0 до 20 лет, а женщины - в пенсионном возрасте. К 2003 г. численность женщин республики превышала численность мужчин на 88 тыс. человек, но год от года разница между числом мужчин и женщин сокращается. Так, например, в 1990 г. на 1000 мужчин приходилось 1164 женщины, а в 2000 г. - 1137.

В настоящее время происходит постепенный процесс старения населения республики. Численность населения старше трудоспособного возраста увеличилась с 1990 по 2000 гг. на 12,4%. Удельный вес лиц пенсионного возраста в 2000 г. составлял 19,5%. Особенно высока доля пенсионеров в Шумерлинском районе (37,3%), наименьший их удельный вес наблюдается в Чебоксарах (13,9%) и в Новочебоксарске (12,5%) (см. табл.5 в приложении). Одновременно с увеличением численности населения пенсионного возраста происходит уменьшение численности детей. За период с 1990 по 2000 гг. численность лиц моложе трудоспособного возраста уменьшилась на 16,5%. Самый высокий удельный вес детей наблюдается в Ибресинском районе (26,1%), а самый низкий - в Шумерлинском (18,9%).

Урбанизация и миграция. Трудовые ресурсы

Уменьшение численности населения Чувашии идет не только за счет естественного движения (рождаемости и смертности), но и за счет миграции населения. Основными регионами выбытия населения Чувашии являются Москва и Московская область, Татарстан, Нижегородская область. Из регионов, откуда население более всего прибывает, можно отметить Ульяновскую область.

Национальный состав прибывающих в Чувашию из регионов России характеризуется приблизительно равным количеством чувашей и русских. В количестве убывающих из Чувашии русских почти в 2 раза больше, чем чувашей. Трудовыми ресурсами республики считается население трудоспособного возраста за исключением инвалидов, а также работающие пенсионеры и подростки. Численность трудовых ресурсов и их качественный состав непостоянен и зависит от многих причин. Так, например, в половом соотношении преобладают мужчины, а в возрастном соотношении - лица от 30 до 44 лет, по уровню образования - лица со средним и специальным образованием.

В пределах Чувашии миграционный прирост населения неодинаковый (рис.26). Основные потоки мигрантов направлены на север республики, в большие города - в Чебоксары и Новочебоксарск. Сюда приезжают в основном сельские жители республики, особенно молодежь. Южные районы республики имеют отрицательное миграционное сальдо, то есть количество выехавших людей из этих районов меньше количества въехавших сюда на постоянное место жительства. В последнее десятилетие в республику увеличился поток мигрантов из северных и восточных регионов страны.

Праздники и традиции

Основная роль в сохранении и развитии народных художественных традиций в республике принадлежит учреждениям культуры клубного типа. Сегодня в 887 клубных учреждений Чувашии действуют 514 фольклорных коллективов, осваивающих и пропагандирующих национальные народные традиции, обычаи и обряды. Из них 35 носят звание "народный". Клубные учреждения республики ведут большую работу по возрождению и актуализации календарных праздников и обрядов "Сурхури", "Саварни", "Вайа", "Кер сари" и др.

Сурхури - старинный чувашский праздник. Он отмечался в период зимнего солнцестояния. Позднее этот праздник нового года совпал с христианским рождеством (раштав) и продолжался до крещения (кашарни). Во время празднования сурхури проводились обряды, которые призвали обеспечить хозяйственные успехи и личное благополучие людей, хороший урожай и приплод скота в новом году.

Во время сурхури от рождества до крещенья по вечерам ходили ряженые (светке), разыгрывали всевозможные юмористические сценки.

Ближе к полуночи начинались гадания. Молодые люди стремились предугадать своё будущее, узнать, какие изменения ожидают их в новом году. Парни и девушки в полночь шли в овчарню и в темноте хватали овец за задние ноги, чтобы по их цвету и возрасту узнать признаки будущего супруга или супруги. От такого обряда происходит и само название праздника: в прямом переводе сурах ури означает "овечья нога".

Способов гадания было великое множество. Молодёжь обычно загадывала о суженом, взрослых же интересовали виды на урожай.

Саварни (Масленица)

В 2008 году празднуется 9 марта. Для чувашского народа Саварни - праздник почитания солнца. В этот день пекут блины, устраивают катания на лошадях вокруг селения по ходу солнца, сжигают чучело "Саварни карчаке".

Празднуется 30 июня. Акатуй (в переводе с чувашского языка означает "свадьба плуга") является одним из главных национальных праздников чувашского народа. Он посвящен окончанию весенне-полевых работ. Издревле чуваши в этот день собирались для того, чтобы поздравить друг друга, встать в общий хоровод и спеть любимые песни, искупаться в реке. Мужчины устраивали спортивные состязания: керешу - борьба на поясах, бег, скачки. Дети также пробовали свои силы в различных играх: в лазании на шест, беге в мешках, в перетягивании каната.

Праздник Уяв проводится в весенне-летний период. В его основе - игрища и хороводы. Суть народного торжества в общении после посевной, знакомстве суженных, пении хороводных песен, в которых в той или иной форме были обращения к силам природы с просьбой о богатом урожае, обильном дожде. Слово "уяв" буквально означает "соблюдение", первоначально оно означало соблюдение традиционной обрядовой жизни, а позднее так стали называть любой праздник, обрядовое торжество. В 2007 году отмечался 7-8 июля.

Национальный костюм, кухня

Жители сумели сохранить свою самобытную культуру, традиции, ремесла и промыслы: уникальные вышивки, необычные костюмы, своеобразные женские головные уборы, обрядовые праздники, связанные с древними верованиями языческих чуваш, приготовлением национального напитка - чувашского пива.

Большой жизненной силой обладают национальные традиции в одежде. Путем сравнительного анализа отдельных частей одежды и украшений наши этнографы пришли к выводу, что чуваши лучше всех сохранили древний стиль одежды. До середины XIX века у чувашей применялись преимущественно ткани домашнего производства. Этому способствовала замкнутость натурального хозяйства. Пока употреблялись растительные краски собственного изготовления, окраска пряжи была достаточно сложным и трудоемким процессом и холст был белым. Но белая одежда быстро пачкается, и как только в быт у чувашей проникают анилиновые краски, а вместе с разложением натурального хозяйства слабеет непоколебимость старины, начинается окрашивание пряжи. Еще в конце XVIII века низовые чувашки начинают ткать пестрядь.

Несмотря на тесное отношение народов Поволжья с русским народом и между собой, их художественные культуры, испытывая определенное взаимовлияние, тем не менее сохраняют свои специфические особенности. И в этом отношении выделяется чувашская вышивка. Обожествляя явления природы, древние предки чувашей отразили свои языческие представления в орнаменте одежды и утвари. Так, вселенная изображалась в виде четырехугольника, образ великой богини посредством великого древа жизни, солнце - в виде круга или розетки и т.д. Таким образом орнамент весьма реалистично воспроизводил миропонимание наших предков.

Старинный праздничный женский костюм весьма сложен, он состоит из туникообразной белой холщевой рубашки и целой системы вышитых, бисерных и металлических украшений. В завершенности костюма большую роль играют головные уборы и украшения из бисера раковин и монет. В отдаленном прошлом они, несомненно, играли роль оберегов и талисманов, а позже стали обозначать возрастную и социальную принадлежность владелицы. Бисер и раковины в качестве украшения появились у предков чувашей в очень древние времена. Но во время монголо-татарского ига часть мастеров была вывезена в Золотую Орду, часть погибла. У чувашей, укрывшихся в лесах осталась традиция украшать себя ювелирными изделиями из драгоценных металлов и, вероятнее всего, именно тогда и произошла эта замена височных колец, гринв, различных подвесок, монетами. Бисер у чувашей употреблялся для изготовления девичьих головных уборов тухья и женских головных уборов хушпу, сохранившихся до наших дней, шейных украшений. Из него нанизали подвески для кос, кисти к наспинным и поясным украшениям. Каркас тухьи и хушпу делался из толстой шерстяной или холщевой ткани, иногда кожи, на него суровой ниткой нашивался бисер. Орнамент бисерного шитья аналогичен геометрическому орнаменту вышивок. Основные цвета бисера - красный и зеленый (от темно-голубого до голубого), белый и желтый.

Для украшения головных уборов мастерицы выбирали монеты не только по их размерам, но и по звучанию. Монеты, пришиваемые к остову, прикреплялись плотно, а свисающие с краев - свободно, и между ними оставались промежутки, чтобы в о время танцев или хороводов они издавали мелодичные звуки.

Своеобразной формой отличались женские головные уборы хушпу. Они бывают двух видов конусообразные и шлемовидные, имеют "хвост" - деталь спускающаяся на спину. Двух видов бывают и девичьи головные уборы тухья - островерхие и без острия, наспинной части у них нет. Художественные приемы, использованные в шитье, богаты и разнообразны. Мастерицы с большим умением и вкусом размещали каждую монету и бисеринку. Среди изделий из серебра и бисера в одном ряду с тухья и хушпу находятся женские и девичьи нагрудные украшения шулкеме. В отдельных этнографических подгруппах их называли также подвеской к супрану или ама. Девичье украшение в отличие от женского не имело треугольной детали, служащей для крепления сурпана и был одноярусным. У верховых чуваш шулкеме состоял в основном из двух одинаковых частей и имел квадратную форму, а у низовых и промежуточных - полуовальную и прямоугольную. Среди шитых серебром и бисером предметов особое место занимает женское и девичье украшение - тевет. Надевали его через левое плечо. Женщины носили тевет в основном на свадьбах, а девушки - во время весеннего обряда "девичья пашня", в хороводах и на осенних праздниках, посвященных овину, первому хлебу и льну. Одним из традиционных праздников был "девичье пиво" - в честь хмеля и нового пива, когда все девушки участницы обязательно должны надевать тевет.

Костюмы чувашей и их орнаментация различались по трем этнографическим группам. Узоры низовых вышивались на домотканом белом холсте всегда крупные, полихромные. Основной орнамент часто исполнялся нашивкой широкими полосами маренового цвета и сопровождался мелким узором. Для орнаментации характерны черты монументальности. Мастерицы-вирьялки, кроме белого холста, применяли также цветную основу, любили мелкий, филигранно выполненный орнамент. Костюм их отличался формой ношения. Непременной принадлежностью их туалета были черные онучи. Костюм и узоры средненизовых более близки к низовым. Женские рубашки отличались богатой орнаментацией нагрудной части. Ее украшали узоры, розетки. Розетки состояли из наложенных друг на друга спицеобразных фигур. Узоры имели форму ромба. Среди них большой интерес представлял сложный орнамент, имеющий ассиметричную композицию, которая встречается только в вышивке рубашек замужней женщины. Орнаментация женского костюма подчинялась общей композиции. Подол, по сравнению с другими частями рубашки, вышивался более скромно, в его украшении соблюдался четкий ритм. Большую роль играло ритмичное чередование широких и узких полос, включающих в себя нашивки и геометрические узоры. Свой природный дар и умение чувашские мастерицы раскрывали в украшении набедренников. Носили их как в праздничные дни, так и в будни. Для исполнения узоров применяли шелковые и шерстяные нити. Вышивка была односторонняя, широко использовалась нашивка. Длинная бахрома, коричневого или синего цвета, обогащала набедренник при движении, играя на белом фоне рубашки, оживляя весь костюм женщины.

Девочки с пяти шести лет учились рукоделию. К 12-14 годам многие из них, освоив секреты мастерства, многообразие техники становились прекрасными мастерицами. Девичий костюм не имел нагрудных розеток. наплечников. нарукавных узоров. Молодые девушки свои наряды, предназначенные для праздников или весенних хороводов, вышивали скромно. Все мастерство и умение они вкладывали в вышивку свадебной одежды. Одной из принадлежностей свадебного одеяния являлось покрывало невесты - большое полотнище с вышивками по углам. Невеста под покрывалом должна была сидеть во время свадьбы в окружении своих близких подруг в переднем углу избы, отдельно от жениха. В определенный момент свадьбы происходила церемония снятия покрывала и облачения невесты в костюм замужней женщины. Вышивки покрывал поражают богатством форм, разнообразием декора. Женские головные повязки масмак бывают двух видов: у чувашей анатри они широкие, с трапециевидной композицией узора на белом холсте, а у вирьял - узкие, вышитые мелкими геометрическими фигурами, обычно на полоске цветной ткани.

Богатством вышивки и разнообразием орнамента отличалась мужская одежда. одной из самых интересных принадлежностей мужской одежды являлся шупар - халат из домотканого белого холста. В прошлом веке его носили в основном пожилые мужчины и предводители свадьбы, а еще раньше в такое одеяние должны были облачаться жрецы во время жертвоприношений. В украшении мужского халата, кроме вышивки, обильно применялись шелковые нашивки. Особо старательно мастерицы исполняли наспинные узоры - они были крупными, выразительными, всегда с чертами монументальности. Узоры старинного мужского халата, размещаемые вокруг грудного разреза, на плечах, на груди, на спине, на рукавах, на подоле, подчинялись, как и на женской рубашке, единому композиционному строю. Но их орнаментальные мотивы почти не повторяли узоров женских одеяний. Халат вышивался односторонним швом по счету ниток. Фигуры орнамента напоминают изображения коней, растений, человеческих рук, которые часто сопровождаются символами "пахотной земли". Одной из особенностей украшения халатов является также обилие в них знаков "огня", выполненных шелковыми нашивками. Все свое умение, все свое мастерство вышивальщицы девушки вкладывали в исполнение платка жениха. Девушка дарила платок жениху в день сватовства, выражая согласие выйти за него замуж, а также демонстрируя свое мастерство. Сложенный углом платок жених носил на шее во время свадьбы. С середины XIX века вышитая одежда постепенно заменяется пестрядью. В начале XX столетия этот процесс усиливается. Природные краски вытесняются анилиновыми. В деревнях появляются ткацкие станы. Костюм из пестряди (рубаха, платок, передник) получает распространение в основном среди низовых чувашей. Вначале такой костюм был рабочей одеждой, а позднее становится и праздничной. В костюме верховых чувашей пестрядь не нашла себе места. Тканный узор в них развивается в изготовлении женских и мужских нарядных поясов.

Чувашская кухня имеет большое сходство с татарской и башкирской. Используется простое мясо, но среди мясопродуктов превалирует все же баранина. Весьма характерной особенностью чувашской кулинарии является применение овощей для приготовления первых блюд с сыром, а не в пассированном виде. Чрезвычайно богат ассортимент мучных изделий. Мясная и рыбная начинка, репчатый лук закладываются в сыром виде доводятся до готовности при выпечке. Начинка часто бывает сложной: чередуются слои картофеля, мяса, лука и других продуктов.

Традиционные блюда в основном состоят из продуктов земледелия и скотоводства. Широко употреблялись каши (пгтг), толокно (тинкеле), мучные кисели (кeсeл, нимeр), супы (яшка, шярпе) на рыбном или мясном бульоне с приправами из крупы, овощей и зелени. Популярными среди чувашей были похлебка с клецками (салма яшки, згмах яшки), колбаса из овечьего желудка, начиненного мясом и салом (шгрттан), вареная колбаса с начинкой из крупы, рубленого мяса или животной крови (тултармгш, сукта). Молочные продукты употреблялись в виде цельного (сет) и кислого молока (тургх), пахтанья (уйран), сливок (хгйма) и творожного сыра (чгкгт). Башкирские и оренбургские чуваши изготовляли также и кумыс (кгмгс). Разнообразной была выпечка: хлеб из ржаной муки (згкгр), часто с добавлением солода, к праздничному столу чувашки готовили хгпарту - пышный пшеничный хлеб; пироги (кукгль), хуплу - круглый большой пирог со сложной мясо-крупяной начинкой, блины (пeлeм) и оладьи (затма икерчи), лепешки (пашалу, юсман, сурхури, икерчe, вeтя), ватрушки с картофельной или творожной начинкой (пяремеч, тгпгрчг икерчи), колобки (йгва) из пшеничной муки, хургн кукли - небольшие пирожки типа вареников или галушек (их варили в котле).

На столе чувашей традиционно присутствовал мед (пыл). Излюбленные напитки - пиво из ячменного или ржаного солода (сгра), медовуха или брага (сим-пыл, кгрчама).

10:16 — REGNUM

В Чувашии продолжает сокращаться численность населения, но при этом растёт рождаемость, увеличивается продолжительность жизни и замедляется миграционная убыль. Об этом говорится в государственном докладе о состоянии здоровья населения республики в 2014 году, передаёт корреспондент ИА REGNUM со ссылкой на документ.

По данным отчёта, на начало 2015 года в Чувашии насчитывалось 1,238 млн человек, что на 0,2% (на 1913 человек) меньше по сравнению с 2014 годом. Сокращение произошло за счёт снижения численности сельского населения (на 1,5%), при этом число городских жителей возросло на 0,7%. Наибольшее уменьшение численности населения произошло в Шумерлинском, Красночетайском, Алатырском, Козловском и Красноармейском районах (от 3,4 до 2%), прирост зарегистрирован в Чебоксарах и Новочебоксарске. Плотность населения на 1 января 2015 года составила 67,5 человека на 1 кв. км (по России на 1 января 2014 года — 8,4).

Удельный вес лиц трудоспособного возраста в общей численности населения Чувашии в сравнении с 2012 годом снизился на 1,7% и составил на начало 2014 года 59,5%. В среднем за 2014 год численность экономически активного населения составила 683,7 тыс. человек.

«Численность контингента лиц старших возрастов и их доля в общей численности населения, следуя общемировой тенденции, увеличиваются: с 21,7% в 2012 году до 22,7% в 2014 году. Численность детей в возрасте до 15 лет в сравнении с 2012 годом увеличилась на 0,7% и составила на начало 2014 года 17,8% от общего числа жителей», — говорится в отчёте.

Доля горожан в структуре населения составляет 60,7%. В сельской местности доля лиц старше трудоспособного возраста в 1,3 раза больше, чем в городской местности (25,9 и 20,7% соответственно). Наибольший удельный вес старших возрастных групп отмечен в Порецком, Алатырском, Яльчикском, Красночетайском и Шумерлинском районах (от 33,6 до 30,4% от общей численности населения), наименьший (до 21,8%) — в Чебоксарах, Канаше, Новочебоксарске, в Чебоксарском и Ибресинском районах.

Средний возраст жителей Чувашии за последние три года увеличился на 0,25 года, составив на начало 2014 года 39,15 года, в том числе мужчин — 36,53, женщин — 41,43 года. Ожидаемая продолжительность жизни населения в прошлом году увеличилась до 70,62 года (на 0,31 года в сравнении с 2012 годом). Продолжительность жизни мужчин составила 64,59 года, женщин — 77,19 года.

В прошлом году на 100 девочек родились 107 мальчиков, и указанное соотношение сохраняется в течение ряда лет. На 1 января 2014 года численность мужчин в Чувашии составила 577,7 тыс. человек (46,6% от численности населения), женщин — 662,3 тыс. человек (53,4%). На 1 тыс. мужчин приходится 1146 женщин, в том числе в городской местности — 1225 женщин, в сельской — 1037. Численность женщин пожилого возраста превысила численность мужчин однородной возрастной группы, что чиновники связывают с более высокой смертностью мужского населения.

В 2014 году в Чувашии родились 17 224 младенца, коэффициент рождаемости составил 13,9 на 1 тыс. населения (Россия — 13,3, ПФО — 13,4). Число родившихся по сравнению с 2012 годом уменьшилось на 248 человек.

error: