Монастырь на рождественке. Прогулка по рождественскому и сретенскому бульварам (бульварное кольцо). Архитектурный ансамбль Рождественского монастыря

ул.Рождественка, 20

Монастырь был основан в 1386 году в честь Рождества Пресвятой Богородицы матерью героя Куликовской битвы князя Владимира Храброго Марией Кейстутовной.
Стоял монастырь на вершине склона, круто спускающегося вниз к реке Неглинной.
В центре обители была деревянная Рождественская церковь, ставшая со временем соборным храмом монастыря.
Княгиня Мария, приняв в монашестве имя Марфы, была похоронена за стенами этой обители. Позже в Рождественском монастыре приняла постриг под именем Евпраксии жена Владимира Храброго, княгиня Елена Ольгердовна. Ее примеру последовали вдовы воинов, погибших на Куликовом поле. Во многом на их средства был обустроен один из древнейших монастырей Москвы.
В 1501-1505 годах деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы сгорела и на ее месте построили каменный собор, сохранившийся до наших дней (впоследствии добавились два предела).

В 1525 году в Рождественский монастырь была насильно подстрижена Соломония Сабурова – бездетная супруга великого князя Василия III. Она была выбрана из 1500 невест, привезенных из разных городов Руси. Но за двадцать лет супружества княгиня не смогла родить наследника престола, и тогда стареющий Василий III отправил Соломонию в Рождественский монастырь.

Здесь ее насильно подстригли под именем Софьи.
За это Василий III получил константинопольского патриарха суровое предостережение, что во второй женитьбе «будешь иметь злое чадо: царство твое наполнится ужаса и печали, кровь прольется рекою, падут головы вельмож, грады запылают» .
Также существует легенда, что это Соломония, сопротивлявшаяся этому постригу, прокляла будущий брак бывшего мужа – «Бог отомстит моему гонителю!» .
Поскольку в Москве многие поддержали Соломонию, ее отправили подальше – в суздальский Покровский монастырь.
Хотя существует гипотеза, что отправленная в монастырь Соломония уже ждала ребенка.
У Василия III во втором браке с Еленой Глинской родился Иван IV Грозный.

В XVII веке на средства князя Лобанова-Ростовского была построена церковь святителя Иоанна Златоуста. Позже церковь неоднократно реконструировали и от первоначального декора мало, что сохранилось.
В 1835 году колокольню собора поразила молния и взамен ее была установлена новая в стиле классицизма. В нижнем ярусе обустроена надвратная церковь священно мученика Евгения Херсонского.

В начале XX века на территории монастыря были построены трехэтажные кельи с классами церковно-приходской школы, а также еще один храм во имя Казанской иконы Божией Матери.
После Октябрьской революции, в 1922 году монастырь закрыли, на тот момент в обители было 800 монахинь.
На территории монастыря размещались коммунальные квартиры, в церкви был клуб, а на месте снесенного древнего кладбища построили школу.
В 1989 году Рождественский монастырь был открыт снова, через четыре года здесь появились монахини.
сейчас в монастыре идут восстановительные работы.
Фотосъемка на территории монастыря запрещена.

Мы пройдем по Рождественскому и Сретенскому бульварам, заглянем на близлежащие улицы, ознакомимся с их достопримечательностями и историей.
Мы увидим скульптуру Георгия Победоносца, зайдем в Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь и в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, познакомимся с памятником «Нефтяная установка" и зданием Сандуновских бань, а также узнаем откуда пошло название Звонарского переулка.

Перейдя через Трубную площадь, мы оказываемся у Торгового Центра «Неглинная плаза» .

Отсюда и начинается Рождественский бульвар. На противоположной стороне - еще одно строящееся современное здание.

Сразу за «Неглинной плазой» свернем направо, на улицу Рождественка . Здесь, по левой стороне, мы сразу же видим стену Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря с надвратной Церковью Евгения Херсонского .

Нетрудно догадаться, что именно в честь монастыря получили свои названия Рождественский бульвар и улица Рождественка.

Монастырь мы обязательно посетим, но сейчас пройдем чуть дальше по правой стороне улицы. На пересечении Рождественки и Звонарского переулка располагается Церковь Святителя Николая Чудотворца в Звонарях .

Древнее название района «Звонари», а позднее и Звонарский переулок получили свое название в честь того, что здесь проживали звонари главной московской колокольни Ивана Великого (Иоанна Лествиничника) в Кремле .

Спустившись немного вниз по крутому склону переулка, мы оказываемся у зданий Сандуновских бань . Знаменитые на всю Москву «Сандуны» это не только современный банно-развлекательный комплекс, но и памятник архитектуры XIX века.

Интересный факт: именно в «Сандуны» отправились 31 декабря герои фильма «Ирония судьбы или С легким паром!» Разумеется, съемки происходили не в самих банях, но декорации, созданные на Мосфильме, в точности повторяют интерьер Сандуновских бань тех лет.

Возвращаемся обратно на Рождественку. Через монастырские ворота, расположенные под Церковью Евгения Херсонского, заходим на территорию монастыря.

Перед нами предстает главный Храм обители - Церковь Рождества Пресвятой Богородицы .

Храм, находящийся справа от нее, это Церковь Иоанна Златоуста .

Слева от Церкви Рождества мы видим административные монастырские здания с Церковью Казанской Божьей Матери . Однако проход туда закрыт.

Здесь стоит отметить, что порядки на территории монастыря довольно строгие. Фотографировать, конечно же, разрешается, а вот гулять простым посетителям можно только по основной площадке, между стеной и двумя основными церквями. Проходы же вглубь монастыря закрыты.

Поэтому, осмотрев то, что доступно мирянам, мы покидаем монастырь.

Возвращаемся на бульвар.

Повернув направо, мы можем лицезреть Церковь Казанской Божьей Матери с более удобного ракурса.

Следующие за монастырем здания, особняк Г.К. Ушкова (дом №10)

представляют собой памятники архитектуры XIX вв. На 12-м доме мы можем наблюдать две памятные доски. Первая посвящена польскому скрипачу и композитору Генриху Венявскому.

Другая - Герою Советского Союза Ишкову Александру Акимовичу.

Следующее здание (дом №14) - особняк графини Е.П. Ростопчиной . В 1840-е годы домом владел Н. Павлов, устраивавший здесь знаменитые на всю Москву литературно-философские «павловские четверги», на которых бывали Гоголь, Баратынский, Полонский, Фет.

Перейдем на другую сторону бульвара.

Название происходит от Печатной слободы, располагавшейся здесь с XVI века. Здесь селились мастера печатного дела, служившие при Печатном дворе на Никольской улице . (Примерно по этому же принципу, только гораздо позже, в XIIX веке, получил свое название район Печатники на юго-востоке города).

Следуя далее, мы выходим на площадь Сретенские ворота . На противоположной стороне улицы, в начале Сретенского бульвара, установлен памятник Н.К. Крупской .

Супругу и соратницу В.И. Ленина обычно было принято изображать зрелой, умудренной годами женщиной с суровым взглядом; здесь же мы видим совсем юную девушку, делающую первые шаги на пути революционной борьбы. Сзади за скульптурой установлены два гранитных пилона, на которых выбиты цитаты из трудов Крупской.

Прежде чем пройти к Сретенскому бульвару, повернем направо, на улицу Большая Лубянка . Пройдя буквально несколько шагов, мы увидим небольшую (чуть больше человеческого роста) стену, украшенную таким же небольшим куполом над железными воротами.

Зато иконы здесь располагаются прямо на стенах, и каждый, проходящий мимо, может перекреститься и произнести молитву, даже не заходя в Храм.

В летнее время, когда иконы обрамлены листвой, это выглядит особенно живописно.

А за зданием Собора полным ходом ведется строительство.

Здесь будет располагаться школа Сретенского монастыря.

Возвращаемся на бульвар. Собственно, сам бульвар довольно короткий. Пройдя от Большой Лубянки буквально 30 метров, мы уже видим Тургеневскую площадь с ее доминантой - Главным офисом компании "Лукойл" .

Из зданий же, расположенных на бульваре стоит отметить дом №6, состоящий из двух корпусов, принадлежавший до революции Страховому обществу «Россия» .

Здание, построенное в конце XIX-го - начале ХХ-го вв. в стиле позднего итальянского ренессанса, знатоками архитектуры считалось если не самым, то одним из самых красивых зданий Москвы того времени. Кованая ограда, башни, увенчаные куполами и остроконечными шпилями, к сожалению, многие детали декора здания на сегодняшний момент утрачены.

Помимо этого, Дом Страхового общества "Россия" являлся наиболее современным в техническом отношении зданием начала ХХ века. Он имел собственную электростанцию, которая освещала квартиры и приводила в движение лифты, внутри здания была обустроена собственная артезианская скважина, квартиры были оснащены всеми удобствами настолько, что могли бы посоревноваться с некоторыми современными жилыми домами.

Сегодня, наряду с различными учреждениями, часть помещений в здании занимает Театр «АРТО» .

Венчает Сретенский бульвар уже упомянутое нами здание Главного офиса компании "Лукойл".

Построенное уже в новейшей истории страны (2004 год) здание, очевидно, выпадает из общей концепции Бульварного кольца, большинство строений которого редко превышает 4-5 этажей.

В сквере, на пересечении бульвара и Тургеневской площади, установлен памятник В.Г. Шухову , выдающемуся инженеру, внесшему бесценный вклад в развитие отечественной нефтяной промышленности (именно он был руководителем строительства первых российских нефтепроводов).

На противоположной стороне площади мы видим здание Торгово-делового центра «Чистые пруды».

Между зданием офиса «Лукойла» и ТДЦ «Чистые пруды» начинается проспект Академика Сахарова .

Строительство нового пропекта, соединяющего Бульварное кольцо с Садовым , параллельно Мясницкой улице, планировалось еще в конце 30-х годов ХХ века, но помешала война. Власти города вернулись к этому проекту в 1970-х годах. С одной стороны, строительство широкой магистрали было обосновано, так как Мясницкая улица (в советские годы переименованная в Кировскую) уже тогда не справлялась со все возрастающим транспортным потоком, с другой же, проспект в буквальном смысле "прорубался" сквозь исторический центр города, сносились ценные с точки зрения архитектуры и истории здания, менялся сложившийся столетиями облик исторического центра.

Кстати, подобная участь ожидала и район между Тургеневской и Лубянской площадями, проспект (носивший проектное название Новокировский) предполагалось проложить и в южном направлении. Этим планам не суждено было сбыться из-за распада СССР.

Повернем в сторону проспекта Академика Сахарова. У главного входа в офис «Лукойла», мы видим небольшой символический памятник «Нефтяная установка» , муляж агрегата, добывающего нефть.

Проходя мимо этого импровизированного памятника, каждый прохожий думает о разном: одни - о мощи отечественных нефтедобывающих компаний, другие - о нефтяной зависимости экономики нашей страны.

А сразу за небоскребом, в Уланском проезде, мы видим небольшую церковь Святителя Николая в Дербеневе .

Зайти в метро можно как через наземный вестибюль «Чистых прудов», так и через подземный переход на станции «Тургеневская» и "Сретенский бульвар" .

На этом наша прогулка закончена.

Дата публикации или обновления 19.04.2017

Московский Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь.

Адрес Богородице-Рождественского женского монастыря: 107031, Москва, ул. Рождественка, д. 20 (м. «Кузнецкий мост», «Цветной бульвар», «Чистые пруды», «Трубная», далее пешком).
Телефон Богородице-Рождественского женского монастыря: (495) 621–39–86.
Сайт Богородице-Рождественского женского монастыря: mbrsm.ru

Со времени Крещения Руси русский народ с особым благоговением и любовью почитал Царицу Небесную и посвящал храмы и святые обители праздникам, связанным с главными событиями Ее земной жизни. В них на протяжении всего года за Божественной литургией звучал праздничный тропарь, возвещавший молящимся о глубинной сущности праздника.


Собор Рождества Пресвятой Богородицы (1501-1505 гг.).

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы всегда был любим на Руси за ту тихую, светлую и проникновенную радость, которая рождается в сердце православного христианина при воспоминании о нем, поэтому Богородице-Рождественские храмы появились на Руси еще в домонгольский период. В этих храмах на протяжении всего года за каждой Литургией слышны исполненные радости слова праздничного тропаря: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней».

Одним из первых монастырей, воздвигнутых в честь победы русского народа на Куликовом поле и посвященных Рождеству Пресвятой Богородицы , стал Богородице-Рождественский женский монастырь в Москве . Он был основан в 1386 году княгиней Марией Серпуховской, матерью героя Куликовской битвы – князя Владимира Андреевича Храброго. Первыми насельницами основанной княгиней Марией обители стали вдовы, матери и сироты воинов, на поле Куликовом «за веру и отечество живот свой положивших». А погибших было много: по свидетельству летописца, лишь третья часть русского войска вернулась с поля битвы. Потому и скорбь была великая по всей Русской земле: «Запели птицы жалобные песни, все заплакали – княгини, и боярыни, и воеводские жены об убитых».


Церковь Иоанна Златоуста (1676-1677 гг.).

Свеча веры, любви и надежды, подвига, терпения и смирения, от пламени которой была затеплена лампада обители, возжжена была в Москве от праведной и благочестивой жизни первого Московского князя – святого Даниила Московского (ум. 1303 г.), основателя Данилова монастыря , Небесного хозяина и покровителя стольного града Святой Руси. Его жизнь была одним из звеньев в золотой цепи святого служения Богу, народу Божию и отечеству, которая соединила несколько поколений русских князей в самые тяжелые десятилетия ордынского ига.

Святой благоверный князь Георгий Всеволодович вел русские дружины на берега Сити на битву против несметных полчищ Батыя за веру православную и родную землю. С ним вместе шел со своим отрядом его племянник святой благоверный князь Василько, порученный попечению дяди святым князем Константином Всеволодовичем на смертном одре. Георгий пал смертью воина в неравной битве, а Василько, уцелевший в кровавой сече, был жестоко изрублен татарскими воинами за отказ служить Батыю, который покорил полмира, но не сломил мужественного сопротивления князей-героев.


Церковь Иконы Божией Матери Казанская (1904-1906 гг.).

Князь Ярослав Всеволодович, ставший великим князем после гибели великого князя Георгия (ум. 1238 г.), принял на свои плечи тяжелый груз ответственности за разгромленную, униженную и ограбленную Русь. Мужественный и деятельный, он принялся за восстановление порушенного, преодолевая страх и уныние, царившие в душах уцелевших после Батыева нашествия соотечественников. По его приказу погребали останки убитых, расчищали пожарища, распахивали поросшие уже бурьяном поля, строили новые храмы, новые дома, возводили новые укрепления. По его слову собирались дружины, чтобы оборонять западные рубежи от шведов, надеявшихся на легкую добычу. Девятилетним отроком впервые участвовал в таком походе его старший сын Александр – будущий святой Александр Невский .

Всего сорок три года прожил святой Александр (1220–1263 гг.) на земле, но память о его свершениях живет в веках, золотыми буквами вписана она в историю русской святости. Он сохранил Русь от окончательного разгрома ордынскими ханами и положил предел хищным устремлениям шведов и немецких рыцарей, по благословению папы Римского крестовым походом устремившихся на прибалтийские владения Новгорода и Пскова . Чтобы оставить по себе память в веках, уже довольно было бы и этого. Но подвиг святого Александра был неизмеримо выше – это был подвиг самоотверженного, до последней капли крови, до последнего дыхания, служения Богу, а в Боге – своему страдающему отечеству. Его девиз: «Не в силе Бог, а в правде» – на все века стал знаменем русского народа в тяжкие годины испытаний огнем и мечом.


Колокольня с церковью Евгения, епископа Херсонесского (1835-1836 гг.).



От сына святого Александра Невского – святого князя Даниила Московского златая цепь протянулась к святому благоверному князю Иоанну Даниловичу, за милосердие и необыкновенное нищелюбие названному Калитой. Он начал великое дело собирания русских земель вокруг Москвы. Духовное чадо святителя Московского Петра, Иоанн Данилович Калита все дела свои освящал молитвой и благословением святителя. Благословение святителя краеугольным камнем легло в становление Москвы как столицы Государства Российского, собравшей под свой державный скипетр разрозненные русские княжества для решительной битвы с поработителями.

О княгине Марии Серпуховской, основательнице Богородице-Рождественского женского монастыря, матери князя Владимира Андреевича Храброго, сведений сохранилось немного. В «Кратком историческом очерке Московского Рождественского девичьего монастыря», составленном И.Ф. Токмаковым и изданном в 1881 году, сказано, что «эта обитель построена княгинею Мариею во время Богом дарованной победы над Мамаем и всею татарскою ордою в день Рождества Пречистыя Богородицы». Эти сведения подтверждаются Русской летописью (Никонов список), где указано, что обитель основана в 1386 году, супругой князя Андрея Иоанновича, сына Калиты, княгинею Марией, матерью знаменитого героя Донского князя Владимира Андреевича Храброго.


Святые ворота.

Сама княгиня Мария овдовела задолго до Куликовской битвы. Князь Андрей Иоаннович Боровско-Серпуховской скончался от моровой язвы (чумы), не дожив до рождения второго сына, Владимира, сорока дней. Вскоре после смерти князя Андрея княгиня похоронила старшего сына, Иоанна. Всю свою оставшуюся жизнь она прожила тихо и незаметно. Несмотря на высокое положение и близость к великокняжескому роду, имя ее не было окружено громкой суетной славой. Как и все праведники, славы она избегала и всю себя посвятила сыну, воспитывая его в добрых нравах и благочестии.

Исполнив свой материнский долг, она стала, по воле Божией, наставницей и матерью для многих осиротевших после Куликовской битвы матерей и сестер, переступивших порог основанной ею обители.

Место основания монастыря княгиня выбрала на самом краю Кучкова поля, на крутом холме, который в те времена был берегом реки Неглинной. В летописях и исторических трудах в разные годы Богородице-Рождественский монастырь именовался по-разному: Рождества Пречистыя Богородицы девичь, что за Пушечным двором; Рождества Пречистыя Богородицы девичь, что на Москве, за Неглинною, у Трубы; Рождественский девичь, что на Москве, на Рождественской улице; Рождественский девичь, что на Трубе; Рождественский Московский; Рождественский на Рву; Богородицкий на Трубе.

Вероятно, названия «ров» и «труба» (пролом в стене Белого города, проходившей некогда по нынешнему Рождественскому бульвару и Трубной площади) поспособствовали возникновению версии о первоначальном нахождении обители в Кремле. В кремлевских стенах действительно была в то время церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Рву. Однако более достоверны сведения о том, что княгиня Мария с самого начала избрала именно это место на берегу реки Неглинной.

Первый женский монастырь под началом игумении по примеру греческих монастырей был основан митрополитом Алексием по просьбе его родных сестер – преподобных Иулиании и Евпраксии и назван Зачатьевским монастырем . Богородице-Рождественская обитель была также устроена по образцу византийских монастырей.

В 1503 году устройство обителей с игуменией во главе было окончательно узаконено на Московском Соборе, а в 1528 году это постановление было подтверждено на частном Соборе архиепископом Новгородским Макарием (будущим митрополитом Московским), где положено было «отвести игуменов в мужские монастыри (из женских), а черницам дать игумений благочестия ради»6.

Первой постройкой обители был возведенный в 1389 году собор Рождества Пресвятой Богородицы. Возводя храм и обитель, княгиня Мария подала благой пример своей родственнице, великой княгине Евдокии – преподобной Евфросинии Московской , основательнице Вознесенской обители в Кремле.

Доктор исторических наук профессор А.Б. Мазуров считает, что княгиня Мария изначально поставила в своей обители каменные собор и келлии. Людям нынешнего времени не всегда понятно, почему летописцы Древней Руси говорили о каменном строительстве как о некоем чуде. В XIV–XV веках каменное строительство было событием чрезвычайным, выдающимся, и не каждый князь мог позволить себе подобную постройку – дело требовало больших затрат и немалого мастерства искусных зодчих. Известно, что князь Владимир Андреевич возвел на свои средства всего один каменный храм – в Серпухове .

Мать героя, желая увековечить память о великой битве и ее участниках, отдавших жизнь за веру и отечество, не пожалела средств на устроение обители и на нужды живущих в ней. Многие обитательницы монастыря происходили из именитых родов и в мирской жизни имели достаток. Во всех отношениях монастырь можно было назвать «княжьим».

Следуя примеру благочестивой родственницы, святая княгиня Евдокия по смерти своего супруга, святого князя Димитрия Донского, также возвела каменный храм и каменные же строения в своем Вознесенском монастыре, истратив на постройки завещанное мужем серебро и имущество.

Жизнь княгини Марии Серпуховской, озаренная светом истинной любви и молитвы, была непрерывным восхождением к Отечеству Небесному. Приняв великую схиму с именем Марфа, княгиня Мария преставилась 2 декабря 1389 года и «положена бысть в церкве Рождества Пресвятой Богородицы, в честном ея монастыре на Рву, его же сама созда имением своим еще сущу при своем животе»8.

По кончине княгини ее невестка, Елена Ольгердовна, приняла на себя заботы об обители. Оплакав смерть своего супруга Владимира Андреевича Храброго (ум. 1410 г.) и семерых сыновей, она оставила мир, постригшись в монашество с именем Евпраксии. Богом ей было даровано долголетие: пережив многих участников битвы на поле Куликовом, она оставалась для нескольких поколений свидетельницей великих событий в жизни близких ей праведников.

В 1452 году, умирая, монахиня Евпраксия оставила завещание, в котором упомянула и о монастыре: «А благословляю своя снохи и своего внука князя Василия Ярославича монастырем Рождества Святой Богородицы; а дала есьми тому монастырю, где ми самой лечи, село с деревнями»9. Княгиня завещала обители села: Медыкино, Дьяковское, Глебково, Косино с озерами и мельницу в устье Яузы. Она не дожила десяти лет до времени княжения правнука Димитрия Донского – Иоанна III , первого русского Государя.

Можно предположить, что государь все же не забыл о том, что его державный отец чтил «княжий» монастырь, пожаловав его царской грамотой. Даже властная рука Петра подчас не могла не остановиться там, где действовала благодать и сила Божия, которая «совершается в немощи» и заключает в себе всеобъемлющую Божественную любовь. Тому имелось, например, такое историческое свидетельство. Еще в начале своего царствования Петр приехал в Смоленск для казни стрельцов. Когда казнимые были уже подведены к плахе, неожиданно из толпы народа к ногам раздраженного государя с громким воплем о помиловании бросилась игумения Смоленского девичьего монастыря Марфа. Это неожиданное зрелище так поразило царя, что он подал знак остановить казнь, и вскоре милость восторжествовала над гневом. Петр почувствовал сладость прощения и в благодарность Марфе приказал, чтоб она требовала от него, чего пожелает, что он готов все исполнить.

Благочестивая старица попросила построить в обители каменную церковь вместо деревянной, и просьба ее была исполнен.

Вывезенные из Москвы монастырские сокровища хранились в Вологодском Спасо-Прилуцком Димитриевом монастыре до конца 1812 года. Другим местом их хранения стал Юрьев-Польский . Но многие ценные вещи из-за спешки и недостатка подвод остались на месте». Архиепископу Московскому Августину было поручено вывезти во Владимир главные московские святыни – Владимирскую и Иверскую иконы Божией Матери.

Игумения Богородице-Рождественского монастыря Эсфирь с сестрами успела спрятать церковную утварь и многие ценности в тайники: предположительно – в трапезной Богородице-Рождественского собора или в усыпальнице князей Лобановых-Ростовских, или в кладовой под колокольней . Другие ценности – хотя, из-за недостатка и дороговизны подвод, далеко не все, – удалось заблаговременно вывезти из монастыря.

Но снимать драгоценные ризы с икон матушка не благословила.

Большинство сестер во главе с игуменией вместе с другими жителями первопрестольной покинули столицу. По благословению матушки в обители остались казначея монастыря и несколько сестер. Они должны были, насколько это представлялось возможным, сохранить достояние «княжьего» монастыря. Не надеясь на свои слабые силы, но во всем полагаясь на Господа, сестры прибегли в молитве к заступнику обители – святителю Николаю Чудотворцу. Чудотворный образ святителя Николая находился в Свято-Никольском приделе храма святителя Иоанна Златоуста. Чтобы защитить монастырь от грабежа, пожара и осквернения, монахини каждый день благоговейно брали чудотворную икону святителя Николая и с пением акафиста обходили монастырь. 2 сентября несколько монахинь Рождественского монастыря, забравшись на крышу, увидели приближающееся несметное войско. «Батюшки! – закричали они, – солдаты, да словно не наши!».

Наполеон долго ждал на Поклонной горе депутацию с ключами от города, как то было в других городах Европы.

Но никто так и не вышел из безмолвной столицы. Приближенные отвечали Бонапарту, что никого не могли найти.

Вход в Москву, оставленную жителями, не предвещал ничего доброго. «Подъезжая к Кремлю, Наполеон сказал: "Какие страшные стены"». Все, кто сопровождал французского императора в этот день и впоследствии и оставил воспоминания, отмечают, что Наполеон «был мрачен и подавлен».

Пожары начались в первые часы после вступления в город неприятеля, 1 сентября, и продолжались до 9 сентября, до тех пор, пока проливные дожди не загасили пламя. По милости Божией монастырь Рождества Пресвятой Богородицы от огненной стихии не пострадал. Около монастырской стены, выходящей на Рождественский бульвар, французы расстреливали москвичей, подозреваемых в поджогах.

Наполеон сообщал покоренной Европе о том, что Москву сжег Ростопчин и москвичи. Некоторые из покинувших город москвичей действительно поджигали свои дома еще до входа в Москву неприятеля. По приказу главнокомандующего были уничтожены московские склады с боеприпасами, но к московскому пожару и к сожжению всего города Ростопчин и оставшиеся в городе жители не имели никакого отношения, о чем определенно заявил сам Ростопчин в 1823 году в своей брошюре «Правда о пожаре Москвы». Мог ли человек, любивший родной город, его сжечь, даже и «чужими руками»?

В книге «Святая дорога» приведено свидетельство очевидца – запись из дневника Ц. Ложье: «Солдаты всех европейских наций бросились взапуски в дома и церкви, уже почти окруженные огнем, и выходили оттуда, нагрузившись серебром, узлами, одеждой и пр. Они падали друг на друга, толкались и вырывали друг у друга из рук только что захваченную добычу; и только сильный оставался правым после кровопролитной подчас схватки».

Таковы были свидетельства самих участвовавших в захвате Москвы французских офицеров.

В начале XX столетия в стенах обители, в ее многочисленных скитах и подворьях подвизалось свыше шестисот насельниц (перед закрытием монастыря в нем пребывало по одним сведениям – 625, по другим – около 700 сестер или даже более того, с учетом обитательниц монастырских скитов и подворий), монастырь владел 33 гектарами земли.

Стены обители становились тесными для живущих в них и для приходивших на богомолье окрестных жителей и паломников. В связи с этим в архитектурном ансамбле монастыря произошли существенные изменения. Нужно было быть опытным зодчим, чтобы не нарушить архитектурный ансамбль, возводя в древней обители новые постройки. Благодаря трудам талантливых архитекторов, а также прекрасному вкусу и ощущению исторической связи между эпохами, присущим игумениям, управлявшим обителью в то время, новые строения не только удачно вписались в облик древней обители, но и послужили к большей славе и украшению монастыря.

На протяжении многих веков параллельно северной и южной стенам монастыря располагались в несколько рядов одноэтажные строения сестринских келлий. В XIX и начале XX столетия эти здания были снесены. Из одноэтажных строений на территории обители остались келлии, расположенные вдоль восточной монастырской стены (ныне – строение 8 дома № 20 по ул. Рождественке), рядом с которыми возвышается огромный четырехсотлетний дуб.

В начале XX столетия на месте снесенных зданий началось грандиозное строительство величественного трапезного храма в честь Казанской иконы Божией Матери .

Первоначальный проект Казанского храма был предложен Ф.О. Шехтелем, но он был сочтен слишком дорогостоящим. Настоятельница обители матушка Ювеналия (Ловенецкая) остановила свой выбор на проекте архитектора П.А. Виноградова.

6 июля 1904 года священномучеником Владимиром (Богоявленским), бывшим в то время митрополитом Московским, было совершено освящение закладного камня. Строительство трапезного храма велось на средства М.В. Лапшиной. Благотворительница приняла монашеский постриг с именем Серафимы, о чем гласит надпись в храме, на северной стене у клироса.

Храм, увенчанный куполами и крестами, издали радует взгляд, возвышаясь над северной стеной обители, над зеленью бульваров старой Москвы. Построенный в русско-византийском архитектурном стиле, храм напоминает о многовековой истории обители и отражает стремление к возвращению к святорусскому идеалу и одновременно свидетельствует о том времени, когда он был возведен.

8 сентября 1905 года митрополитом Владимиром были освящены кресты на куполах Казанского храма и малым чином – сам храм, в котором в этот день престольного праздника была совершена первая Божественная литургия.

Через год, 30 августа 1906 года, будущий первомученик из лика новомучеников и исповедников Российских совершил великое освящение храма. Трапезный храм был великолепен как внутри, так и снаружи. Внешнее великолепие храма Казанской иконы Божией Матери отразило высокий духовный настрой лучшей части московского общества, перед лицом грядущих испытаний исповедавшей свою верность Христу.

В 1989 году древний храм Рождества Пресвятой Богородицы был возвращен Русской Православной Церкви. В день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, 8/21 сентября 1991 года, возрождающийся храм посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . Вскоре после этого в Москву из Успенского Пюхтицкого монастыря , не закрывавшегося в советское время и сохранившего монашеские традиции дореволюционной России, приехали несколько сестер. Им предстояло в скором будущем стать первыми насельницами первой женской обители, открывшейся в столице после семи десятилетий господства в стране богоборцев. 19 июля 1993 года, в день празднования Собора Радонежских святых, было принято постановление Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви о возрождении монашеской жизни в древней московской обители.

В самом начале новой истории обители сестрам приходилось преодолевать множество самых разных препятствий. Трудности возникали в отношениях с жильцами и незаконными арендаторами. Многие из тех, кто занимал монастырские помещения, не могли – а некоторые, возможно, и не хотели – понять не только того, что они находятся в стенах святой обители, но даже и того, что архитектурный ансамбль монастыря является выдающимся памятником русской истории. Восстановление в течение нескольких десятилетий разрушавшихся храмов и монастырских построек потребовало много сил, времени и больших затрат.

Возрождение молитвенно-богослужебной и духовной жизни обители требовало ещё больших усилий. Возродить монашеское делание в стенах обители сложнее, чем преодолеть хозяйственные трудности, но последнее не имеет смысла без первого. Светильник, не излучающий света, будет лишь внешне похож на светильник. Обитель, в которой насельницы живут без духовного делания – молитвенной жизни, трезвения – сердцевины этого делания и созидающего аскетического труда, – так и останется архитектурным ансамблем, но не будет истинно монашеской обителью.

Больших трудов требовало и сейчас требует реставрация архитектурного ансамбля. Нужно было остановить процесс разрушения каменной кладки засыпанных землей стен и оснований храмов и строений обители; заново погребать в усыпальнице разбросанные по всей территории останки тех, кто некогда покоился на монастырском кладбище, разоренном и оскверненном богоборцами; вывозить сотни тонн мусора из Казанского храма и других строений; очищать территорию от всего чужеродного и привнесенного в монастырскую ограду по злобе или неведению.

Надеясь на помощь Божию и заступничество Пресвятой Богородицы, назначенная Первосвятителем настоятельницей обители в 1993 году и возведенная им в сан игумении в 1998 году, игумения Викторина (Перминова) и насельницы монастыря взялись за многотрудное дело восстановления обители. Свои послушания монахини и послушницы несут в храме, на клиросе, в просфорне, пошивочной, трапезной, свечной и на монастырском подворье.

19 июля 1993 года Московский Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь был возобновлен Синодом Русской Православной Церкви. С начала возобновления Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря деятельное участие в его возрождении принимал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Не оставляет свою ставропигиальную обитель отеческой заботой и нынешний Первосвятитель – Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл , ежегодно посещая монастырь, совершая в стенах его храмов богослужения, поддерживая насельниц обители советом, первосвятительским благословением и напутствием, добрым словом назидания и утешения.

Года белокаменный собор был освящен. В году он пострадал во время пожара, после чего в году последовало новое великое освящение собора.

Монастырь был устроен при соборе вскоре после его постройки. С самого основания монастырь занял важное место в церковной и государственной жизни. Настоятели его были участниками Московских Соборов и преимущественно избирались на различные епископские кафедры. В стенах обители в начале XIII века составлялся Киево-Печерский патерик , над которым трудился бывший игумен обители и первый Владимирский святитель Симон . В те годы в обители также настоятельствовали будущий Владимирский владыка священномученик Митрофан и будущий Ростовский святитель Кирилл . До года монастырём управляли игумены , после чего тут была учреждена "великая архимандрия ". В году при нашествии хана Батыя монастырь подвергся разрушению, его настоятель архимандрит Пахомий с братией приняли мученическую кончину.

Однако, монастырь вскоре восстановился и возвысился ещё более. Обитель стала называться "лаврой ." С половины XIII она стала кафедральной для Всероссийских митрополитов. 23 ноября года в монастырском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы был погребен благоверный великий князь Александр Невский, в схиме Алексий .

После обособления Русской Церкви

При архиерейском доме существовала библиотека, большая часть книг в которой датировалась XVII веком.

В восточной части в первом этаже сохранилась планировочная структура двухпролетных древних ворот. Бывший проезд перекрыт коробовыми сводами на подпружных арках. В повышенном объеме (в первом этаже) крупное помещение в восточном торце и комната у южного фасада перекрыты сводиками по балкам, в остальных комнатах - плоские перекрытия. Проход в средней части первого этажа западного объема имеет перекрытие из сводиков по балкам, как и удлиненное помещение слева от него. Во втором этаже восточный объем (здесь находилась ризница, а ранее - старая надвратная церковь) поделен на четыре комнаты, перекрытых купольными сводами. Центральный объем занимает крупный зал церкви с зеркальным сводом. Здесь на стенах сохранились крупные

Монастырь был основан в 1386 году супругой князя Андрея Серпуховского и матерью князя Владимира Храброго - княгиней Марией Констаниновной, которая постриглась здесь в монахини перед смертью в 1389 году под именем Марфы. Первое время находился на территории и носил имя монастырь Рождества Богородицы на Рву. Существует также версия, что монастырь с момента основания располагался на берегу реки , у Кучкова поля, во владениях князя Владимира Андреевича Серпуховского.

Nikolay Naidenov , CC BY-SA 3.0

В 1430-х годах в монастыре приняла постриг под именем Евпраксия княгиня Елена Ольгердовна, супруга князя Владимира Храброго, она была похоронена, согласно своему завещанию, на монастырском кладбище в 1452 году. Княгиня Елена пожертвовала обители села с деревнями.

Одноглавый каменный собор Рождества Пресвятой Богородицы был возведён в 1501–1505 годах в традициях раннемосковского зодчества. После пожара 1547 года в течение 150 лет был окружён пристройками, исказившими первоначальный облик.

Церковь Иоанна Златоуста (1676—1678) A.Savin , CC BY-SA 3.0

25 ноября 1525 года в Рождественском монастыре была насильно пострижена под именем София жена Василия Третьего Соломония Сабурова. Она жила в обители до перевода в суздальский Покровский монастырь.

Летом 1547 года во время сильного московского пожара сгорели постройки монастыря, пострадал каменный собор. Он был вскоре восстановлен по обету царицы Анастасии Романовны - жены Ивана Грозного. По приказу самого царя в южной алтарной апсиде был создан Никольский придел.

В 70-х годах XVII века Рождественский монастырь стал местом погребения князей Лобановых-Ростовских: к собору с востока была пристроена их усыпальница. В XIX веке она получила второй этаж, в котором находилась монастырская ризница.

userpage , CC BY-SA 3.0

В 1676–1687 годах на средства княгини Фотинии Ивановны Лобановой-Ростовской был возведён каменный храм святого Иоанна Златоуста с трапезной и приделами святого Николая, праведного Филарета Милостивого и святого Димитрия Ростовского. На её же средства в 1671 году выстроена ограда из камня с четырьмя башнями.

Монастырь в XIX-XX вв

В 1835–1836 годах над Святыми вратами была построена колокольня с церковью священномученика Евгения, епископа Херсонского (проект Н. И. Козловского, церковь устроена на средства С. И. Штерич).

В начале XX века были построены трехэтажные здания келий, в которых размещались классы церковно-приходской школы. В 1903-1904 годах по проекту архитектора П. А. Виноградова была проведена реконструкция церкви Иоанна Златоуста и возведена трапезная монастыря. В 1904-1906 годах Виноградовым построен храм Казанской иконы Божией Матери с новой трапезной палатой. При монастыре действовали приют для девочек-сирот и церковно-приходская школа.

Колокольня в стиле классицизма (1835—1836) Sergey Rodovnichenko , CC BY-SA 2.0

В 1922 году монастырь был закрыт, серебряные ризы с икон сняты (всего вывезено 17 пудов серебра), часть икон первоначально переместили в храм Николы в Звонарях, а позже - в церковь Знамения в Переяславской слободе. В монастыре размещались конторские, научные и учебные заведения. В кельях были устроены коммунальные квартиры. Некоторым из монахинь разрешили остаться в бывшей обители, две инокини жили на территории монастыря до конца 1970-х годов. Монастырское кладбище вместе с могилой основательницы обители - княгини Марии Андреевны было уничтожено, часть стен снесена.

В 1974 году решением Моссовета Рождественский монастырь был передан МАРХИ для организации музея-заповедника древнерусского искусства и зодчества. После реставрации в Рождественском соборе хранился архив одного из научно-исследовательских институтов.

Современность

Собор Рождества Пресвятой Богородицы был возвращен церкви в 1992 году, богослужения в нем возобновились 14 мая 1992 года. Обители предоставлена ставропигия.

Монастырь был возрожден 16 июля 1993 года, в нем ведутся реставрационные работы. При монастыре существует воскресная школа для детей 4-17 лет. В 2010 году в монастыре открылась бесплатная женская трехгодичная церковно-певческая школа. В её учебную программу входит изучение катехизиса, литургики, Богослужебного устава, сольфеджио, обихода церковного пения и хоровой класс. В 2011 году при школах в монастыре была создана своя библиотека.

С 1999 года подворьем монастыря является Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», расположенный в селе Фёдоровское Волоколамского района Московской области.

Фотогалерея




error: