Винновка. Богородичный Казанский мужской монастырь. Свято-Богородичный мужской монастырь Казанской иконы Божьей Матери. Самарская область, село Винновка Свято богородичный монастырь винновка

Винновка — небольшое село на Волге, на южном берегу Самарской Луки. Когда-то еще в советские времена я отдыхал на турбазах, находившихся в окрестностях Винновки. Турбазы не дожили до нашего времени, но сейчас это село (фактически уже дачный поселок) получило известность в связи с тем, что здесь был построен Свято-Богородичный Казанский мужской монастырь. Постепенно он становится все более популярным у паломников и туристов, так что теперь пришло время немного рассказать об этих местах. Поскольку мы бывали здесь неоднократно, фотографии в рассказе будут разных лет и времен года.

Краткое содержание рассказа:
На теплоходе до Винновки. — Тюльпаны на волжском берегу. — По Свято-Богородичному Казанскому монастырю. — Волжский Афон. — Еще фото. — Возвращение домой.

Из Самары добираться сюда проще всего по Волге, но если плыть на рейсовом теплоходе, то это возможно только в начале и конце сезона, в это время самое удобное расписание. Так что в один из майских выходных 2015 года мы совершили мини-круиз по Волге до Винновки. Ранней весной листья еще только распускаются, и деревья уже не выглядят голыми и унылыми, как зимой, но и буйная листва ещё не заслоняет силуэты деревьев. Они как бы окутаны такой зеленой дымкой. Небо тоже еще ненасыщенное, неяркое, не выгорело от летней жары.

В самом начале навигации пристань монастыря еще не работает, так что «Омик» пристает ниже по течению, у села Осиновка. Можно побродить по берегу и пофотографировать распустившиеся дикие тюльпаны. Вообще-то дикие тюльпаны — это степные растения, у нас встречаются редко. В наших местах растет тюльпан Биберштейна или тюльпан дубравный. Он занесен в Красную книгу Самарской области как исчезающий вид, но это не мешает некоторым горе-«туристкам» собирать тюльпановые букеты. Пусть хоть на фотографиях останутся:(.

Старейшим храмом Свято-Богородичного монастыря является церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, построенная в середине 19-го века. В советские времена церковь была закрыта, но не разрушена. Она была отреставрирована во время строительства монастыря и заново расписана известным самарским иконописцем Виктором Чермизовым. Обычно эта церковь закрыта, но мы как-то побывали здесь с экскурсией на вербное воскресение. Росписи нам понравились, выполнены в любимом нами лаконичном русско-византийском стиле.

Как видно на фотографии, монастырь расположен в самом устье Винновского оврага. Колокольня монастыря выполнена в виде маяка, так что в литературных произведениях он фигурирует под названием «Маяк над Волгой»…

Свято-Богородичный Казанский монастырь часто называют «Волжским Афоном», и, наверное, не без оснований. Если посмотреть на карту, то Самарскую Луку можно представить в виде полуострова, омываемого Волгой, так же как и Афонский полуостров омывается волнами Эгейского моря. Примерно совпадает и пространственная ориентация Самарской Луки и афонского полуострова — на восток и юго-восток. Можно сказать, что в наших краях находится огромная пространственная икона, имеющая своим прототипом земной и небесный Афон. Монастырей только на Самарской Луке пока маловато, всего три, так что наша икона еще не дописана. Будем надеяться, что со временем здесь образуется настоящий Волжский Афон…

Летом 2016 года мы еще раз посетили Винновку. Поскольку мы останавливались в монастырской гостинице, было время и спокойно побывать на монастырских службах, и побродить по окрестностям. Так что добавим несколько фотографий…

Редкий вид с холма через дорогу от монастыря. Мало кто поднимается сюда…Очень уж много колючек и сорняков…

Винновка . Небольшое село Самарской области, прекрасная жемчужина в ожерельи Самарской излучины. Много раз слышал про тамошние красоты. И наконец под финал лета 2014 удалось увидеть ее воочию. Главной достопримечательностью безусловно стал расположенный в устье Винновского оврага мужской монастырь иконы Божией Матери "Казанская". И расположение и архитектура не оставят равнодушными посетителей этого прекрасного места. Хоть и новодел, но смотрится достойно и на своем месте.

КПВ: Достал из ящика свой старый D700. А у него под лайтрум есть такие безумно яркие профили, что хочется убавить насыщенности. Плюс еще поляризационный фильтр, конечно.


По дороге на Винновку мы посетили наверное самый старый храм Самарской луки - расположенную в селе Осиновка Церковь Николая Чудотворца.

1.

Никольскую церковь подарил селу граф Александр Меньшиков в 1714 году. Говорят, он был чудесным образом спасен Николаем Чудотворцем, который явился ему во время шторма напротив Осиновки. По мнению некоторых историков, эта церковь стоит на развалинах древнего Болгарского храма. В 1929 году здесь в церкви расстреляли священника. Вывели за алтарь и расстреляли вместе с женой и детьми.

2. В этом году.... ну на баннере все написано.

3. Старые стены повидали многое.


4. Внутри сохранились остатки штукатурки.

5. Алтарь огорожен цепочками и надписями. Надпись свидетельствует о том, что в храме проходят службы.

6. Может быть в этот памятник архитектуры и стоит вложиться? Пока из инвестиций я заметил тонкий зеленый заборчик по периметру, дабы козы и другие животные по своей природе и нужде не оскверняли святого места.

От Осиновки до Винновки рукой подать. История появления храма в Винновке начинается в 1770-е годы. В селе строят церковь, которую освещают во имя иконы Казанской Божьей Матери. В 40-е годы XIX века начинают строить новый каменный храм. Инициатором становится владелица этих мест Анна Алексеевна Орлова-Чесменская – очень набожная дама, не принимая пострига, придерживалась монастырских норм жизни, и большую часть своих доходов жертвовала на нужды церкви. Есть версия, что всю жизнь она вымаливала своему отцу прощение за грех цареубийства. Основным местом жительства графини были Москва и именье около Юрьева монастыря, поэтому за своими владениями в Поволжье она наблюдала издалека. Храм достроен в 1851 году на общественные деньги, так как в 1843 году Анна Орлова Чесменская продала эти земли.

7. Вид, которым монастырь встречает гостей.

В феврале 1930 года администрация Самарского РИК закрыла церковь. Колокола были сброшены, разбиты, а их осколки затоплены в Волге. По свидетельству местных жителей, храм несколько раз пытались взорвать. И, хотя до этого не дошло, церковь пришла в полное запустение. Внутреннее ее убранство было полностью уничтожено. Местные власти сначала приспособили храм под зернохранилище, затем под столовую, в последствии здесь был хлев. С сожалением уже не первый раз отмечаю эту убогую советскую традицию, нагадить погуще. (

8. Новые с иголочки здания очень впечатляют. Весь ансамбль смотрится очень здорово. Однако внимание к деталям принесено в ущерб красивой и практичной отделке. Обо всем этом можно долго спорить, но любое архитектурное решение неизменно несет в себе отпечаток своей эпохи. И это замечательно!

В 2003 году по благословению архиепископа Сергия братией Свято-Воскресенского мужского монастыря города Самары были начаты работы по восстановлению здания храма. Началу работ предшествовал крестный ход из села Осиновки в Винновку. Случилось это на праздник Успения Божией Матери (28 августа). А 5 октября 2003 года в разрушенном храме была совершена первая Божественная литургия. Тогда же было принято решение о создании на его базе монастырского подворья, а спустя еще два года монастырь получил архиерейский статус. 23 апреля 2006 года, после перерыва в 76 лет, была отслужена первая Пасхальная служба.

7 мая 2006 года архиепископ Сергий совершил в храме Божественную литургию, тогда же был заложен камень в фундамент будущей монастырской гостиницы. 21 июля 2006 года состоялось освящение храма. 26 декабря 2006 года Священный Синод РПЦ благословил открытие Свято-Богородичного Казанского мужского монастыря в селе Винновка Ставропольского района Самарской области.

9. Архитектурный проект обители представил талантливый архитектор Юрий Иванович Харитонов. Вход во внутренний дворик обители посторонним запрещен.

10.

11.

12. Ракурс с другой стороны.

13. Храм на берегу Волги прекрасен в своем простом убранстве.

14.

15. Не менее грациозно он смотрится и со стороны Волги.

16. Здание монастыря и паломнического корпуса напоминает крепость.

17.

16. Вдоль западной стены проходит спуск к пристани на берегу.

17. Вид с юго-запада.

18. Наверное самым необычным и неожиданным решением архитектора стала колокольня. Она выполнена в форме напоминающей маяк.


Сегодня монастырский комплекс, кроме древней Казанской церкви, включает в себя 2 новых храма: один освящен в честь Преподобного Сергия, а другой - в честь Пресвятой Троицы (сейчас в нем завершается внутреннее убранство). Также построены просторные братские корпуса и странноприимный дом (гостиница для паломников), 47-метровая колокольная. В монастыре собрана богатая библиотека, а в день престольного праздника (21 июля 2013 года) был открыт и небольшой музей истории села и обители. В монастыре, стоящем на самом берегу Волги, была укреплена береговая полоса, и теперь здесь пристань, способная принять 4-палубные пароходы. Братия монастыря сегодня это 9 монахов, 5 послушников и помощники-трудники, что, как говорят, очень мало для объекта с таким большим туристическим потенциалом.

Село Винновка впервые упоминается при описании сёл Самарского уезда в 1671-1672 годах. Население села относилось к ясачным (государственным) крестьянам и предположительно состояло из беглых крестьян из центральных областей России. Было обнаружено немало переселенцев из числа крестьян Троице-Сергиевой Лавры. Их не стали возвращать обратно, но обязали платить подати монастырю. В царствование Екатерины II монастырских крестьян перевели в разряд экономических. В 1768 году всю Самарскую луку передали из казны в собственность братьев Орловых. По договорённости между ними в 1794 году село отошло к Фёдору Орлову, а в 1802 году - к Алексею Орлову-Чесменскому.


В 1769 году селение посетил академик Петер Паллас. В 1770 году на средства прихожан в селении была построена деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. До постройки церкви селение считалось деревней и носило название Винная-на-ключе, после 1770 года именовалось село Богородское-Винновка. После смерти Алексея Орлова в 1808 году село унаследовала его дочь - графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская, которая в 1843 году продала его удельному ведомству, управлявшему имуществом императорской семьи. В 1838 году через Винновку пролегал маршрут братьев Чернецовых во время их путешествия по Волге. Сопровождавший их художник Антон Иванов-Голубой изобразил Винновку на одном из своих полотен.

В 1839 году в селе случился пожар, уничтоживший большую часть села, в том числе и деревянную церковь. При графине Орловой-Чесменской была начата постройка каменной церкви, которая прервалась в связи с продажей ею села. В 1848 году крестьянская община Винновки приняла решение об обязательном сборе средств со всех жителей на завершение церкви. Строительство церкви было завершено в 1851 году. Помимо церкви в селе имелись два молитвенных дома старообрядцев.

В 1845 году село было передано под управление Новодевичьему приказу (позже Переволокскому) Сызранской удельной конторы, которой управлялось до отмены крепостного права. До 1851 года село относилось к Самарскому уезду, а с 1851 года - к Осиновской волости Сызранского уезда Симбирской губернии. В XIX веке к основными занятиям жителей села относились сельское хозяйство, лесные промыслы, добыча извести и алебастра, изготовление кирпича, извоз, торговля и работа по поденному найму. При селе имелась пристань, осуществлялся перевоз через Волгу. В 1867 году в селе было открыто народное начальное училище, уроки в котором вёл местный священник. В начале XX века в селе М.Д. Маштаковым был построен алебастровый завод.
В конце февраля - начале марта 1919 года в селе останавливается карательный отряд, участвовавший в подавлении Чапанного восстания. В 1930 году церковь в селе была закрыта. Позже в здании церкви располагалось зернохранилище, столовая, хлев.

01. Свято-Богородичный Казанский мужской монастырь, вид с Волги

02. Свято-Богородичный Казанский мужской монастырь в селе Винновка был открыт по указу Святейшего Синода Православной Церкви 26 декабря 2006 года.

03. Монастырь построен в византийском стиле по проекту архитектора Юрия Харитонова.

04. В монастыре разводят мальков стерляди и выпускают в Волгу

05. Храм в честь Казанской иконы Божией Матери, построенный в 1851 году.

06. Лестница, ведущая на колокольню

07. Вид на село Винновка с колокольни монастыря.

08.

09.

10.

11.

12.

13. Храм в честь Казанской иконы Божией Матери

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23. Внутри церкви в честь Казанской иконы Божией Матери.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30. Храм во имя Святой Живоначальной Троицы

31.

32.

33.

34.

35. Храм во имя святого преподобного Сергия Радонежского

36.

37.

38.

21 июля 2013 года по благословению Высокопреосвященнейшего Сергия, Митрополита Самарского и Сызранского, с помощью сотрудников Самарского Епархиального церковно-исторического музея (директор - О.И. Радченко) в монастыре создан музей, в котором собраны интересные и уникальные экспонаты (в том числе: Часослов 17-го века; рукописный Катехизис 19-го века; много икон старинного письма, среди них - икона Божией Матери «Иверская», хранящая следы пулевых отверстий, свидетельница преступлений большевиков; подлинная митра святого патриарха Тихона и другие экспонаты.

39. Музей монастыря

40.

41.

42.

43.

44. Общие виды монастыря.

45.

46.

47. Гостиница для паломников.

48.

Индивидуальные экскурсии на автомобиле (1-4 чел.) по интересным местам Тольятти, Самары и Самарской области. Подробнее со всеми маршрутами можно ознакомится

Там, где бьётся каменное сердце

Первое письменное упоминание – 1672 год

Казённая деревня Винновка, согласно описанию дворцовых сёл Самарской губернии 1672 года, ничем не выделялась из множества других поселений этого края. Но за сухой официальной записью скрывается удивительная история и волшебные предания.

Это место на высоком правом берегу Волги было населено людьми уже как минимум в IV веке до нашей эры. Близ современной пристани Винновки у выступающего над Волгой утёса Каменная Коза археологами было обнаружено древнейшее поселение, укреплённое валами и рвами. Так население защищалось от диких кочевников, и следы этих защитных сооружений видны до сих пор. Затем вся территория попала под влияние Волжских булгар, и, очевидно, татар, а в середине XVII веке здесь возникла чувашская деревня.

В XVIII веке в деревне произошло довольно необычное социальное явление: к чувашам прибыло несколько десятков беглых русских крестьян . В основном они принадлежали Троице-Сергиевой лавре и спасались от усилившегося крепостничества и «недороду» -- голода. Несмотря на законы, ужесточающие наказания за бегство крепостных, монахи репрессий чинить не стали, но обязали крестьян по-прежнему платить подать лавре.

Так и сформировалось русско-чувашское поселение, которое в те годы носило название Винная-на-ключе. Имя деревни говорит само за себя: беглые крестьяне были достаточно ограничены в способах заработка, поэтому занимались преимущественно садоводством и винокурением. Винновка славилась своими яблоками и производимым из них самогоном, так что даже речка, протекавшая по местному оврагу, называлась Винная.

Положение казённых или государственных крестьян, по сравнению с крепостными, было легче. По крайней мере, они могли выступать в суде наряду с другими свободными гражданами и пытаться отстаивать свои права. Винновка не имела помещика, а беглые крестьяне платили дань монастырю, который находился далеко и не посылал своего надсмотрщика. Можно сказать, что в деревне царил дух свободы, пока к власти не пришла императрица Екатерина II.

Она провела секуляризацию церковных земель в 1764 году и перевела часть имущества монастырей в государственную казну. Так крестьяне, принадлежавшие Троице-Сергиевой лавре, оказались в ведении государства, а в 1768 году превратились в крепостных. Пожалованы они были графскому роду Орловых, фаворитов Екатерины и великих полководцев.

В 1770 году на деньги прихожан в Винновке была построена деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, и деревня, превратившаяся в село, стала именоваться Богородское-Винновка. Впрочем, местные языческие предания тоже были сильны. И одно из них – о хозяйке Самарской Луки – самой большой излучины Волги. Сегодня там находится заповедник, который входит в состав Средне-Волжского комплексного биосферного резервата ЮНЕСКО.

Наши современники уверяют, что из космоса на карте Самарской Луки отчётливо просматривается силуэт привлекательной женщины в меховой шубке и варежках. А её сердце расположено в 4 километрах севернее от Винновки, там, где в овраге находится прямоугольная скала. Жители говорят, что каменное сердце иногда бьётся по-настоящему.

Впрочем, своя хозяйка у Винновки действительно была. Ею оказалась дочь победителя Чесменского сражения в войне с Турцией Алексея Орлова-Чесменского. Анна Алексеевна, блестяще образованная дама, камер-фрейлина двора и русская миллионерша была удивительной фигурой для своего времени. Ведя интенсивную светскую жизнь, она не оставляла свои духовные искания и потратила на церковную благотворительность во всей России и за рубежом порядка 25 миллионов рублей. Сумма, невероятная даже по нынешним временам.

В 1839 году при ней в селе Винновка случился пожар, который уничтожил, в том числе, и деревянную церковь. Анна Алексеевна заложила новый каменный храм во имя Казанской иконы Божией Матери в стиле европейского и московского барокко. Но в 1843 году она продала село удельному ведомству, управлявшему имуществом императорской семьи. Великая крепостница, Анна Алексеевна не признавала этого позорного права одних людей над другими, и её самарские крестьяне снова стали казёнными. Они получили определённую свободу, которая окончательно оформилась в эпоху Великих реформ в 1861 году.

Из-за продажи имения графиня не смогла достроить церковь, но благодарные жители сами собрали все необходимые средства. Кстати, среди них уже было много крещёных чувашей, которые приняли христианскую веру благодаря просветительской деятельности Анны Алексеевны в своих волжских владениях.

Казанская церковь стала лучшим памятником своей благотворительнице – в 30-е гг XX века её несколько раз пытались взорвать, но всякий раз неведомые силы мешали этому варварскому акту. В итоге в 2006 году на территории села Винновка вокруг Казанского храма возник Свято-Богородичный Казанский мужской монастырь.

Именно он своей великолепной архитектурой, схожей с пропорциями средневековой крепости, встречает гостей, прибывающих по реке, и является главной и самой прекрасной достопримечательностью современного села. Поистине, сердце хозяйки по-прежнему бьётся в Винновке.

.

Хотите, я расскажу вам, как устроены летние выходные в Самаре? Не дождливо-летние, как мы вроде бы уже привыкли, а жарко-летние, неожиданные?

Выходные устроены так, что уже в девять утра хочется обрести покой где-нибудь у реки, и чтобы рядом ледяное пиво, друзья и полуобнаженные красотки стаями, однако предварительно лучше предпринять нечто, оправдывающее такой декаданс. К примеру, попробовать обрести некоторый духовный опыт, или просто прокатиться с ветерком.

Едем!

Куда

В Свято-Богородичный Казанский мужской монастырь (село Винновка), открыт 26 декабря 2006 года, имеет статус «Архиерейского», что бы это ни значило. Действующий. Снуют монахи в черном, послушники в чем попало.

Как добраться

До Винновки можно доехать на автомобиле из Жигулевска, то есть сначала допилить до Тольятти по шоссе М5, увёртываясь от радаров, потом быстренько свернуть на мост с видами на ГЭС, рвануть в Жигулевск и уже оттуда до Винновки. В Жигулевске красиво и горы, весь этот серпантин и деревья различных оттенков зеленого, но на мосту в данный момент изо всех сил ведут ремонтные работы, и вполне можно встать в пробку, что омрачит путь. Выбирайте лучше водные маршруты.

Быстроходное судно «Восход» домчит вас до Винновки (село ранее называлось Винная-на-Ключе) за тридцать пять минут, небыстроходная «Москва» – за два часа с четвертью. «Москва» отправляется в 8:15 ежедневно, «Восход» ходит по субботам и воскресеньям, стартует в 9:30. Если вдруг кому хочется потратить много денег, почувствовать себя избранным, расточительным кутилой и вот это всё, вызывайте речное такси и мчите по водам индивидуально, с цыганами и медведями, раз так надо. Это удобно, дорого (10 000 рублей туда-обратно), но, в общем, «Восход» ничуть не хуже.

В любом случае — великолепное путешествие, река отражается в небе и наоборот, пологие берега обращаются горами, в самом широком месте маршрута Волга разливается вширь на три километра; сейчас высокая вода, и избушки поселенцев на островах основательно подтоплены (в выигрыше остались те, кто установил дом на сваях). Встречаются любители экстремального туризма в форме байдарочников, древние катера, роскошные буквально яхты и пластиковые лодки с моторчиками. Рыбаки, бакены, чайки, мощный двигатель взрезает водную гладь, как нож бисквитный торт.

Существуют готовые туры, билетами на которые торгуют в кассах речного вокзала, тур стоит 1000 рублей, включая транспортировку «Восходом», экскурсию по монастырю и обед в трапезной. Каждую субботу-воскресенье. Как вариант - воспользоваться услугами туроператора «Профцентр», который арендует прогулочный теплоход и экскурсовода, чтоб занимал туристов по дороге рассказами об истории села Винновка, плюс ещё развлекательная программа (дорога длинная, 2,5 часа - для удобства пассажиров теплоход отправляется от Барбошиной поляны, за час доплывает до речного вокзала и там забирает тех, кому удобнее из центра), а дальше всё то же — экскурсия по монастырю, колокольня, музей, обед в трапезной. Такой тур стоит 1700 рублей и состоится, например, 22 июля.


Зачем

Полюбоваться видами. Монастырь с воды смотрится очень хорошо. Какой-то кукольный, и склон горы справа с аккуратно прилепленными игрушечными домами.

Зайти в монастырь. Вообще, монастырь новый, свежей постройки, но главный храм, где как раз икона Казанской божьей матери, достаточно древен, выстроен в 1851 году, а сначала там вообще была деревянная церковь 18 века, но сгорела, деревянные церкви к этому склонны.

Узнать про монастырь больше. Стоит взять экскурсию, можно договориться заранее с монахом Лукой (телефон: 8-964-983-94-36), или послушником Александром (8-964-983-94-36), а можно прямо на месте, зайдя в церковную лавку, где ждут туристов ответственные братья. В рамках презентации вас поднимут на колокольню, разрешат немного позвонить в колокол, и скажут, что колокольным звоном вылечивается абсолютное большинство заболеваний; вы не поверите и улыбнетесь. Экскурсия длится вместе с обедом (трапезная! монастырские щи! пироги с грибами!) около трех часов. Прямо в монастыре индивидуальная экскурсия стоит 1000 рублей с человека, а если вас с друзьями в компании более пяти – что-то около 150 рублей.

Зовите с собой друзей.


Остановиться на ночь

Можно в монастырской гостинице. Она достаточно велика, номера, как и подобает жилищу паломника, аскетичны, но чисты. Бронировать нужно через Евгению, по телефону: 8-987-917-24-94, или Галину Алексеевну (8-937-729-42-40). Правда, не могу представить, для чего кому-нибудь может потребоваться торчать в Винновке еще и ночью, но вдруг. Все-таки виды. Волга. Скамейки для созерцания предусмотрены, деревенские дети (гурьбой) продают малину, деревенские бабы (по одиночке) – козье молоко и яйца настоящих кур.

Кстати о еде

При монастыре есть буфет с домашним квасом на хрене, чистотеле и чём-то экзотичном еще, пирожки и кофе. Про трапезную я уже говорила, но если вы не организованный турист, не рассчитывайте на лапшу по-монастырски, не про вас она. Быстроходное судно «Восход» вернет вас в Самару ровно в пять вечера, а небыстроходная «Москва» – может даже и в половине четвертого, и тут кругом Самара, пивная «Дно», кафе-рестораны и ваша собственная кухня с тазом окрошки по летнему времени, например. Это очень посконно – после визита в монастырь похлебать окрошки.

Из наблюдений очевидца

На пороге монастыря падает на колени рослый мужчина в красной майке и солидной плеши: «Братья, помощи прошу !», — кричит он довольно громко, не привлекая особо ничьего внимания.

«Помощи прошу, братья, не для себя! Девочку собака искусала в лицо, братья!» Братья молчат. Уходит, возвращается минут через пять: «Братья, это даже не мой ребенок! Помогите, братья

Братья мобилизуют кого-то из себя разобраться. Покусанной девочки нет. «Ну не знаю , — обиженно говорит мужчина с плешью, — только что здесь паслись ».

«Не надо просить у меня прощения , — выпевает брат в штатском, выпроваживая из частных келий компанию из четырех туристов. — Ибо по незнанию вы зашли сюда, а не по злому умыслу ».

Он же минутой позже с теми же интонациями говорит алкоголику из местных: «Или ты возвращаешься сюда домой, или не возвращаешься никогда, такое мое последнее слово ». Алкоголик добредает до каменных ступеней в трапезную и ловко ложится вдоль.

Прибывает большая группа паломников. Статная паломница в просторном, абсолютно прозрачном платье читает правила пользования монастырем. «Отлично, — говорит с удовлетворением, — я в прекрасной форме ».

Работница церковной лавки учит, как писать списки молебнов за здравие и упокой, или что-то такое: «В родительном падеже, милые мои, в родительном падеже. Александры. Или нет. Александру. Александра. Или нет. В общем, можете просто имя написать ».

«Ну, ясное дело , — один брат другому укоризненно, — работать-то никто не хочет».

«А можно с батюшкой договориться насчет крещения ?», — женщина с хорошим и каким-то простоволосым лицом заискивающе смотрит на работницу. «Дам тебе телефон, милая, ты и поговоришь », — работница кропотливо фасует свечи. «А лично можно поговорить ?», — женщина хочет поговорить лично, она специально плюхала из Самары на скоростном судне «Восход», чтобы встретиться с батюшкой и обсудить. Может, у нее первый ребенок. Может, это праздник вообще в семье. «По телефону, милая , — работница поправляет гороховый платок, — батюшка Феогност работает только по телефону ».

Семья из мужчины с удивительно синим лицом и женщины в домашнем халате на молнии покупает свечи. «Отцу поставить, матери поставить , — бормочет мужчина. — Братовьям поставить, тетке поставить. Дядьке не буду, а Лёха наказан ».

На скамье грудой газеты «Уфимские епархиальные новости»…


Следите за нашими публикациями в Telegram

error: