Около замка Кщенж в Польше ищут с экскаваторами легендарный «золотой поезд» с сокровищами нацистов. Польша не рада обнаружению «золотого поезда» нацистов Нацистский поезд скрывает Янтарную комнату

В среду, 19 августа, мир облетела сенсация: поляк и немец , что обнаружили в Польше легендарный железнодорожный состав Третьего рейха, груженный золотом, драгоценностями и предметами искусства. Не исключено, что в его вагонах могут находиться и сокровища знаменитой «Янтарной комнаты» Царского Села. Пока разные претенденты богатства, само существование которых еще под вопросом, «Лента.ру» разбиралась, как железнодорожный состав попал в польское подземелье и что его теперь ждет.

Закат империи

Сентябрь 1943-го, четвертый год Второй мировой войны. Развязка пока не очевидна, но «тысячелетний рейх» уже сотрясается под могучими ударами союзнической коалиции. На восточном фронте Красная армия в ходе Курской битвы только что разгромила одну из сильнейших группировок вермахта.

Англо-американские войска в ходе операции «Хаски» взяли под контроль Сицилию, а верхушка итальянских фашистов свергла диктатора Бенито Муссолини, лишив фюрера важного союзника на юге Европы. Инициатива полностью переходит к антигитлеровской коалиции: американцы с британцами приступили к освобождению Италии, а советские войска начали операцию по ликвидации немецких войск на территории Левобережной Украины.

Проект «Гигант»

Учитывая сложившиеся обстоятельства и постоянные налеты союзнической авиации, руководство нацистской Германии принимает решение перенести стратегически важные промышленные объекты в более безопасные районы. Самые важные объекты - военные заводы - планировалось разместить в сложной сети подземных тоннелей. Личный архитектор Гитлера Альберт Шпеер, занимающий пост рейхсминистра вооружений и военного производства, ведет переговоры с организацией Тодта о возможных вариантах выполнения задания.

Военно-строительная организация, названная в честь ее создателя и предшественника Шпеера на посту рейхсминистра Фрица Тодта, занималась координацией действий различных немецких фирм для осуществления масштабных строительных проектов еще до войны. Под эффективным руководством Тодта на территории рейха было построено больше трех тысяч километров современных автомобильных дорог - автобанов. С началом боевых действий организация была привлечена для работ за пределами страны. К 1942 году в ней числилось уже почти полтора миллиона человек, по статусу они были приравнены к военнослужащим. Радикально изменился состав рабочей силы: один процент - негодные к военной службе немцы, полтора процента - узники концлагерей, все прочие были либо военнопленными, либо призванными на принудительную трудовую службу жителями захваченных территорий.

В результате переговоров для Силезии была создана отдельная организация, а проект по строительству сети тоннелей получил кодовое обозначение Riese (Гигант). Уже в ноябре для рабочих были готовы особые лагеря. В них разместили пленных и угнанных из СССР, Польши и Италии. Была поставлена задача прокопать тоннели под Совиными горами в Польше. Развернулись масштабные работы по вырубке лесов, прокладке дорог и созданию системы водоотвода. Горную породу сверлили и взрывали под руководством нанятых специалистов-горняков.

Дело продвигалось медленно из-за эпидемий и твердости состоящей из гнейса породы. В апреле 1944 года Гитлер, недовольный темпами строительства, передал его под прямое управление организации Тодта. Фюрер также приказал направить на объекты заключенных Освенцима - руководство лагеря выделило для этого около 13 тысяч евреев. Питание на стройке было скудным, нормы завышенными, а работы опасными, к тому же в лагерях случались эпидемии тифа.

К февралю 1945 года стало очевидно, что стройку закончить не удастся: советские войска наступали слишком быстро. Грандиозный проект был далек от завершения: успели прокопать лишь девять километров тоннелей. Общая площадь подземных помещений достигла 25 тысяч квадратных метров. В мае в район, где должен был разместиться «Гигант», вошла Красная армия.

Наследие «Гиганта»

19 августа 2015 года власти города Валбжих в Силезии получили сообщение от представителей двух кладоискателей о том, что недалеко от местной достопримечательности - замка Ксёнж - в замурованном тоннеле обнаружен железнодорожный состав. В нем предположительно находятся награбленные нацистами ценности, которые они хотели перевезти из Бреслау (ныне польского Вроцлава) в Берлин.

В годы Второй мировой власти Третьего рейха отобрали Ксёнж у его владельцев - семьи Хохберг - и сделали там штаб-квартиру Немецких имперских железных дорог. Позже замок был включен в состав грандиозного проекта: под ним выкопали два уровня тоннелей, внутри возвели новые лестничные пролеты и установили лифтовые шахты. После войны ходили легенды о таинственном поезде: местные жители рассказывали, что немцы, покидая Польшу, но надеясь вернуться, замуровали в подземном тоннеле состав с золотыми слитками.

Сперва польские власти отнеслись к заявлению кладоискателей со скепсисом, но изменили свое мнение, увидев снимки с георадара. И согласились с претензиями удачливых охотников за сокровищами на одну десятую всех найденных драгоценностей.

Заместитель министра культуры Польши Петр Жуховский поделился некоторыми подробностями. По его словам, о «золотом поезде» на смертном одре поведал поляк, помогавший его прятать. «Это невероятно. Состав длиной больше 100 метров, к тому же он бронирован. Мы не знаем, что внутри, но его бронирование говорит о том, что там необычный груз, - рассказал чиновник. - Скорее всего, в вагонах не только военное оборудование, но и драгоценности, предметы искусства и архивные документы, о существовании которых мы знали, но понятия не имели, где они могут находиться». Жуховский также отметил, что с вероятностью 99 процентов кладоискатели действительно нашли тот самый поезд, о котором говорится в местных легендах. Разве что вместо золотых слитков в бронированных вагонах могут оказаться награбленные личные вещи и предметы искусства, конфискованные из частных коллекций и музеев.

Узнав о находке, в Валбжих кинулись искатели приключений, жаждущие добраться до таинственного железнодорожного состава раньше остальных. Однако на подходах к тоннелю местные власти выставили наряды полиции: при эвакуации подземного комплекса все было заминировано, и срок действия многих взрывных устройств еще не истек.

Кладезь раздора

Хотя неясно, что именно находится внутри «золотого поезда Третьего рейха», его уже делят. Когда сообщили о том, что внутри состава скорее всего не золотые слитки, а личные вещи, официальная Варшава поспешила заверить, что все они будут возвращены законным владельцам или их наследникам - если таковых удастся установить. Остальное поступит в собственность государства.

О своих правах заявил и Всемирный еврейский конгресс. «Если какие-либо из этих предметов были украдены у евреев перед их убийством или отправкой в концлагеря, мы должны предпринять все необходимое, чтобы вернуть это собственникам или их наследникам», - заявил генеральный секретарь организации Роберт Зингер. Он подчеркнул, что отнятые у евреев ценности должны послужить благу польских евреев, которые «не получили должной компенсации за страдания и экономические потери во время холокоста».

Фото: Kornelia Glowacka-Wolf / Agencja Gazeta / Reuters

Со стороны России официальных требований о передаче какой-либо части найденного пока не поступило, однако в эфире радио Sputnik юрист Михаил Йоффе отметил: «Бесспорно, имущество должно быть описано и доступно странам-участницам антигитлеровской коалиции. И если это имущество вывезено с территории, в том числе Советского Союза, то данный груз по нормам международного права должен быть передан российской стороне». Он также сообщил о том, что кладоискатели не имеют права требовать вознаграждение в размере 10 процентов стоимости найденного - по его словам, у нацистов не было своего имущества, они везли награбленное, и потому нашедшим его ничего не полагается.

Но прежде чем поделить содержимое «Золотого поезда», нужно попасть в тоннель, вход в который был взорван нацистами при отступлении. На соответствующие раскопки, по словам археологов, может уйти несколько месяцев. Но и это не конец истории - директор замка Ксёнж по культурным вопросам Магдалена Вох (Magdalena Woch) в интервью The Telegraph заявила , что всего «золотых поездов» в районе замка было три, и в каком именно спрятана основная часть награбленных нацистами сокровищ, остается загадкой.

А когда приборы показали, что под землей действительно есть что-то ценное, свой интерес появился и у государства. До тайны века - всего 9 метров, масштабные раскопки уже начались. Наш корреспондент Екатерина Иванова узнала, кто и на что может рассчитывать, если всё подтвердится:

Наряды полиции, оцепление, грозные таблички по периметру - «прохода нет». Со стороны раскопки больше напоминают место проведения спецоперации. Впрочем, меры предосторожности не помешают - а вдруг следопыты, и в самом деле, наткнуться на немецкий бронепоезд доверху набитый золотом и бриллиантами. Поисковики в чудо беззаветно верят.

«Наши ожидания оправданы. Мы должны найти подземный путь, возможно, туннель. И если он действительно существует, там должен быть поезд, который мы ищем меньше года, хотя о его существовании догадываемся около 20 лет».

Настроены кладоискатели решительно. Копать будут сразу в трех местах. Подогнали тяжёлую технику и приступили к работам. Разведка при помощи георадаров показала наличие под землей неких аномальных зон.

Анджей Гаик, представитель союза кладоискателей: «Вчера я видел результаты георадаров шести независимых компаний, полученные на восьми разных приборах. Я должен заявить вам, что все эти люди не были специально приглашены компанией, это просто обычные люди, которые сказали: «Если мы можем принять участие в исследовании, мы примем». Здесь нет совпадений, показания каждого радара говорят о существовании туннеля».

Золото третьего Рейха ищут семь десятков охотников за сокровищами. Грандиозные раскопки, которые ведутся еще и вплотную к действующей железной дороге, удовольствие не из дешевых - организаторам работ пришлось выложить 150 тысяч злотых, это более двух с половиной миллионов рублей.

Легенда о поезде фашистов с сокровищами гласит - в 1945, когда Красная армия вела наступление, немцы спасались бегством. Последний рейхсфюрер СС решил собрать всю добычу нацистов с оккупированных территорий и вывезти ценности на поезде. Состав якобы даже вышел из Вроцлава, но в районе Валбжиха бесследно исчез. Кладоискатели решили - вагоны могли спрятать в одном из многочисленных туннелей, но в результате бомбардировок советской авиации он обрушился. Немцы действительно вырыли в Польше целую сеть подземных ходов. Например, вокруг замка Ксенж. Или в поселке Мамерки, где располагалась штаб- квартира гитлеровской армии. Здесь, кстати, тоже снова ищут клад - знаменитую янтарную комнату.

Бартоломей Плебанчик, администратор комплекса бункеров в Мамерках: «Я очень надеюсь, что в данный момент стою на сокровищах, которые оцениваются в 500 миллионов долларов».

Впрочем, пока рассказы о несметных сокровищах третьего рейха не более, чем красивая легенда. Образумить неугомонных кладоискателей пытались даже ученые. Они тоже приезжали к предполагаемому месту нахождения поезда со специальном оборудованием, но пришли к неутешительному выводу - туннель, может, и есть, а вот состава точно нет. Слишком много металла - приборы бы показали. Но следопыты продолжают гнуть свою линию. И пусть место первого котлована выбрали неудачно - на глубине четырех с половиной метров они наткнулись на каменную породу, поиски продолжаются. Уверенные в своем успехе следопыты даже запросили вознаграждение - 10 процентов от стоимости клада. 30 тонн золота.

В конце прошлой недели СМИ буквально взорвала новость об исторической находке. Двое поляков заявили, что нашли в легендарный нацистской поезд с золотом, который якобы исчез во время Второй мировой войны.

О том, что вагоны с сокровищами найдены сообщили агенты охотников за кладом. Мужчины согласились раскрыть местоположение находки. Но только в том случае, если власти гарантируют им получение 10% от стоимости груза, сообщает КП .

Магистрат города Валбжих подтвердили, что получили в середине этого месяца официальное письмо о кладе. Также выяснилось, что юристы представляют интересны поляка и немца – именно им принадлежит открытие.

Однако, интерес вызывает тот факт, что 26 августа в мэрии города должна была состояться официальная пресс-конференция с кладоискателями, но они на нее не явились. Вместо них со СМИ общались все те же агенты.

Также, по словам представителей городской власти, представители двоих кладоискателей дали очень подробное и внушающее доверие описание деталей самого бронепоезда и груза внутри. По их словам, состав имеет в длину около 150 метров и поезд был найден в горах около Валбжиха, на польской границе с Чешской Республикой, передает издание wiadomosci.onet.pl.

Завершена процедуры уведомления в соответствии с правилами и документ был принят нами. Кроме того процедурой также займутся соответствующие государственные органы. Также напоминаем вам, что это находка формально принадлежит государственной казне, – подчеркнул мэр города Валбжих Роман Желемей.

В ближайшее время эксперты отправятся на осмотр золотого поезда Третьего рейха. А пока что необходимые документы направлены в три профильные министерства Польши: обороны, казначейства, а также культуры и наследия.

По мнению историков, в вагонах находится около 300 слитков, жемчуг и алмазы. Сам поезд исчез возле Вроцлава перед наступлением советских войск в 1945 году,

Часть этого золота во времена Второй мировой была переплавлена из золотых зубов, обручальных колец и украшений жертв Третьего рейха.

После войны американцы нашли на дне озер (в частности, Топлицзее) ящики с золотом, но это был лишь пятая часть сокровищ рейха. Где находится остальное – было загадкой. До этих пор.

Найден бронепоезд с золотом третьего рейха в Польше. Молодые люди намерены получить 10% от клада времен Второй мировой войны.

Два гражданина Польши обнаружили бронепоезд с золотом и драгоценностями. Счастливчики утверждают, что они нашли не просто клад, а сокровища и оружие Третьего рейха, которые пропали в 1945 году под Вроцлавом.

Мужчины не решились сами рассказать об уникальной находке. Они известили мэрию города Валбжих об этом через юридическую фирму, которая взялась представлять их интересы, сообщает Reuters. Молодые люди намерены получить 10% от клада времен Второй мировой войны.

В свою очередь, власти Польши не могут подтвердить или опровергнуть сведения о том, что кладоискатели нашли именно легендарное золото Третьего рейха, вокруг которого ходит множество слухов. По данным мэрии Валбжиха, в этом вопросе пытаются разобраться военные, полицейские и пожарные.

Напомним, согласно легенде, поезд с золотом, жемчугом и оружием исчез в туннеле возле Вроцлава, в районе замка Кщьонж, перед наступлением советских войск в 1945 году. Все поиски его были безуспешными.

Обновление за 27.08.2015


По заявлению польских властей, наличие факта, что нацистский бронепоезд в Нижней Силезии обнаружен – подтверждается. Согласно сообщению телеканала n-tv, такое заявление поступило от заместителя мэра города Валбжих Зигмунта Новачка.

Но секретное место находки польское градоначальство Валюжиха открывать пока не собирается. Равно как и раскрывать детали находки. Поскольку даже в своих заявлениях власти используют именно слово “находка”, а никак не бронепорезд. Потому в ИноСМИ возникли некоторые сомнения по поводу того, что же именно нашли и что именно подтверждается.

Тем не менее, по словам самого мэра города Валбжиха, если кто-то что-то и нашел, то не важно сколько это стоит и что там находится. Все это является собственностью и достоянием польского государства.

Напомним, сообщения о том, что искатели сокровищ нашли бронепоезд времен Второй мировой войны, принадлежавший фашистской Германии, появились еще на прошлой неделе.

Два жителя польского города Валбжих выступили с заявлением, что нашли немецкий бронепоезд времен Второй мировой войны. И что это именно тот бронепоезд, которым нацисты вывозили золото. Но просто так свою находку копатели отдавать не собирались. Ведь в Польше до сих пор действует закон о том, что такие клады принадлежат государству. Поэтому удачливые кладоискатели пообещали, что расскажут о местонахождении находки только в том случае, если им заплатят 10 процентов от стоимости того, что в ней находится.

По сообщениям ИноСМИ, речь идет о 300 тоннах золота, которое фашисты вывозили на бронепоезде. Этот бронепоезд пропал по пути следования в конце Второй мировой войны. Предполагалось, что он заехал в один из длинных тоннелей, которые были созданы рейхом для защиты перевозок промышленной продукции от авианалетов. Но из тоннеля он так и не выехал, а место расположения самого тоннеля было засекречено. Таких тоннелей вместе с системой бункеров между Вроцлавом и Валбжихом множество.

Именно там, как предполагают многие кладоискатели, может находиться много ценных вещей, в том числе и шедевры культуры.

Историческая сенсация – в Польше, предположительно, найден железнодорожный состав, который в 1945 году в подземном тоннеле спрятали отступавшие фашисты. В его вагонах, как считают историки, может находиться груз золота и драгоценных камней, вывезенный нацистами с оккупированных территорий. И хотя точно о содержимом «золотого бронепоезда» никто не знает, уже разгорается спор, кому достанутся сокровища, счёт которым может идти на миллиарды долларов. Среди претендентов значится и Россия.

Пора грузить капиталы бочками? Слухи о том, что близ польского города Валжбих скрыты сокровища Третьего рейха, давно муссировались среди профессиональных кладоискателей. Достоверности им придавали сохранившиеся немецкие документы. Среди прочего в них описывался проект по созданию в Нижней Силезии разветвлённой сети подземных оружейных заводов, создать которые Гитлер приказал в 1943 году после активизации налётов союзнической авиации на территорию Германии. Работы вела военно-строительная организация Тодта, секретный проект получил название Riese («Гигант»). За год в Совиных горах близ Вальденбурга, как в ту пору именовался Валжбих, удалось прокопать свыше 9 километров тоннелей. Однако, как оказалось, миллионы рейхсмарок были потрачены зря: вскоре Красная Армия подошла к границам Силезии, и от идеи перебазирования заводов пришлось отказаться.

Сокровища искали, но не нашли

После окончания войны польские власти (надо полагать, не без помощи советских спецслужб) интересовались судьбой подземелий, входы в которые гитлеровцы взорвали при отступлении. В том числе предпринималась попытка выяснить судьбу состава из 12 вагонов, который весной 1945 года вышел из Бреслау (нынешний польский Вроцлав) в направлении Вальденбурга, однако в пункт назначения не прибыл. Имевшиеся о составе сведения позволяли предположить, что бронированный эшелон перевозил значительные материальные ценности. Но то ли компетентные органы в итоге сочли эту информацию неподтверждённой, то ли следствие зашло в тупик, однако «золотой бронепоезд» с годами превратился в легенду, занимавшую разве что авантюристов.

Однако, как теперь выясняется, в Варшаве не теряли надежд на внезапное обогащение. В 1995 году польское министерство финансов договорилось с неким кладоискателем, пообещавшим отыскать немецкий поезд, о передаче ему 10-й части найденного. Впрочем, обнаружить состав он так и не смог. Сделали это два других историка-любителя – немец и поляк, явившиеся месяц назад в министерство культуры и национального наследия Польши с сенсационной новостью. С собой они принесли снимки, полученные с помощью георадара. «Уверен на 99%: «золотой поезд» существует!» – изучив представленные материалы, радостно заявил заместитель министра культуры и национального наследия Пётр Жуховский.

Еврейский конгресс требует своё

Интересно, есть ли в Польше пословица, аналогичная русской, гласящей, что денежки любят счёт? С заявления Жуховского не прошло и суток, как из претендентов на содержимое нацистского эшелона начала выстраиваться очередь. Для начала юрист Михаил Иоффе, прежде представлявший Россию в международных судах, заявил радио Sputnik, мол, имущество должно быть описано и доступно странам – участницам антигитлеровской коалиции. И если ценности были вывезены с территории Советского Союза, то согласно международному законодательству они должны быть переданы российской стороне. Судя по всему, его слова вызвали в Варшаве немалый переполох. Ведь как ни крути, если золото в самом деле было вывезено фашистами с оккупированных земель СССР, его надо отдавать. Пётр Жуховский попробовал было дать отповедь – дескать, согласно нашим законам сокровища будут переданы государственному казначейству, но прозвучало это неубедительно. Однако на сцене неожиданно появился новый игрок. Как заявил глава Всемирного еврейского конгресса Роберт Зингер, находящееся в эшелоне золото могло изначально принадлежать евреям, умерщвлённым в концлагерях, а потому право на владение им принадлежит наследникам казнённых. Вот только возникает загвоздка – где искать этих наследников и как определять теперь хозяев вещей? У Зингера есть ответ: если концы найти не удастся, сокровища следует передать организации польских евреев, которым «государство не компенсировало их страдания и экономические потери во время холокоста».

Варшава прячет концы

Но и это ещё не всё. На сокровища «золотого бронепоезда» может претендовать –

не поверите! – Германия. Точнее, ряд её граждан. Дело в том, что в годы Второй мировой подавляющее большинство населения Бреслау составляли этнические немцы. Незадолго до прихода Красной Армии комендант города издал указ, предписывающий жителям города сдать всё имеющееся у них золото в государственный банк. Распоряжение было выполнено – это известно достоверно. А вот куда оно затем делось, никто не знает. Не этот ли груз перевозил исчезнувший бронепоезд?

В результате завязывается занимательная интрига, в которой Польше, к большому огорчению для неё, отводится место заведомо проигравшей стороны. Ведь, найдись сокровища, ей из них достанется шиш. Права на клад получат либо Россия, либо польские евреи, либо потомки бежавших в Германию силезских немцев. Потому вполне понятно выглядят нынешние шаги Варшавы: Петру Жуховскому официально запрещено впредь вообще говорить что-либо о «золотом поезде», а глава воеводства Нижняя Силезия Томаш Смолаж уже заявил, что никакого клада скорее всего на самом деле и нет. Так, ошибочка возникла, поспешили в минкульте с сенсацией. Оно и понятно: кому ж хочется тратить деньги на дорогостоящие раскопки, чтобы потом все сокровища достались другим. Ну а то, что место предполагаемого расположения состава взято сейчас под строгую охрану, так это ничего не значит.

Глядишь, через месяц-другой Польша и объявит: раскопали, да только ничего не нашли. Кто сомневается, что такое возможно?

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Стоит ли рассчитывать на то, что Россия действительно может получить часть сокровищ «золотого бронепоезда»? Как видим, вероятность этого не так велика. Потому специалисты советуют обратить внимание на аналогичные клады, которые находятся на территории РФ.

Самым перспективным местом для искателей считается Калининград – бывшая столица Восточной Пруссии. «Когда летом 1944-го война приблизилась к прусским границам, в Кёнигсберге и окрестных старинных замках, поместьях, монастырях, церквях начались работы по захоронению исконно прусских и свезённых туда за время войны культурных и прочих ценностей, – пишет историк Александр Масякин. – По приказу гауляйтера Коха там строились секретные бункеры и тайники, где надлежало спрятать награбленное за войну «достояние рейха».

При этом Кох категорически запретил вывозить что-либо за пределы Восточной Пруссии. В результате после войны ценности достались Советскому Союзу. Однако, как полагают историки, отыскать удалось далеко не все тайники. Как считает историк Андрей Пржездомский, в подземельях Калининграда могут находиться древние иконы и картины русских и западноевропейских художников, старинная мебель, коллекции художественного фарфора, скульптуры из дворцов Гатчины и Павловска, а также предметы из золота и серебра. При этом, что немаловажно, беспокоиться о сохранности экспонатов не приходится – в соответствии со специальным планом раритеты покрывались парафином и паковались в водонепроницаемые ящики, предохранявшие их от сырости.

Однако поиск сокровищ требует большой работы и ещё больших затрат. Дело в том, что карт расположений подземных бункеров не сохранилось. Не так давно вход в один из них был случайно обнаружен в центре города близ здания университета. Также специалисты предполагают, что из бункера последнего коменданта Кёнигсберга Ляша ведёт ход в ещё более глубокие помещения. Однако, поскольку ходы затоплены, попасть в них невозможно.

Не менее интересным местом для охотников за сокровищами является Крым. Достоверно известно, что зимой 1944 года немецкий транспорт «Лэрис» вывез из Севастополя ценности, награбленные немцами в музеях Крыма, а также Кубани, Ставрополья и Ростовской области. Однако по пути корабль был пущен на дно советской авиацией. В случае обнаружения места гибели «Лэриса» можно рассчитывать на возвращение более чем богатой коллекции.

error: