Антониево-Дымский монастырь: история, главные святыни. Антониево-дымский мужской монастырь поселок красный броневик Антониево дымский монастырь места на карте

Еще при жизни преподобного Антония, бывший тогда в Новгороде архиепископ Исайя благословил поставить в обители деревянную соборную церковь преподобного Антония Великого, в честь ангела первоначальника Дымской пустыни, с приделом в ней Покрова Пресвятой Богородицы и кельи для проживания монашествующих (между 1250 и 1273 годами). Когда эта церковь пришла в ветхое состояние, на ее месте был построен деревянный двухэтажный храм с приделами: внизу преподобного Антония Великого, а на втором этаже святителя Николая Чудотворца. После возведения первого храма, «во óбщее же оỳпокоéние брáтiи» была поставлена теплая церковь с трапезою во имя Рождества святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. А за полтора километра (одно поприще) от обители возникло монастырское кладбище.

В 1370 году, в дни правления князя Димитрия Иоанновича Донского, были впервые обретены нетленные мощи преподобного Антония Дымского. В 1409 году полчища татар Едыгея вторглись в новгородскую землю. Мощи были спрятаны под спуд. Татары, дойдя до Дымской обители, разграбили ее, а церкви и постройки сожгли.

Казанский храм начал строить в 1655 году при царе Алексее Михайловиче и патриархе Никоне монах Филарет. Это был первый каменный храм в Антониево-Дымском монастыре. Но тогда было возведено только каменное подцерковье, куда перенесли обретенные во второй раз мощи основателя монастыря - преподобного Антония Дымского. При устройстве гробницы под церковью стенки ее обложили тесаными плитами фиолетового известняка толщиной от трех с половиной до четырех сантиметров, а неиспользованные остатки были замурованы в нижних ярусах кладки западного входа в храм. Поверх деревянного гроба с мощами вровень с деревянным полом храма положили плиту черного гранита.

В силу неизвестных причин, скорее всего из-за недостатка средств, верха этой церкви были достроены в дереве. Казанский храм был закончен и освящен на память преподобного Антония Великого 17/30 января 1656 года.

Далее Казанский храм монастыря прошел несколько этапов своей строительной истории. В начале 1740-х годов началось строительство в камне первого этажа Казанского храма на уже существующем каменном же подцерковье. Затем строительство продолжилось в 1760-1761 годах, пока окончательно храм не был закончен отделкой и 24-25 февраля 1806 года при игумене Герасиме (Гайдукове) освящен во имя Св. Троицы (верхний главный храм). Мощи при этом оставались на прежнем месте под спудом даже тогда, когда он был окончательно разобран в конце 1950-х годов.

В рукописи тихвинского краеведа И.П. Мордвинова «Монастырь Антониев на Дымях» (1924) мы находим описание Казанского храма: "В центре монастыря стоит главный каменный собор, именуемый ныне Троицким, с находящеюся на нем колокольнею. Построен он в 1735–40 годах, по архитектуре тяжел, безвкусен, представляет собою вытянутый ящик с двумя низкими полукруглыми алтарями с восточной стороны. Колокольня приземиста и давит собою переднюю часть здания. Крыша четырехскатная, довольно высокая. Шейки глав устроены в виде четырехугольных призм, расписанных фальшивыми окнами. Всех глав пять, но расположены они неудачно и представляют собою подобие сплющенной купы; имеют вид довольно плоских луковиц, иногда окрашенных в синий цвет и разделенных позолоченными звездами

В нижнем этаже помещаются приделы Казанский и Антония Великого. Низкие тяжелые своды, арки и глубокие окна дают впечатление старины по крайней мере XVII века. В арке между приделами помещается надгробие Антония Дымского под балдахином. Около гробницы на особой тумбочке лежит железная шляпа с широкими полями и низкой тульей, по преданию принадлежавшая преподобному, но в старых описях она не упоминается, появилась не ранее XVIII века и принадлежала какому-нибудь аскетически настроенному монаху этого времени. В ризнице монастыря еще сохраняется шапка из плоского широкого железа с открытым верхом, который пересечен крестообразно двумя железными полосами. Ранее, в 80-х годах XIX века, шапка эта также находилась при надгробии. Кроме того, сохраняются вериги неизвестного подвижника, состоящие из полос толстого железа с железными же крестами-лямками.

Под надгробием сделано отверстие, из которого верующие берут на память белый песок, обычно добываемый в Дымском озере. Перед гробницею стоит старинный образ Антония Великого (XVIII века) новгородского письма.

В иконостасе Казанского придела замечателен старинный образ Казанской Божией Матери, чрезвычайно чтимый богомольцами.

В нижнем же этаже помещается монастырская ризница, в отношении достопримечательностей уже давно значительно облегченная. В верхнем этаже два придела – Троицы и Антония Дымского – кажутся совершенно новыми.

Кое-где по стенам паперти и церкви развешены в одиночку иконы старинного иконостаса, но подновленные и заолифенные".

На первом этаже было два придела - справа Казанский, слева преподобного Антония Великого, и на втором этаже - Троицкий храм. К концу XIX века на втором этаже слева был устроен четвертый придел - в честь преподобного Антония Дымского.

Троицкий собор в последний раз упоминается как действующий в качестве приходского храма в 1931 году, когда сюда приезжали богомольцы из г. Тихвина. В советское время храм долгое время использовался в качестве склада.

Храм был окончательно разобран в 1950-х годах. К концу ноября 1993 годаот храма остался стоять лишь полуразрушенный остов четырехъярусной колокольни Троицкого.

Еще до восстановления собора, когда от него оставался лишь остов колокольни, мощи преподобного Антония были обретены 14 июня 2001 года в третий раз. С 2000 года было начато восстановление храма и вскоре для богослужений был благоустроен Казанский придел.

В настоящее время храм восстанавливается. Регулярные Богослужения совершаются в Казанском приделе.

March 22nd, 2018

Среди лесов и болот юго-востока Ленинградской области, между городами Тихвином и Бокситогорском, находится Свято-Троицкий Антониево-Дымский мужской монастырь — не самый известный и далеко не самый большой, но один из самых древних православных монастырей Северо-Запада. Хоть и труднодоступным его не назовёшь (стоит он в трёх километрах от автодороги Петербург - Вологда), место, где он находится, оставляет впечатление настоящей глуши. Побывал я там 1 февраля 2018 года — монастырь стал третьим пунктом поездки на юго-восток области, после промышленных городов и . А чтобы добраться до монастыря, нужно было ещё пройти пешком три километра от шоссе по дороге среди леса.

Ночевал я в ту поездку в Бокситогорске, утром, когда подморозило до минус 16 градусов, осмотрел сам город, а в полдень пришёл на автостанцию и сел в пригородный автобус до Тихвина. Автобус был прилично набит пассажирами, но ехать всё равно недолго. Уже через 25 минут пути я вышел на остановке у деревни с названием Галично.

2. Автобус неторопливо поехал дальше в Тихвин. Передо мной дорога. Это вид обратно, в сторону Бокситогорска. Совсем рядом (левее кадра, за перелеском) проходит и железная дорога. Это ещё Бокситогорский район, но уже у самой границы с Тихвинским.

3. До монастыря, как уже сказано, три километра. Туда автобусы не ходят. Впрочем, это совсем небольшое расстояние. Можно и пешком пройти. Поворот к обители указывает деревянный крест.

4. Мне идти прямо! Оживлённое шоссе остаётся за спиной, и шум его слышен всё меньше. Моя дорога идёт среди зимнего леса. После полудня потеплело где-то до -12, но снег всё так же скрипит и блестит на солнце, вдоль дороги высятся сосны, и слышно, как где-то стучит дятел.

5. Местами какие-то дорожки уходят от обочины в глубину леса:

6. Три километра я прошёл минут за сорок (потому что останавливался для фотографирования и любования природой). За всё это время лишь одна машина проехала мне навстречу. Так же было и на обратном пути.

Монастырь, в который я иду, был основан в середине XIII века преподобным Антонием Дымским — монахом из Великого Новгорода, который принял постриг в Хутынском монастыре, и затем ушёл скитаться по лесным дебрям Русского Севера. В те времена здесь не существовало не то что Бокситогорска, но даже и Тихвина. Название монастыря Дымский, перешедшее в итоге и к самому святому, разумеется, к слову "дым" никакого отношения не имеет, и происходит от Ды мского озера, на берегу которого монастырь находится, а также деревни Ды ми, что поблизости отсюда; название это финно-угорское.

Святой Антоний жил здесь в уединении. А полноценный монастырь возник уже после его кончины, когда там поселились первые монахи. При всей его древности, от старой обители теперь почти ничего не осталось. Монастырь несколько раз разрушался в ходе русско-шведских войн, затем отстраиваясь заново. Но в 20 веке был разорён после закрытия советской властью, начав возрождение в 1994 году.

8. Хоть и к середине дня потеплело, но ранним утром мороз приближался к двадцати градусам, из-за чего у деревьев побелели ветки.

9. Морозное серебро...

12. Вот я и пришёл. На входе в монастырь — новые кирпичные ворота с иконой преподобного Антония. Дальше видна колокольня со шпилем и несколько зданий, в том числе и заброшенных. Народу — почти никого.

Вообще-то здесь есть населённый пункт. А именно — посёлок с чрезвычайно революционным названием Красный Броневик. Но я даже не нашёл здесь каких-то его признаков, кроме пары деревянных домов рядом с монастырём, а население посёлка по состоянию на 2010 год насчитывало 10 человек. По местному преданию, название Красный Броневик пошло от того, что в 1919 году представители советской власти приехали сюда закрывать монастырь именно на этом виде транспорта. Затем здесь разместилась одноимённая посёлку коммуна по производству кирпича, которое, на самом деле, являло собой разборку на кирпич монастырских построек. В итоге от старого монастыря сохранились только колокольня (частично), один келейный корпус и странноприимный дом. После войны здесь было училище трактористов, потом психиатрическая лечебница, а потом здания были заброшены. В 1994 году монастырь был возрождён, и восстановление его продолжается и в наши дни. Активную финансовую помощь в этом деле оказывал и Бокситогорский глинозёмный завод.

13. Свято-Троицкий собор — главный храм обители. Фактически это новодел, кроме колокольни — она сохранилась с середины XIX века.

14. Двухэтажное здание рядом с собором. Наполовину заброшенное. Как я понимаю, оно построено в советское время, и сейчас тоже принадлежит монастырю. Во дворе штабелями хранится кирпич.

15. Обитаемая половина здания:

Снег, свежий воздух, тишина и спокойствие. Хоть и монастырь маленький, и почти ничего старого тут не сохранилось, но это один из самых атмосферных монастырей, которые я видел. Именно в таком месте и должна обитель находиться. В монастырях, расположенных в крупных городах, среди "житейского моря", атмосфера всё-таки нарушается, и даже трудно представить, как там это сочетается с монашеской жизнью.

16. Вид собора спереди. Хорошо видна граница старой колокольни и нового здания. Перед входом три человека — они приехали на машине минут через десять после меня, и ниже ещё пару раз попадут в кадр.

Внутри собора так же тихо и малолюдно. Впрочем, иногда сюда и паломнические группы приезжают — помогает в этом близость к Тихвину.

17. В кирпичной кладке собора заметил интересную деталь — многие кирпичи подписаны именами жертвователей средств на восстановление обители.

18. Ещё один монастырский храм — церковь Рождества Иоанна Предтечи (кстати, праздник этот — 7 июля, совпадает с днём памяти Антония Дымского). Построена в 2000 году.

19. А это ещё одно сохранившееся старое здание — странноприимный дом (то есть гостиница для паломников). Пока что заброшен.

20. От него идёт дорожка к Дымскому озеру (оно же Святое озеро). По бокам стоят стенды с фотографиями на тему жизни монастыря.

22. У берега часовня Антония Дымского. Построена в 2012 году.

23. Вот и озеро. Лёд, снег, лес. Во времена, когда сюда пришёл монах Антоний, пейзаж, наверное, был таким же. Хотя в наше время совсем близко отсюда находятся торфоразработки на местных болотах.

24. Я немного погулял по льду озера. Между прочим, крест поставлен здесь не на зиму. Он с недавних времён стоит в озере постоянно, летом возвышаясь над водой. Рядом с крестом делали прорубь, видимо, на праздник Крещения.

25. А у берега озера — лес. Тут слова, пожалуй, излишни.

29. Посидев на скамейке, и полюбовавшись озером и лесом, возвращаюсь к монастырю.

30. Ну а потом пришло время идти обратно. Той же дорогой, те же три километра до шоссе.

32. С дороги порой хочется сойти и погулять в лесу, но это сложно — слишком глубокий снег.

Короткое двухдневное путешествие подходило к концу. На уже знакомой остановке у деревни Галично я дождался всё того же автобуса Бокситогорск - Тихвин, чтобы, доехав до Тихвина, пересесть там через некоторое время на автобус в Петербург. На самом деле, я мог бы дождаться пикалёвского автобуса и на нём уехать в Питер прямо отсюда, но во-первых, мне тогда пришлось бы ждать на сорок минут дольше, а во-вторых, банально хотелось есть — в Бокситогорске я не пообедал, а до Питера ехать четыре часа. Так что я поехал в Тихвин (где уже был в октябре 2014 года), и немного погулял там в районе вокзала, найдя там же столовую.

33. Железнодорожный вокзал Тихвина дореволюционной постройки. Автовокзал находится здесь же, левее кадра.

34. Деревянная застройка тихвинских улиц:

35. А здесь виден Спасо-Преображенский собор (построен на рубеже 17 и 18 веков). Дальше находится Тихвинский монастырь, но туда я в этот раз не ходил.

Когда уже начинало темнеть, я дождался автобуса в Питер. Впереди было 4 часа пути с остановкой в Волхове. И в итоге — приезд на автовокзал на Обводном канале, откуда я накануне утром уезжал в Пикалёво, и дорога домой на метро. По приезду обратил внимание на разницу в погоде: если в момент отправления из Тихвина там было ясное небо и -10 градусов, то в Питере было -4 со снегопадом. Заметно климатическое различие между востоком и западом Ленинградской области.

Антониево-Дымский мужской монастырь только 20 лет как восстанавливается из руин. Расположена обитель в деревне Красный Броневик в Бокситогорском районе. Главная святыня – чудотворные мощи основателя, преподобного Антония. Как говорят в монастыре, молитва и купание в святом Дымском озере ставят инвалидов на ноги.

РАВНЫЙ ПО ДУХУ

Одну из древнейших обителей Северной Руси основал в 1243 году преподобный Антоний. Будущий святой родился в Великом Новгороде в 1206-м в семье христиан. В 19 лет Антоний покинул отчий дом и пришел в обитель на Хутыни, чтобы стать иноком. В те времена монастырь возглавлял Варлаам. Спустя два года он постриг юношу в монахи.

Инок приходил в храм первым и покидал его последним. Немудрено, что, когда монастырю нужно было отправить кого-то из братии в Константинополь по церковным делам, выбрали Антония, самого смиренного и добродетельного.

Из Византии монах вернулся спустя пять лет, исполнив поручение и получив от епископа подарки для обители и мудрые наставления. Вернулся в скорбный час – его наставник Варлаам умирал. Перед смертью он созвал братию и сказал, что оставляет обитель на Антония, своего сверстника, то есть равного по духу.

Антоний принял управление обителью в 1243-м. Исполнил наказ Варлаама достроить каменную церковь Преображения. Но настоятелем он не пробыл и года: в 37 лет инок тайно покинул монастырь и ушел в леса.

ВЕНЕЦ ПОСЛУШАНИЯ

Немало прошел Антоний по дебрям, прежде чем вышел к подножию холма и окутанному туманом озеру (благодаря этому озеро и прозвали Дымским. – Прим. авт.). Это сейчас здесь стоит обитель, к которой верующие стекаются со всей России . А тогда это было дикое место первозданной красоты.

Вскоре на берегу озера появился небольшой шалаш. Ближе к зиме монах выкопал пещеру и построил келью. Инок трудился днем и ночью, а для пущего измождения носил не снимая тяжелые вериги (цепи. – Прим. ред.) и железную шестикилограммовую шапку. В поля шляпы были вбиты гвозди, которые врезались в голову, напоминая муку тернового венца. Говорят, что этот головной убор еще лежал у мощей преподобного в XIX веке, а затем бесследно пропал.


Но дремучие леса не скрыли богоугодную жизнь Антония от его искренних последователей: вокруг отшельника стала собираться братия. И в 1250 году к Александру Невскому обратились с просьбой дать жалованную грамоту на земли у Дымского озера, чтобы создать монастырь.

Ровно 30 лет Антоний отдал обустройству обители. Преподобный скончался в 1273-м, когда ему было 67 лет. Его положили в построенной им же церкви, а в 1370 году, во время правления Дмитрия Донского , обрели его мощи: за век тело Антония осталось нетленным.

«ВСТАНЬ И СИДИ!»

Святые останки положили в открытую раку в том же храме за 13 лет до явления чудотворной Тихвинской иконы. Поэтому Антония считают предтечей.

Записи о чудесах, которые творят мощи святого Антония, стали вести с середины XVII века. Многие, помолившись преподобному и искупавшись в Дымском озере, излечивались от хворей. К примеру, петербургский купец Ермолай Калитин, избавившись в 1744 году от ужасных струпьев по всему телу, в благодарность дал денег на постройку церкви. На его же пожертвования в храме соорудили два иконостаса и раку.

Необычна история Симеона, который жил в Тихвинском посаде в середине XVII века. Два года несчастный ходил с загноившимися глазами, из которых сочилась и кровь. У церкви с мощами Антония он промыл глаза утренней росой – и исцелился.


Через несколько лет Симеон, «впав в искушение», тяжело заболел и уже ожидал смерти, как после хвалы Антонию увидел странный сон. В нем были ангелы, которые несли по воздуху Тихвинскую икону и икону Антония. Была при них и чаша, до краев наполненная святой водой. Ангелы устыдили Симеона: «Чего лежишь распростертым на одре своем?» А когда он заговорил о хвори, появился святой Антоний: «Встань и сиди!» – и окропил больного. Симеон проснулся здоровым.

«МОНАСТЫРЬ ГОРИТ»

За свою историю обитель разрушали трижды: в 1409-м – татары, в 1611-м – шведы, в 1919-м – советы. Во время нашествия татар, по преданию, мощи, вериги и шляпу Антония, а также утварь и колокола спрятали и уберегли на дне озера.

В 1585 году шведы разорили Валаамский монастырь, и иноки некоторое время жили в Дымской обители. А в 1611-м шведские войска, которые не смогли осадить Тихвинский монастырь, ударили по обители Антония. Выстоять она, неукрепленная, не смогла: храмы и кельи сожгли, уцелевшие братья разошлись. За восстановление «монастыря на Дымях», по велению Михаила Федоровича Романова , взялись спустя 15 лет. А уже при Алексее Михайловиче здесь появился первый каменный храм.


В 1687 году в Дымском монастыре случился страшный пожар. Благодаря заступничеству Антония братия не пострадала: святой явился во сне одному из монахов и предупредил, что тот «сгорит бездельно». Инок в страхе проснулся и увидел, что в его келье из-за неисправной печи уже бушует пламя.

Спустя месяц вспыхнули трапезная и хлебопекарня. И снова монахов спас Антоний, который явился задремавшему пономарю и сказал: «Проснись! Монастырь горит!» Пламя вовремя потушили.

В XIX веке обитель обновили и расширили: на месте деревянных построек появились каменные. У монастыря были свои приходская школа, квасоварня, ледники, огороды и луга , дровяной лес.

ТРАКТОРИСТЫ, КИРПИЧИ

В 1919 году монастырь закрыли. Для разгона монахов пригнали броневик. В память о тех событиях обитель переименовали в деревню Красный Броневик.


Опустевшую обитель занял приют для калек и престарелых. Потом там устроили предприятие по производству кирпича. Суть его работы сводилась к разбору монастырских стен и башен на кирпичи для продажи. Тогда же, в 1929-м, уничтожили и монастырское кладбище. При этом Казанский собор монастыря работал до конца 1930-х как приходской храм.


После войны в сохранившихся келейном корпусе и гостинице устроили школу для трактористов. К 1961 году его окончательно разобрали.

К началу 1990-х остались остов соборной колокольни, келейный корпус, корпус богадельни, здание церковно-приходского училища и несколько хозпостроек.

ВОЗВРАЩЕНИЕ МОЩЕЙ

Возрождаться Дымская обитель начала в 1994 году, когда на святом озере, у камня, где молился Антоний, установили поклонный крест. В начале 2000-х начали отстраивать Казанский. Колокола подняли в 2010 году, но восстановление собора еще продолжается.


Мощи вновь обрели в 2001 году и положили в Тихвинском монастыре. Домой же святой Антоний вернулся в 2008-м – после утверждения обители Синодом.

Наряду с мощами преподобного в монастыре есть и другие святыни: иконы с частицами мощей Матроны, мучениц Веры, Надежды и Любови, а также других святых.

КАК ДОЕХАТЬ ДО МОНАСТЫРЯ:

Из Санкт-Петербурга – автобусами: направление – Бокситогорск , Пикалево ; остановка Галично, далее три километра пешком.

Антониево-Дымский Свято-Троицкий мужской монастырь - действующий монастырь не далеко от города Тихвин Ленинградской области. Фактически находится в Бокситогорском районе.

Монастырь основан предположительно в середине XIII в. Основатель - святой, преподобный Антоний Дымский (по официальному разрешению великого князя Александра Невского).

В 1611 г., в период Смутного времени, монастырь был разорен шведами во главе с командующим Якобом Понтуссоном Делагарди.

Монастырь был закрыт в 1919 г. Существует версия, по которой для разгона священнослужителей монастыря был пригнан броневик. И впоследствии населенный пункт, который ранее носил название "Дымская" был переименован в "Красный броневик".

В советский период стены монастыря разбирались на кирпичи, которые отправляли на продажу. Так же в этот период было уничтожено монастырское кладбище.

После ВОВ в сохранившихся сооружениях монастыря размещалась лечебница для душевнобольных.

Восстановление монастыря началось в 1994 г., когда на камне у озера, где некогда по приданию молился преподобный Антоний Дымский, был установлен деревянный крест. В 2000 г. началось восстановление главного храма монастыря. В 2008 г. в монастырь из были возвращены мощи святого Антония. В 2011 г. у озера на месте деревянной часовни в честь основателя монастыря была возведена каменная.

error: