Аппиева дорога на карте италии. Аппиева дорогав риме, италия. Как добраться до Аппиевой дороги

Сентябрь 20, 2018

Все дороги ведут в Рим — такое выражение часто можно услышать, когда разговоры заходят о Вечном Городе. Одной из самых старых является Аппиева дорога , проложенная еще в IV веке до нашей эры. Ее протяженность составляет почти 535 км (360 миль; 1 древнеримская миля соответствует 1482 м), а проходит она по территории сразу нескольких регионов Италии: Лацио, Кампания, Апулия и Базиликата.

Аппиева дорога: с чего все начиналось

В первой четверти IV века до нашей эры Рим являлся важным политическим и торговым центром Италии. В ходе многочисленных военных кампаний римляне подчиняли себе новые территории и обретали союзников, укрепляя свое положение на апеннинах и налаживая торгово-экономические и политические отношения. Город рос и развивался. Одной из самых масштабных строек этого периода, а также важнейшим военно-стратегическим решением, стала прокладка новой магистрали, соединившей Рим с южным городом Капуа. Строительство дороги началось в 312 году до н.э. по приказу Аппия Клавдия Цека , влиятельного государственного деятеля и военачальника, и была названа в последующем его именем — Аппиева .


Историческая справка

Аппий Клавдий Цек (ок. 350-273 гг. до н. э.) — древнеримский политический деятель, военачальник, реформатор. Считается основателем судопроизводства. Благодаря Аппию Клавдию Цеку в Риме появился первый акведук и была проложена стратегически важная магистраль в древнем мире — Аппиевая дорога .


Одна из самых древних дорог Рима , в связи с постоянными войнами, строилась в несколько этапов. Первый участок магистрали, соединивший столицу республики с городом Капуа (провинция Казерта, Кампания), был построен для решения военных задач. Исследователи предполагают, что сама дорога здесь существовала и ранее, а Аппий Цек лишь придал ей должный вид, вымостив камнем.



Веком позже был проложен следующий отрезок Аппиевой дороги — от Капуи до Беневенто (провинция Бенвенто, Кампания), а к началу II века до н.э. магистраль достигла Брундизии (совр. Бриндизи, Апулия). Это поспособствовало развитию торговли с восточными странами.
На протяжении многих веков вдоль Аппиевой дороги зажиточные граждане строили фамильные склепы. Некоторые из них с течением времени расширялись, превратившись в итоге в обширные городские кладбища — . Вдоль дороги устанавливали многочисленные памятники и монументальные гробницы, некоторые из которых сохранились до наших дней.
Свою роль одна из главных магистралей древнего мира выполняла вплоть до VI века, после чего ее торгово-военное значение постепенно сходило на нет. Улицу Аппиа все чаще стали использовать паломники, следовавшие в Рим с целью поклонения реликвиям и мощам святых, захороненных в христианских катакомбах на обочине дороги.

В средние века, когда бòльшая часть территории у Аппиевой дороги принадлежала Святому Престолу, многие фунеральные монументы были разобраны и использованы в качестве строительного материала для возведения новых сооружений. В XI веке некоторые земельные участки перешли в собственность представителям знати.
После строительства новой Апиевой дороги (via Appia Nuova) во второй половине XVII века старую начали называть Аппия Антика (via Appia Antica).

Аппиева дорога: что посмотреть

В античные времена в Риме запрещалось производить казни и погребения в черте города. Городские кладбища располагались за пределами . Вдоль Аппиевой дороги на протяжении нескольких веков возводили фамильные мавзолеи, устанавливали фунеральные памятники и обустраивали общественные колумбарии. Многие из подобных сооружений можно увидеть и сегодня:

  • Порта Капена
  • Мазволей Сципионов
  • Арка Друза
  • Гробница Помпония Хила
  • Ворота Сан Себастьяно
  • Первая мильная колонна
  • Гробница Геты
  • Мавзолей Присциллы
  • Цервовь Санта Мария ин Пальмис (Domine quo vadis)
  • Колумбарий вольноотпущенников
  • Гробница Волусия
  • Катакомбы Сан Каллисто
  • Колумбарий Винья Ранданини
  • Колонна Пия IX
  • Катакомбы и храм Святого Себастьяна
  • Склеп Ромула и цирк Максенция
  • Башня Капо ди Бове
  • Склеп сыновей Секста Помпея
  • Усыпальница Илария Фуска
  • Мавзолей Рабириев
  • Вилла Квинтилиев


Одной из основ побед римского оружия были знаменитые римские дороги, с помощью которых римляне могли в кратчайшие сроки перебрасывать необходимые резервы практически в любой регион . Служили дороги римлянам и в мирное время.

Via Appia

Первой и самой важной из римских дорог была Аппиева дорога (Via Appia), которая связывала между собой и Кампанию. Названа она была по имени цензора Аппия Клавдия Цека, который в 312 году до н.э. инициировал строительство этой дороги.

Первоначально Аппиева дорога начиналась от Большого цирка и связывла между собой Рим и Капую. Позже ее дотянули до Беневенто и наконец в 190 году до города Бриндизи, находящимся на крайнем юге Италии.

Дорога сегодня

Сегодня путешествуя вдоль Аппиевой дороги можно увидеть руины античных вилл, гробниц и римских акведуков. Сразу за стенами античного Рима можно наблюдать римские античные захоронения. Дело в том, что по традиции античного Рима покойников хоронить полагалось за пределами городских стен.

Достопримечательности вдоль Аппиевой дороги

Свое начало сегодня Аппиева дорога берет у ворот Сан-Себастьяно, которые также называются Аппиевыми воротами. В начале 5 столетия по приказу императора Гонория эти ворота были перестроены и укреплены. Сегодня внутри этих ворот находится Музей крепостных стен Рима. Кстати, с этого места можно прогуляться по участку крепостных стен до ворот Порта Адреатина.

Там где от Аппиевой дороги начинается Виа Ардеатина, с левой стороны находится церковь Кво Вадис, знаменитая тем что именно на этом месте апостолу Петру явился Иисус Христос. После этой встречи Петр устыдившись своего бегства, вернулся в Рим, чтобы принять мученичество. Главная достопримечательность церкви – камень с отпечатками стоп Христа.

Следующим памятником Аппиевой дороги являются катакомбы Домициллы, названные так от имени внучки императора Веспасиана Флавии Домициллы.

Это одни из самых больших катакомб Рима. Они уникальны тем, что внутри их находятся первые христианские церкви с уникальными мозаиками 4-5 веков.

Самыми протяженными катакомбами в Риме являются катакомбы Каликста, которые получили свое название от имени папы Каликста Первого. Эти катакомбы являются одним из самых посещаемых христианских подземных кладбищ в Риме.

Сегодня исследовано около 20 километров подземных ходов этих катакомб, однако исследования еще продолжаются. В этик катакомбах также можно осмотреть ранние христианские фрески.

Далее по Аппиевой дороги можно осмотреть Мавзолей Ромула и Цирк Максенция. Максенций в свое время претендовал на императорскую корону в Риме и был противником Константина Великого. После поражения в битве у Мильвийского моста в 312 году он погиб в водах Тибра, однако перед этим он успел построить цирк, который по своим размерам не особо отличался от цирка внутри городских стен.

Далее можно осмотреть гробницу Цецилии Метеллы, которая была невесткой Красса. Красс был самым богатым гражданином в Риме, который во многом спонсировал приход к власти Цезаря. А гробница Метеллы послужила прообразом для гробниц Августа и Адриана.

Последним памятником который можно осмотреть на Аппиевой дороге является знаменитая вилла Квинтилиев. Это самая большая загородная античная вилла за пределами Рима. Ее строительство датируется серединой 2 века до н.э. В состав виллы входили обширные сады и даже ипподром.

Аппиева дорога на карте

Аппиеву дорогу проложили в 312 году до н.э. Она имела большую важность, поскольку соединяла Рим с Малой Азией, Египтом, и Грецией. Вдоль нее находятся различные архитектурные и археологические памятники разных эпох: от периода Римской империи до времени Барокко и Ренессанса. Здесь расположены крупнейшие христианские и иудейские катакомбы (Винья Ранданини, святого Каллиста, святого Себастьяна), гробницы Ромула, Волумния, Сенеки, Марка Сервилия, а также руины древних храмов, церкви, виллы и другие сооружения.

Сейчас в центре Рима, на территории, где проходит Аппиева дорога, находится археологический парк. Тем не менее, по дороге продолжается автомобильное движение, которое закрывается только в праздничные и нерабочие дни. Большая часть Аппиевой дороги заасфальтирована, но кое-где еще встречается античное покрытие с выбоинами от колесниц и повозок.

Вдоль дороги расположены музеи: Гипогей Вибии, Цирк Максенция, Музей у ворот Святого Себастьяна, мавзолей Ромула и другие.

Виа Аппия римляне называли "королевой дорог" из-за ее значимости.







Время работы: парк открыт круглосуточно, однако расположенные в районе Аппиевой дороги работают по разным графикам, обычно с 9.00 до 17.00, с перерывом на сиесту. Точное время работы каждого из музеев можно уточнить на официальном сайте. Стоимость билетов: стоимость билетов в музеи и катакомбы составляет 3-8 евро, уточнить точную цену можно на официальном сайте (необходимо смотреть итальянскую версию). Как добраться: по Апиевой дороге проходит автобус №118, вы можете выйти на одной из следующих остановок - Appia Antica - Travicella, Appia Antica - Domine Quo Vadis, Appia Antica - Caffarella, Appia Antica- Scuola Agraria, Catacombe San Callisto, Appia Pignatelli - Appia Antica, Basilica San Sebastiano, Appia Pignatelli- Almone. Адрес: Via Appia Antica 42 - 00179 Roma www.

Trish Hartmann / flickr.com Stefano Costantini / flickr.com Stefano Costantini / flickr.com Mitch Barrie / flickr.com Carole Raddato / flickr.com Larry / flickr.com Patrick Morgan / flickr.com Stefano Costantini / flickr.com Roger W / flickr.com faungg’s photos / flickr.com Церковь Домине-Кво-Вадис (Darold Massaro / flickr.com)

Очень древнее, со времен Средневековья, утверждение гласит: все дороги ведут в Рим. Если говорить о Риме, это поистине правдивые слова.

Ведь расположение его дорог планировалось таким образом, чтобы римляне могли беспрепятственно добраться до любой точки Апеннинского ас ее крепкие, тесно уложенные камни могут выдержать не одну грузовую машину. Патриций Аппполуострова и не только. И Аппиева дорога точное доказательство этому.

История Аппиевой дороги, хорошо сохранившейся до нашего времени, началась в конце IV до н. э. Она связывала Рим с Южной Италией, а порт Бриндизи открывал морской путь в такие значимые страны, как Греция, Малая Азия и Северная Африка.

Аппиева дорога в Риме (Larry / flickr.com)

Если более подробно проследить направление дороги, то в начале своего функционирования она связывала Капую и Беневент, а в течение полувека строительства по дороге можно было добраться до Бриндизи. Здесь римлянами были поставлены две внушительные по размерам колонны из мрамора, означающие окончание Аппиевой дороги.

До наших дней на этом месте осталась только одна колонна. Однако, вторая колонна полностью не исчезла с лица Земли. В XVII столетии ее преподнесли в дар городу Лечче, пережившему страшную чуму. И чтобы увековечить окончание этой смертоносной болезни колонну с фигурой покровителя города святого Оронта установили в самом центре города. И теперь это строение именуется Чумным столбом.

Carole Raddato / flickr.com

Родоначальником этого государственно важного объекта считают римского цензора Аппия Клавдия Цека. Однако есть более древние источники, уже содержащие информацию о дороге. Точно известно, что именно Аппий Клавдий Цек в 312 г. до н. э. приказал вымостить эту дорогу для беспрепятственного передвижения римских легионов и торговых караванов из Рима и обратно.

Аппиева дорога играла основополагающую роль в достижении военных и торгово-экономических целей Древнего Рима. Строительство дороги было настолько важным событием в Риме, что его подробное описание нашлось в рукописях историка Тита Ливия.

По данным древнегреческого историка Диодора Сицилийского строительство дороги шло основательно, Аппий подошел к своему творению довольно серьезно. Он приказал засыпать все ямы и овраги, а также снести холмы, чтобы максимально выровнять настил дороги.

Чтобы увеличить ее площадь и протяженность, не искривляя дороги, он распорядился избавиться от всех болотистых участков. Строительство Аппиевой дороги было не из дешевых, и обошлось казне в довольно круглую сумму.

Секрет долговечности

Аппиева дорога - древний фундаментальный объект Рима, дошедший до нас в почти первозданном облике. Она функционировала до VI в. н. э., и даже сейчас ее крепкие, тесно уложенные камни, могут выдержать не одну грузовую машину.

Патриций Аппий Клавдий понимал важность существования этого пути и сделал все, что было в его силах, для успешного окончания строительства Аппиевой дороги.

Великая дорога Древнего Рима (Stefano Costantini / flickr.com)

В чем же секрет долговечности Аппиевой дороги? Все дело в структурности покрытия дороги, которое имеет настил в несколько слоев камнями толщиной до одного метра. Верхняя облицовка состоит из гладких и аккуратно точно подогнанных базальтовых плит и булыжников. Даже спустя сотни лет их целостность не разрушили внешние катаклизмы.

Существует информация, что Аппий Клавдий, испытывая качество дорожного настила, пытался вставить в каменные стыки лезвие острого кинжала. Если у него получалось прорезать щель, этот участок дороги сразу же перебирали и укладывали заново.

Дорога имеет практически идеально ровную поверхность, что послужило хорошей переправой для колесниц и пеших обозов.

Аппиева дорога обладает еще одной уникальной чертой – серединной возвышенностью, из-за которой вода в любом своем количестве не задерживалась на дорожном покрытии, и дорога всегда оставалась чистой и сухой.

Аппиева дорога и прилегающие территории

Аппиева дорога очень хорошо спроектирована. На одинаковых промежутках по обочинам дороги установлены мильные столбы, указывающие своим путникам километраж пройденного им пути. Также установлены места отдыха и многие другие объекты, которые важны для людей, прошедших приличное расстояние.

Автомобили проезжающие по Аппиевой дороге (Mitch Barrie / flickr.com)

Города, через которые проходила Аппиева дорога, обустраивали церквями, заезжими дворами и закусочными. Некоторые ее места оснащены пешеходными дорожками.

Ширина дороги, которая составляет 4 метра, позволяла разъехаться двум колесницам, а в наши дни – двум автомобилям.

В течение своего существования Аппиева дорога была и тропой войны, и крупнейшим торгово-экономическим звеном, и паломническим путем. Сейчас к ее и без того богатому прошлому прибавился статус пешеходно-прогулочного, туристического и спортивного маршрута.

На Олимпийских играх 1960 года, она послужила площадкой для состязания легкоатлетов-марафонцев.

Гробницы Аппиевой дороги

В Риме законодательство запрещало погребение умерших в пределах города. Для этого были использованы области крупных дорог, выходящих за Рим, в том числе и Аппиева дорога. Отрезок от Рима до Беневента, использовался более часто для этих целей.

Уже тогда земля под захоронение имела цену: чем ближе участок к городу, тем выше его стоимость. Соответственно, чем ближе захоронение было к городской черте, тем владелец участка был более уважаем и богат.

Захоронений достаточно много, наиболее престижные и масштабные из них:

  • катакомбы св. Себастьяна и св. Каллиста;
  • катакомбы уважаемой семьи Сципионов, где прах членов семьи находится в каменных саркофагах;
  • колумбарий Помпония Хила - семья которая, судя по богатому убранству гробницы, разбогатела после получения вольной;
  • колумбарии вольноотпущенников Ливии поражает своими размерами, здесь могло вместиться несколько тысяч урн.

Некоторые захоронения внешне похожи на храмы и даже целые пирамиды. На VI миле от города хранятся, окутанные зеленью, отдельные части погребальных строений, монументов и церквей.

В истории Аппиевой дороги происходило много жестоких событий. После усмирения восстания Спартака, по обочине дороги установили столбы, на которых страшную смерть приняли более 6 тыс. плененных, принимавших участие в бунте.

Церковь Домине-Кво-Вадис - Куда ты идешь, Господи?

Кроме гробниц, Аппиева дорога известна загородными виллами. Внимание привлекают дворцы Квинтилиев, философа Сенеки, императора Максенция, Клодия Пульхра.

Церковь Домине-Кво-Вадис (Darold Massaro / flickr.com)

Главная точка остановки большинства экскурсий – церковь Домине-Кво-Вадис. Со старославянского название церкви означает: «Куда ты идешь, Господи?».

Причиной возникновения такого священного имени послужила легенда об апостоле Петре: апостол сбежал из заточения и на пути встретил Иисуса Христа, задав вышеупомянутый вопрос, в ответ услышал: «Туда, где вновь буду распят». Эти слова поразили апостола и он признал свое слабодушие. Спустя какое-то время он вернулся в Рим, сдался властям и принял мученическую смерть.

Особое достояние этого святого места – камень, где отчетливо видны отпечатки ног, принадлежащие, по некоторым источникам, Иисусу Христу.

Говоря о достопримечательностях Аппиевой дороги, необходимо вспомнить о развалинах средневековых крепостей и укреплений, цирке Максенция, колоннах Геркулеса и Пия IX – эти и еще множество десятков других античных конструкций образуют «золотой» ряд на всем пути от Рима до Бриндизи.

Многие строения не сохранились до наших дней. Но даже сейчас наследие Рима бесцеремонно гласит о былом величии и могуществе древнего Античного государства.

Широко известная во всем мире поговорка утверждает , что «все дороги ведут в Рим». И действительно, все дороги в Римской республике строились так, чтобы соединить этот город со всеми, даже самыми отдаленными частями полуострова. Однако, поскольку их строительством занимался именно Рим, переводить оригинальную поговорку – Tutte le strade partono da Roma – следовало бы несколько иначе: «Все дороги отходят от Рима», т.е. начинаются с него. А еще точнее - с , центральной площади Древнего Рима.

Аппиева и Траяновы дороги

Одной из самых древних и знаменитых римских дорог является Аппиева дорога (Via Appia , сейчас - Via Appia Antica ) – б русчатый путь длинной в 540 км, в античные времена даже называвшийся «царицей дорог».

Аппиева дорога была проложена сначала от Рима до Капуи, а далее – до Брундизия (совр. Бриндизи), морской порт которого открывал римлянам путь в Грецию, Малую Азию и Египет. В итоге она стала самой значимой в политическом и экономическом плане дорогой, которая когда-либо была построена в Римской империи.

Аппий Клавдий Цек

В 312 году до н.э. усилиями цензора Аппия Клавдия Цека в военных целях была построена первая часть дороги - отрезок длинной в 195 км, ведущий в Капую (Capua ). Ранее здесь был обустроенный тракт, позволявший добраться из Рима в Кальви. Аппий задумал произвести масштабную реконструкцию дороги, на что истратил бо льшую часть казны. Исторические хроники засвидетельствовали, что строителям с целью экономии средств приходилось тщательно планировать прокладку дороги через холмистую местность. Важным было и то, что в ходе строительства дороги Аппий провёл канал через Понтийские болота, который осушил землю и упростил отправление кораблей из Лация в Таррацину.

В 3 веке до н.э. Аппий приобрел статус диктатора. Римский правитель решил укрепить позиции государства в регионе Кампания (Campania ). С этой целью Аппиева дорога получила продолжение до Беневентума (Beneventum ).

Во 2 веке до н.э. римляне решили пробить кратчайший путь к Балканскому полуострову. Продлив Аппиеву дорогу от Беневентума до Брундизия, Рим получил прямой выход на Эгнатиеву дорогу (Via Egnatia ), ведущую в страны Востока. Таким образом, Аппиева дорога стала важнейшей дорогой для торговли товарами и рабами с Востока, укрепив экономическую позицию государства.

Дорога Аппия имеет многослойное покрытие из камня толщиной в 1 м. Верхний слой был составлен из отполированных и настолько тщательно подогнанных друг к другу базальтовых плит, что между ними сотни лет не возникало щелей или выбоин. Эти плиты укладывались на слой гальки и цемента. По легенде, Аппий Клавдий, проверяя качество кладки, пытался вставлять между плитами лезвие кинжала, и если ему это удавалось, участок дороги в этом месте разбирали и начинали мостить заново. В результате дорога получилась очень ровной, что делало ее удобной не только для колесниц, но и для пеших путников. В средней части это практически монолитное полотно делалось слегка приподнятым, благодаря чему вода на нем не задерживалась, сразу стекая к обочинам, и дорога всегда оставалась сухой и чистой.


Строительство дороги

Через равные расстояния рядом с дорогой были установлены мильные столбы с указанием пройденного пути, мест для отдыха и другой полезной информации. В окрестностях городов, между которыми была проложена дорога, строились храмы, гостиницы и трактиры. В отдельных своих частях она имела (и имеет) некое подобие тротуара и скамейки для отдыха путников. Ширина дороги составляет чуть больше 4 м, поэтому в прежние времена она позволяла спокойно разъехаться двум колесницам, а сегодня – двум машинам.

Закончив строительство, римляне обозначили конец дороги, установив там 2 величественные колонны из мрамора. Одну из них можно увидеть на том месте и сегодня, она является достопримечательностью Бриндизи (Брундизия). Вторая упала в конце 16 века и позже была отдана в дар городу Лечче, где ее установили в честь избавления от чумы.

Одной из первостепенных причин для начала строительства дороги послужила, как считают историки, насущная военная необходимость – во время ведущейся в тот момент войны римлян с самнитами ею преимущественно пользовались легионеры. Но со временем она приобрела также огромное торговое и культурное значение, которое стала постепенно утрачивать только после распада Римской империи. Значительная часть античных построек и сооружений вдоль нее в последующие столетия была разобрана на части, а в 18 веке параллельно ей проложили новую дорогу.

В 71 году до н.э., вдоль Аппиевой дороги от Капуи до Рима, после подавления восстания Спартака, были распяты более 6000 пленных рабов.

Дорога, обрамленная зонтичными соснами, пережила сам Рим. Ее значение отмечали византийские императоры, глава остготов Теодорих Великий и все правители Рима вплоть до Средних веков. Затем, «древний путь» остался паломникам, путешествующим по святым местам. Вдоль Аппиевой дороги проходит один из рукавов Катакомб Рима (Catacombe di Roma ). Раннехристианские мученики и понтифики нашли упокоение в подземных пещерах у главной дороги. Многочисленные памятники, созданные во времена Римского государства, с течением времени были разрушены. Часть из них послужила источником даровых стройматериалов.

В позднем Средневековье Аппиева дорога фактически утратила свои функции и была частично демонтирована, а на большем участке покрыта новым дорожным полотном. В 18-19 веках в окрестностях исторического маршрута производились обширные раскопки. Древние артефакты разошлись по сотням частных коллекций и музеев.

Аппиева дорога получила своеобразную разметку в одну римскую милю (1478 м). В качестве вех использовались столбы (colonna miliaria ) с памятными табличками в честь императоров, правивших в Риме. Сейчас можно увидеть лишь столб 1-й мили и колонну, символизирующую окончание пути в Бриндизи.

Согласно Закону 12 таблиц, принятому в Риме в 450 году до н.э. в черте столицы запрещалось хоронить умерших. Поэтому вплоть до 2 века до н.э. вдоль брусчатки строились колумбарии (columbarium ) богатых семейств, в которых хранились урны с прахом. Впоследствии традиция сжигать покойников трансформировалась в погребальные церемонии. В подземных пещерах из туфа стали появляться целые некрополи. Отдельные гробницы имеют весьма внушительные размеры и замысловатые формы.

Чтобы отличить эту дорогу от одноименной, проложенной в 80-х годах 18 века, к ее названию делают приставку – Старая. Старой Аппиевой дороге есть, что вспомнить: по ней когда-то шагали грозные римские легионы, тянулись торговые караваны, скакали средневековые рыцари, проходили в святые места паломники, вдоль нее выстраивались церкви, вырастали кладбища, воздвигались распятия. Она стала общепризнанной и всемирно известной достопримечательностью Италии, неоднократно воспетой в литературе и запечатленной в произведениях живописи. Во время Олимпийских игр, состоявшихся в Риме в 1960 году, здесь соревновались легкоатлеты-марафонцы.

В 1988 году часть территории Рима вместе с Аппиевой дорогой получила статус археологического парка (Parco Regionale Della’Appia Antica ). Большая часть древней дороги уже покрыта асфальтом, однако, наиболее крепкие фрагменты дорожного полотна сохранены в первозданном виде. По выходным и праздникам движение по историческому пути запрещено.


Via di Porta San Sebastiano

Проще всего добраться до Аппиевой дороги пешком от Колизея (Colosseo ). Для этого нужно пойти на юг по Via Celio Vibenna и Via di San Gregorio и свернуть на юго-восток к Piazza di Porta Capena . Затем идти по Viale delle Terme di Caracalla и, придерживаясь юго-восточного направления, продолжить движение по Via di Porta San Sebastiano . Узкая старая улочка постепенно сменяет асфальт на брусчатку. Ворота Святого Себастьяна будут началом Via Appia Antica .


Ворота Святого Себастьяна
error: