Храмы московской областишатурский район. Шарапово. Церковь Троицы Живоначальной Шарапово храм троицы расписание богослужений

Сельский храм… Сколько чувств вызывают эти слова в сердце каждого русского человека! Невозможно представить себе сельский пейзаж без церкви или хотя бы часовни. Праздники и будни, радость и горе — они неразрывно связаны с храмом. Каждый храм, пусть даже самый малый, сопричастен многовековой истории нашей Отчизны.

История Троицкого храма началась в 1867 г., когда крестьяне четырех деревень — Шарапово, Тюшино, Спирино и Новошино — обратились в Рязанскую духовную консисторию с прошением о разрешении построить в Шарапове новую церковь и составить отдельный приход. Свою просьбу они обосновывали тем, что ближайшие церкви находятся далеко и что добираться до них трудно. Особенно тяжело весной, когда реки разливались. Крестьяне были готовы выделить землю для строительства и оплатить все расходы.

Однако разрешение было дано лишь после повторного прошения, в 1869 г. Опережая решение консистории, крестьяне «сторговали» в селе Лелечи деревянную церковь. Поспешность была вызвана желанием перевезти церковь «по зимнему пути», и уже в феврале храм был в Шарапово. Освятили его 17 августа 1869 г. С этого времени деревня Шарапово стала центром сельского прихода, объединяющего несколько деревень.

Через несколько лет деревянный храм сгорел от молнии. Местные жители приняли решение строить новую кирпичную церковь и в 1882 г. приступили к ее возведению. Как и первый храм, новый строился на средства местных прихожан и благодетелей. В 1882 г. в селе построили каменную трапезную церковь в честь Святой Троицы с приделами Зачатьевским и Успенским. Храм из красного кирпича в новорусском стиле был освящен в 1883 г. Через девять лет была построена каменная трехъярусная колокольня, крест на которой был виден из-за леса на расстоянии более десяти километров.

30 апреля 1869 г. настоятелем храма был определен выпускник Рязанской семинарии Стефан Сперанский. На долгие годы Шарапово стало родным для батюшки и его многочисленной в дальнейшем семьи. У отца Стефана и его супруги Варвары было восемь детей — четверо сыновей и четыре дочери.

Остались воспоминания современников, что при отце Стефане богослужение в храме совершалось «благочинно и с должным благоговением», а в селе устроены три школы, в которых обучение детей велось строго в духе Православной Церкви. Более полувека прослужил отец Стефан в Шарапове и лишь в конце своей жизни, ослабев от болезни и старости, передал приход своему сыну Николаю. Протоиерей Стефан скончался в 1921 г.

Отец Николай с супругой и малолетними сыновьями с 1929 по 1931 гг. был в ссылке, дом отняли. После возвращения семья отца Николая расположилась в церковной сторожке. Жили очень скудно, но, несмотря на тяжелые времена, отец Николай был крепок в вере и исполнял свой пастырский долг с великой любовью ко Господу и своим прихожанам.

В 1937 г. по клеветническому доносу отец Николай был осужден. Долгие четырнадцать лет провел протоиерей Николай Сперанский в лагерях, только в мае 1951 г. он смог вернуться в Шарапово, но едва вошел в дом, как явились представители власти и объявили, что жить ему здесь запрещено и он должен уехать в течение 24 часов. Семье Сперанских пришлось покинуть родные места… С 1951 г. отец Николай служил настоятелем храма в селе Ардабьево. Скончался протоиерей Николай Сперанский 16 октября 1970 г. и похоронен на местном сельском кладбище.

В 2002 г. Татьяна Сперанская, внучка протоиерея Стефана, побывала в родном Шарапове, со скорбью смотрела она на разрушенный храм и на место, где когда-то был родительский дом. «Я постояла напротив алтаря летней церкви, где была могила дедушки Стефана, а теперь — асфальтированная дорога, ведущая к домам, построенным на месте старого кладбища возле церкви. Ничто не напоминает место захоронения. Неизменным остался лишь колодец, который вырыли своему батюшке шараповцы. Он так и назывался — Попов колодец. Вода в нем была удивительно чистая и вкусная».

Расставаясь с родными местами, Татьяна Николаевна сказала: «Не будем роптать. Ничто не случается без соизволения Божиего. Хочется верить, что придет время и снова зазвонит колокол на звоннице храма Святой Троицы. И снова прихожане будут венчать и крестить своих детей во имя Отца и Сына и Святого Духа». И время это пришло.

В 2002 г. уроженцы села, живущие и работающие в Москве, начали восстановление храма и строительство колокольни. В 2006 г. при проведении работ были найдены четыре захоронения. Одно из них оказалось местом упокоения протоиерея Стефана Сперанского. Сейчас останки перезахоронены в церковной ограде. Над ними установлены кресты и памятная плита. После многих усердных и жертвенных трудов людей доброй воли храм, наконец, предстал во всей своей красе пред взорами верующих.

29 августа 2010 г., в день великого освящения Троицкой церкви, Владыке Ювеналию сослужили епископы Илиан (Востряков) и Серпуховский Роман, секретарь Московского епархиального управления протоиерей Александр Ганаба, наместник Московского ставропигиального Данилова монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов), благочинный церквей Шатурского округа архимандрит Никон (Матюшков), духовенство Московской епархии. За богослужением молились благотворитель храма Н. А. Цветков со своей семьей, министр внешнеэкономических связей Правительства Московской области Т. А. Караханов, председатель Московской областной думы В. Е. Аксаков, глава Шатурского района А. Д. Келлер, высокопоставленные гости, прихожане храмов Шатурского и Егорьевского благочиний. Особую торжественность службе придавал хор Коломенской духовной семинарии под управлением иеромонаха Константина (Островского).

По окончании Божественной литургии со словом приветствия к Владыке обратился настоятель Троицкого храма священник Евгений Шевыкин: «Ваше Высокопреосвященство, дорогие отцы, братия и сестры! Сердечно поздравляю вас с праздником великого освящения нашего храма! Это событие имеет огромное значение не только для села Шарапово, но и для окрестных сел. Мне радостно, что храм сегодня наполнен молящимися. Это событие способствует духовному возрождению всей нашей Родины. Как мы можем возродить духовную жизнь на нашей большой необъятной Отчизне? Идя путем возрождения храмов, зажигая новые духовные очаги, которые являются маяками в бушующем житейском море. Желаю всем помощи Божией, чтобы мы никогда не ослабевали в наших молитвах к Богу!»

Н. А. Цветков сказал: «Я благодарен Всевышнему, что Он благословил тот труд, который у всех нас получился. Выражаю благодарность всем тем, кто вложил время, труд, душу и сердце в восстановление храма. Благодарность тем священнослужителям, которые помогали и возрождали храм после молчания многих десятилетий. Благодарность моим землякам за поддержку и радушие, с которыми вы встречали всех, кто приходил восстанавливать храм».

В своем ответном слове митрополит Ювеналий сказал:

«Глубокоуважаемый Тигран Александрович, представляющий губернатора Московской области, глубокоуважаемый Валерий Евгеньевич, председатель областной думы, возлюбленный Николай Александрович, собратья архипастыри, дорогой отец наместник Данилова монастыря, всечестные отцы, руководители Шатурского района, возлюбленные гости, дорогие братья и сестры!

Трудно без эмоций делиться сегодня своими мыслями с вами, потому что происходящее ныне — подлинное Божие чудо. Сегодня за Божественной литургией читалось евангельское зачало, где рассказывалась притча Господня о званых на вечерю. Многие не пришли на эту вечерю, а другие, приняв приглашение, по-разному к нему отнеслись, порой легкомысленно. И когда хозяин пира увидел таких, он изгнал их вон, не удостоив радости вечери. Эта притча о Царствии Божием, в которое мы все призываемся.

Церковь Христова через Свое духовное водительство ведет нас к Царствию Божию. Мы должны задуматься над тем, что же это были за люди, которые пришли на вечерю не в брачной, праздничной одежде. Эта притча обращена к каждому из нас, ведь мы все призываемся в Царствие Божие, все, особенно находящиеся сегодня в храме, приняли Святое Крещение, но это не гарантия того, что мы достигнем Царствия Божиего. Нужно еще иметь брачную одежду: добрые дела, крепкую веру, любовь, которую должны видеть люди.

Сегодня мы можем привести пример, как можно оторвать что-то от себя, что-то сделать для других, не только живущих, но и последующих поколений. Это подвиг Николая Александровича Цветкова, вашего земляка, показавшего личным примером, как нужно любить Христа и служить ближним. Когда много лет назад у жителей села Шарапово появилось желание иметь здесь храм, они писали церковному начальству, что без богослужения, без молитвы люди огрубели. Это тогда, почти полтора века тому назад, они чувствовали, как плохо жить без постоянного водительства Церкви и молитвы ко Господу. Что же можно сказать о минувшем столетии, когда семь десятилетий на глазах у жителей разрушалась эта святыня, во что они могли превращаться?!

Какая же радость для всех нас, что возродилась эта святыня! Когда я совершал богослужение в Троицком храме, у меня было впечатление, что нахожусь где-то в кафедральном городе, в соборе, потому что здесь такое благолепие, какого ни в каком селе не встретишь. Этот храм стал более красивым, величественным, чем предыдущий.

Дорогой Николай Александрович! Вы человек, который мало говорит, но много делает. И я хотел бы от имени ваших земляков, от имени епархии, от имени Святой Церкви поблагодарить Вас за подвиг, который Вы взяли на себя, чтобы восстановить храм Живоначальной Троицы.

Я поздравляю всех вас, возлюбленные, с обретением, с освящением святого храма. Я хотел бы в благословение приходу преподать образ Божией Матери „Неупиваемая Чаша“. По всей России сейчас этот образ особо почитается, и люди просят у Господа помощи Богоматери через этот образ в смягчении нравов, в искоренении винопития и счастливой семейной жизни. Пусть всякий, кто будет молиться перед этим образом, получит от Господа через предстательство Богоматери все потребное для временной и вечной жизни.

Действительно, как сказал отец настоятель, это всероссийское торжество, и оно не прошло незаметным для Предстоятеля нашей Церкви Святейшего Патриарха Кирилла, который поручил мне передать вам, Николай Александрович, награду Русской Православной Церкви, орден преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца. В такой день жертвователям принято что-то дарить. Я долго думал и пришел к убеждению, что надо Вам преподнести самое дорогое, самое ценное — Библию, потому что это — Слово Божие, которое питает нас, руководит и ведет к Вечной Жизни. Я думаю, что, вдохновляясь Словом Божиим, Вы совершили этот подвиг, свидетелем которого мы являемся. Пусть эта святая книга будет в Вашем семействе напоминанием о том, что Господь живет и действует среди нас, а мы будем молиться за вас и ваших близких, в знак чего прошу принять эту святую просфору. Многая Вам и благая лета!»

Владыка также вручил награды главным труженикам церковного возрождения в Шарапово, после чего на фоне возрожденной святыни была сделана общая фотография. Праздник продолжили торжественная трапеза и конференция.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в с.Шарапово Одинцовского р-на Московской обл. основана в 1880 г. вместо деревянного храма, в XVIII-XIX вв. существовавшего на соседнем погосте Носово.
Одноглавая церковь в псевдорусском стиле с трапезной и колокольней, близкая к типовым. В трапезной Скорбященский и Никольский приделы. В Советское время церковь оставалась действующей.
Фото кликабельны, с географическими координатами.


в 1593 г. Шерапово было селом с церковью свт. Николая Чудотворца, уничтоженной в Смутное время. После 1646 г. эта пустошь была деревней, в которой в 1705 г. было 16 крестьянских дворов. Так же имеются сведения, что село Носово в начале 17 века было деревней, а в конце 17 столетия принадлежала Михаилу Алексеевичу Воинову, который и построил деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, и деревня названа селом Успенским.

Первое сведение о новопостроеной церкви находится в приходной окладной книге Патриаршего приказа за 1702 г.: " Сентября в 22 день по указу Великого Государя... велено новопостроенныя церкви Успения Пресвятыя Богородицы... в селе Носовена попа с причетники дани положить... и дана освященная грамота".
3 октября 1702 г. в церковь был выдан антиминс. Ближайшая церковь Николаевская, села Луцына, в 4-х верстах.

В деле "О постройке каменного храма при деревне Шераповой прихода села Носово Звенигородского уезда" хранится прошение священно-церковнослужителей, старосты и прихожан Успенской церкви села Носова высокопреосвященному Макарию, митрополиту Московскому и Коломенскому, от 3-го августа 1879 г., в котором они сообщают, что деревянный храм, построенный около двухсот лет тому назад, пришел в ветхость, и просят разрешить строительство нового каменного тёплого храма при деревне Шераповой во имя Успения Божией Матери с тремя престолами, так как в этой деревне проживает большинство прихожан, в ней есть "усердные благотворители" и удобное место для строительства.
Строительство было разрешено, и 14 апреля 1880 г. была подписана храмозданная грамота.

В январе 1941 года властями было решено закрыть храм и передать его под клуб, но начало войны помешало осуществить это решение. По свидетельству прихожан во время войны в храме совершались богослужения, а с 1946 г. он был официально действующим.

Шатурского района Московской области Координаты : 55°17′26″ с. ш. 39°32′19″ в. д.  /  55.2905611° с. ш. 39.5387611° в. д.  / 55.2905611; 39.5387611 (G) (Я)

Церковь Троицы Живоначальной - православный храм Шатурского благочиния Московской епархии . Расположен в селе Шарапово Шатурского района Московской области .

История

До мая 1869 года община Шараповских крестьян была в приходе церкви села Жабки. В 1869 году получив разрешение Рязанской Консистории крестьяне Шарапова купили деревянную Троицкую церковь в селе Лелечи, в этом же году она была поставлена в селе и 17 августа освящена. В этой церкви было два придела - Покровский и Никольский.

Напишите отзыв о статье "Церковь Троицы Живоначальной (Шарапово)"

Примечания

Литература

  • Шатурский район Московской области. Культурное и природное наследие (Пояснительный текст к карте, указатель объектов наследия). - М .: Российский НИИ культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачёва, Администрация Шатурского района Московской области, 2003. - 104 с. - ISBN 5-86443-084-6 .
  • Добролюбов И.В. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии. - Рязань, 1891. - Т. 4.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Церковь Троицы Живоначальной (Шарапово)

«Что я сказала, что я сделала!» подумала она, как только вышла из комнаты.
Долго ждали в этот день Наташу к обеду. Она сидела в своей комнате и рыдала, как ребенок, сморкаясь и всхлипывая. Соня стояла над ней и целовала ее в волосы.
– Наташа, об чем ты? – говорила она. – Что тебе за дело до них? Всё пройдет, Наташа.
– Нет, ежели бы ты знала, как это обидно… точно я…
– Не говори, Наташа, ведь ты не виновата, так что тебе за дело? Поцелуй меня, – сказала Соня.
Наташа подняла голову, и в губы поцеловав свою подругу, прижала к ней свое мокрое лицо.
– Я не могу сказать, я не знаю. Никто не виноват, – говорила Наташа, – я виновата. Но всё это больно ужасно. Ах, что он не едет!…
Она с красными глазами вышла к обеду. Марья Дмитриевна, знавшая о том, как князь принял Ростовых, сделала вид, что она не замечает расстроенного лица Наташи и твердо и громко шутила за столом с графом и другими гостями.

В этот вечер Ростовы поехали в оперу, на которую Марья Дмитриевна достала билет.
Наташе не хотелось ехать, но нельзя было отказаться от ласковости Марьи Дмитриевны, исключительно для нее предназначенной. Когда она, одетая, вышла в залу, дожидаясь отца и поглядевшись в большое зеркало, увидала, что она хороша, очень хороша, ей еще более стало грустно; но грустно сладостно и любовно.
«Боже мой, ежели бы он был тут; тогда бы я не так как прежде, с какой то глупой робостью перед чем то, а по новому, просто, обняла бы его, прижалась бы к нему, заставила бы его смотреть на меня теми искательными, любопытными глазами, которыми он так часто смотрел на меня и потом заставила бы его смеяться, как он смеялся тогда, и глаза его – как я вижу эти глаза! думала Наташа. – И что мне за дело до его отца и сестры: я люблю его одного, его, его, с этим лицом и глазами, с его улыбкой, мужской и вместе детской… Нет, лучше не думать о нем, не думать, забыть, совсем забыть на это время. Я не вынесу этого ожидания, я сейчас зарыдаю», – и она отошла от зеркала, делая над собой усилия, чтоб не заплакать. – «И как может Соня так ровно, так спокойно любить Николиньку, и ждать так долго и терпеливо»! подумала она, глядя на входившую, тоже одетую, с веером в руках Соню.
«Нет, она совсем другая. Я не могу»!
Наташа чувствовала себя в эту минуту такой размягченной и разнеженной, что ей мало было любить и знать, что она любима: ей нужно теперь, сейчас нужно было обнять любимого человека и говорить и слышать от него слова любви, которыми было полно ее сердце. Пока она ехала в карете, сидя рядом с отцом, и задумчиво глядела на мелькавшие в мерзлом окне огни фонарей, она чувствовала себя еще влюбленнее и грустнее и забыла с кем и куда она едет. Попав в вереницу карет, медленно визжа колесами по снегу карета Ростовых подъехала к театру. Поспешно выскочили Наташа и Соня, подбирая платья; вышел граф, поддерживаемый лакеями, и между входившими дамами и мужчинами и продающими афиши, все трое пошли в коридор бенуара. Из за притворенных дверей уже слышались звуки музыки.
– Nathalie, vos cheveux, [Натали, твои волосы,] – прошептала Соня. Капельдинер учтиво и поспешно проскользнул перед дамами и отворил дверь ложи. Музыка ярче стала слышна в дверь, блеснули освещенные ряды лож с обнаженными плечами и руками дам, и шумящий и блестящий мундирами партер. Дама, входившая в соседний бенуар, оглянула Наташу женским, завистливым взглядом. Занавесь еще не поднималась и играли увертюру. Наташа, оправляя платье, прошла вместе с Соней и села, оглядывая освещенные ряды противуположных лож. Давно не испытанное ею ощущение того, что сотни глаз смотрят на ее обнаженные руки и шею, вдруг и приятно и неприятно охватило ее, вызывая целый рой соответствующих этому ощущению воспоминаний, желаний и волнений.

Адрес храма: 140761 Моск. обл., Шатурский р-н, с. Шарапово, ул. Центральная, д.1.

Часы работы храма и расписание богослужений:

  • Сб.: 8.00 – литургия, 16.00 – Всенощное Бдение.
  • Вск. 8.00 – литургия.
  • накануне Двунадесятых, Великих и Престольных праздников: 16.00 — всенощное бдение;
  • в праздники — 8.00 – литургия.

В начале 1869 года крестьяне четырех деревень - Шарапово, Тюшино, Спирино и Новошино - обратились в Рязанскую Духовную Консисторию с прошением о разрешении построить в Шарапово новый храм и составить отдельный приход. 4 февраля 1869 года прошение было утверждено. Опережая решение Консистории, крестьяне за 700 рублей «сторговали» в селе Лелечи деревянную церковь. Эта поспешность была вызвана желанием перевезти церковь «по зимнему пути», и уже в феврале храм был перевезен в Шарапово. Представив епархиальному начальству план будущей церкви, крестьяне просили о выдаче храмозданной грамоты. Строительство церкви планировали закончить к Пасхе, но освящена она была позже - 17 августа 1869 года. С этого времени деревня Шарапово стала селом - центром сельского прихода, объединяющего несколько деревень. Церковь имела три престола: главный - во имя Святой Живоначальной Троицы, южный - в честь Покрова Пресвятой Богородицы и северный - во имя Святителя Николая Чудотворца. Церкви были выданы антиминсы, а для ведения делопроизводства - церковные книги и печать. Однако новому причту пришлось еще долго хлопотать, чтобы узаконить отвод крестьянами церковной земли. Дело тянулось несколько лет и завершилось лишь в 1874 году. Через несколько лет деревянный храм сгорел от молнии. Местные жители приняли решение строить новую кирпичную церковь и в 1882 году приступили к ее возведению. Как и первый храм, новый строился на средства местных прихожан и благодетелей. Храм из красного кирпича в неорусском стиле, по типу «восьмерик на четверике», был освящен в 1883 году. Через девять лет была построена каменная трехъярусная колокольня, крест на которой был виден из-за леса на расстоянии более десяти километров. В 1897 году в селе произошел пожар, от которого пострадали церковь и несколько домов, вскоре храм полностью восстановили. 1930-е годы постановлением Горского поселкового совета Троицкий храм был закрыт. Внутреннее убранство храма не сохранилось. Как вспоминает местный житель Иван Васильевич Суетинов, иконы жгли прямо посреди храма. Лишь немногие из них удалось спасти - их унесли домой местные жители. Сейчас одну из икон - святых праведных Иоакима и Анны - вернули в храм. Как это было повсеместно, в храме устроили склад, а позднее и совсем его забросили. Купол, завершающий крупный восьмигранный световой барабан, разобрали, своды храма поросли кустами. В девяностые годы храм был возвращен верующим. В то время трудно было представить, что его можно восстановить, но нашлись люди, которые решили возродить поруганную святыню. Усердием благотворителей, уроженцев села Шарапова, началась новая жизнь Троицкого храма. В первую очередь были восстановлены кровля и купола, на отреставрированную колокольню в декабре 2003 года были подняты 12 колоколов общим весом 820 пудов. В 2006 году при проведении работ были найдены четыре захоронения. Сейчас могилы приведены в надлежащий вид, над ними установлены кресты и памятная плита. Для внутренней отделки храма были приглашены мастера художественно-реставрационных мастерских Данилова монастыря Москвы, чьи специалисты - иконописцы, резчики, позолотчики, ювелиры - имеют огромный опыт подобных работ. Восстановленный храм имеет три престола: центральный - во имя Живоначальной Троицы, северный - во имя Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца, и южный - в честь Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы. При храме действует воскресная школа.

АВТОРСКАЯ КОЛОНКА ДУХОВЕНСТВА БЛАГОЧИНИЯ


Вот так прям взять и не ругаться. Что тут сложного? Может стоить вспомнить себя ребенком, как больно и горько было нам слушать гневную и плохо контролируемую ругань наших родителей. Помните, как в песенке капитана Врунгеля – «как вы судно назовете, так оно и поплывет». Если дети будут слышать от нас постоянную брань, да еще и с разными оскорбительными эпитетами, типа: дурак, идиот, бездарь, ну и т.п., то не исключена вероятность, что ребенок таким и вырастет...

Дата публикации или обновления 04.11.2017

Храмы Московской области

Троицкая церковь

Село Шарапово

История. Старинное с. Шарапово упоминается в документах 1636-1643 гг. После отмены крепостного права крестьяне деревни решили построить храм, выделив из своих наделов 33 десятины земли. В 1869 г. купленную в с. Лелечи деревянную церковь поставили в своем селе. Троицкая церковь имела приделы: Покровский и Никольский. В 1882 г. в Шарапове воздвигли каменный Троицкий храм с приделами в трапезной части: Зачатьевским и Успенским. В то время в приходе действовали две земские школы. В 1897 г. в селе произошел большой пожар, от которого пострадало несколько домов и церковь. Вскоре храм восстановили.

В советские годы, начиная с 1937 г. по 2002 г., церковь была закрыта. Ныне усердием и на средства благотворителей, бывших уроженцев с. Шарапово, храм восстанавливается.


Адрес : 140700, Московская обл., Шатурский р-он, с. Шарапово.

Проезд : от Москвы с Казанского вокзала до ст. Кривандино (134 км), далее по Шатурской ветке (35 км), затем автобусом (6 км).

error: