Размеры ангела на петропавловской крепости. Шпиль петропавловской крепости. Кровь из-под ногтей

Одним из символов Петербурга стала золотая фигура ангела на шпиле Петропавловской крепости. Казалось бы, многие века люди украшают вершины шпилей своих зданий всевозможными декоративными элементами, выбирая для этого самые диковинные образы, но здесь ангел – это не просто украшение.

История появления памятника

История этого ангела немного необычна. Он задумывался сначала как обычное украшение. Но со временем все изменилось.

Ангел-Хранитель города

Ангела-хранителя город искал для себя с момента застройки. Поскольку город носил имя Петра, то и хранителя ему искали соответствующего. Согласно семейным легендам архитектора Трезини, образ ангела делали похожим на Петра Великого, поскольку именно он стал отцом-основателем города. При этом вся композиция должна была напоминать фигуру этого мудрого правителя.

Высочайшее строение государства

Долгое время здание Петропавловского собора, благодаря шпилю с ангелом, сохраняло позицию самого высокого здания в стране. Лишь после проведения застроек (в 1950 году) появились строения, которые не только могли соперничать с ним в этом статусе, но и побили данный рекорд. Высота шпиля с ангелом составляет 122, 5 метра, что объясняет длительность работ одинокого кровельщика. И все же, ранее шпиль был ниже: при Трезини он был высотой всего лишь 106 метров. Вырос шпиль до нынешней высоты во время проведения реставрационных работ в 19-м веке.

Памятник славы

В Петропавловском соборе долгое время был памятник славы оружию русского народа. В 1926 году здание собора было передано музею, который собрал здесь все, что касалось революции. Шпиль с ангелом стал его символом, поскольку куранты и колокола, которые были уникальными для своего времени, при попытке перенастроить мелодию сломались. В 1930 году ангела хотели заменить на звезду, как это делалось во многих городах. Подготовили проект и все необходимые бумаги, однако приход Великой Отечественной Войны помешал этим планам.

Ремонт и реставрация

Первый ангел, украсивший шпиль, был разработан самим Доменико Трезини, при этом установлен на свое место в 1724 году. Выглядел он немного иначе, потому что двумя руками крепко держался за саму основу, то есть шпиль. Радовал он жителей города недолго, поскольку время сыграло с ним очень интересную шутку, в результате которой он сильно изменился:

  1. Уже в 1756 году его повредил пожар, вызванный ударом молнии во время грозы.
  2. Вторая фигура была абсолютно идентична, однако и ей не удалось долго провисеть на вершине. Уже в 1777 году ему нанесла урон сильнейшая буря.
  3. Восстанавливали ангела по новому эскизу, изготовленному великим итальянским архитектором Антонио Ринальди, который в то время служил при дворе. За задание защитить это творение искусного мастера взялся Леонард Эйлер, который создал для него громоотвод в 1778 году. Теперь ангел стал похож на существующий ныне, поскольку держал в деснице крест.
  4. Злоключения произведения искусства на этом не закончились. Его снова повредила буря в 1829 году. Восстановить шпиль Петропавловского собора сразу же город не мог, поскольку в казне на тот момент денег не хватило на создание лесов. Дело взял на себя простой кровельщик Петр Телушкин, которому было жаль такую красоту. Работал он в одиночку на протяжении шести недель в холодные осенние месяцы 1830 года. Его подвиг был оценен 3000 рублей и правом употребления рюмки водки бесплатно в любом из заведений города.
  5. 1858 год принес с собой ремонтные работы на шпиле Петропавловского собора, в результате которых ангела снова заменили. На вид он оставался таким же, но теперь его сделали подвижным, чтобы украшение могло поворачиваться за ветром по типу флюгера.
  6. Ремонт шпиля Петропавловской крепости проводили также в 1957 году, в первой половине 90-х и в начале 2000-х. В процессе реставрации ангела последний раз, было найдено немало следов от выстрелов, которые могли быть как из оружия времен революции, так и в более поздние годы. Новый ангел имеет каркас из нержавеющей стали, однако внешняя его оболочка полностью изготовлена из золотых листов.

То, что шпиль долгое время был рекордсменом по высоте в стране, – это еще не все, что можно сказать об этом строении.

Как уже было сказано, Петр Телушкин за ремонт ангела на шпиле Петропавловского собора получил уникальную награду. Распорядился он ею достаточно оригинально. Для подтверждения права на получение бесплатной выпивки мужчина предоставлял в каждом кабаке специальный документ. При этом он часто терял его. Со временем чиновникам надоело постоянно восстанавливать грамоту, поэтому один из них нашел оригинальный выход. Он просто поставил печать на подбородок с правой стороны. Теперь ему не было необходимости носить с собой бумагу. Он просто показывал рукой на подбородок. Как гласит предание, это и стало моментом рождения характерного жеста, который сейчас многие используют как предложение выпить.

Очередная виртуальная прогулка Littleone посвящена крылатым покровителям Санкт-Петербурга — ангелам.

Ангел на шпиле Петропавловского собора

Изначально облик этого самого известного символа Петербурга был иным. Первый ангел-хранитель был выполнен мастером Харманом ван Бо́лосом 1720-х годах по эскизу Доменико Трезини. Тогда он действительно парил над городом, «держась» руками за деревянную ось креста и играя роль флюгера. Но в 1756 году в шпиль ударила молния, и ангел сгорел. С тех пор его фигура страдала от различных стихий не единожды и глобально переделывалась еще три раза.
Сегодня 122,5-метровый шпиль собора во имя первоверховных апостолов Петра и Павла украшает четвертая версия флюгера «Ангел», созданная во время замены деревянной конструкции на металлическую. Она была выполнена по проекту скульптора Роберта Карловича Залемана и заняла свое законное место в ноябре 1859 года.

Где искать: Петропавловская крепость, д. 1.
Интересный факт. Согласно легенде, Петр I хотел поставить на самой высокой точке города именно ангела, чтобы он охранял Петербург от всевозможных бед и напастей. Его пожелание было исполнено в конце 1724 года, однако окончания строительства всего собора Петру так и не довелось увидеть — он умер через три месяца после установки ангела на шпиль Петропавловского собора.

Ангел на вершине Александровской колонны

Еще одна всем известная архитектурная доминанта Петербурга украшена статуей ангела, который левой рукой держит четырехконечный крест, а правую — возносит к небу. Голова фигуры наклонена, а взор ее устремлен на землю. Автор этого петербургского ангела не Огюст Монеферран, как многие ошибочно предполагают, а скульптор Борис Орловский. Александровская колонна — это один из первых российских монументов, посвященных победе над Наполеоном. Она была воздвигнута в 1834 году. Согласно легенде, Орловский придал лицу этой бронзовой фигуры черты царя Александра I. Менее популярная версия гласит, что ангел на вершине Александрийского столпа — скульптурная копия поэтессы Елизаветы Кульман.

Где искать: Дворцовая площадь.
Интересный факт. С Александровской колонной и фигурой ангела, венчающей ее, связано много мифов. Например, во времена Перестройки в СМИ серьезно обсуждали новость, что в годы советской власти ангела собирались заменить на бюст В.И. Ленина или И.В. Сталина.

Гении на барельефах Адмиралтейства

То здание Главного Адмиралтейства, что сохранилось до наших дней, было возведено в Петербурге в 1806-1823 годах под руководством архитектора Андреяна Захарова. Он украсил свое детище статуями и барельефами на военно-морскую тему. Помимо Петра I, Нептуна, богини Паллады, Фемиды и других здесь на стенах можно увидеть и трубящих ангелов, а точнее «Гениев Славы, венчающих науки» (фронтон западного фасада), «Гениев Славы, венчающих военные подвиги» (фронтон восточного фасада) и «Слав, трубящих победу» (над аркой). Барельефы вылепил Иван Иванович Теребенев.


Автор: Andrew Butko

Где искать : Адмиралтейский проезд, д. 1.
Интересный факт. Иван Теребенев приобрел большую известность не как скульптор, а как автор гравированных карикатур, связанных с вторжением Наполеона в Россию, высмеивавших императора Наполеона и его армию.

Ангел на крыше Петеркирхе (Немецкой евангелическо-лютеранская общины святой Анны и святого Петра)

Здание этой лютеранской кирхи (одной из старейших в Петербурге) было построено в 1833-1838 годах по проекту Александра Брюллова. Об ангеле, держащем крест, на ее крыше известно немного. В частности то, что он был создан немецким скульптором Иосифом Германом (он же выполнил 24 фигуры ангелов, установленных на балюстраде главного купола Исаакиевского собора). В июне 1993 года, спустя более 45 лет с момента закрытия, церковь была передана петербургской евангелическо-лютеранской общине и объявлена кафедральным собором. К счастью, снаружи здание кирхи сохранилось лучше, чем ее внутреннее убранство. Поэтому после реставрации фасада удалось восстановить и знаменитую фигуру ангела над входом.

Где искать: Невский пр., д. 22-24.
Интересный факт . Кирха была закрыта в конце 1937 года и в 1958-59 годах перестроена под бассейн.

Ангелы Исаакиевского собора

Собор преподобного Исаакия Далматского, таково официальное название самого крупного православного храма Петербурга, по замыслу Огюста Монферрана украшают 33 бронзовые фигуры ангелов. Они были созданы в 1839 году двумя скульпторами: итальянцем Джованни (Иваном Петровичем) Витали и немцем Иосифом Германом. Две дюжины расположены на балюстраде главного купола, на высоте 60 метров, подчеркивая, по задумке авторов собора, своими силуэтами стремление всего здания ввысь. Еще восемь коленопреклоненных ангелов держат светильники на углах аттика, и один крылатый небожитель выглядывает из-за плеча апостола Матвея.


Где искать: Исаакиевская пл., д. 4.
Интересный факт. С 2006 по 2011 год все ангелы Исаакиевского собора были отреставрированы. На то, чтобы вылечить их от «бронзовой болезни», было потрачено более 300 миллионов рублей.

Крылатый гений перед зданием Двенадцати коллегий

Памятник Универсанту на Менделеевской линии был открыт 26 февраля 2007 года в честь 283-летия Санкт-Петербургского государственного университета. Многие ошибочно называют памятник «ангелом», но в действительности это летящий крылатый Гений с факелом знаний и лавровым венком. Данная фигура, опирающаяся на бронзовую колонну, символизирует собой неудержимый полет мысли и гения человечества. Идея памятника принадлежит Культурному фонду «Знаменитые универсанты СПбГУ», а воплотил ее в жизнь скульптор Михаил Белов.


Где искать: В.О., Менделеевская линия, д. 2.
Интересный факт. Буквально с первого дня установки памятника зародилась традиция трогать «Гения» за пятки — на удачу и счастье.

«Петербургский ангел» в Измайловском саду

Этот маленький и очень трогательный памятник появился в Петербурге совсем недавно — в 2012 году. Его не так-то легко найти — он примостился на одной из скамеек Измайловского сада. И выглядит он скорее как интеллигентный старичок в поношенном пальто, смешной шляпе, с книжкой и зонтиком в руках. «Выдают» ангела лишь его крылья. Автор этой бронзовой скульптуры — петербургский художник Роман Шустров. Работа посвящена тем пожилым ленинградцам, кто пережил войну, блокаду, голод, репрессии и другие трудности, однако сохранили в себе интерес к жизни и любовь к людям!

Где искать: Измайловский сад, наб. р. Фонтанки, д. 114-116 а.
Интересный факт. С этим ангелом уже связана одна петербургская традиция. Пришедшие оставляют у него на коленях монетки как напоминание о принципах милосердия, на которых должен зиждиться этот мир.

Памятник разрушенным церквям «Три ангела»

Еще один современный памятник Петербурга. Он был создан скульптором Борисом Сергеевым и установлен в 2005 году. Три каменных головы ангелов с крыльями на высоких гранитных постаментах установлены на пересечении улиц Правды и Социалистической в память о церквях, ранее находившихся поблизости с этим местом —Иоанна Предтечи, Св. Александра Невского при училище Синода и Преображения Господня.

Где искать: ул. Правды, д. 14.
Интересный факт
. Эти ангелы являются частью Парка современной скульптуры Санкт-Петербурга, который располагается на улице Правды с 2005 года и объединяет еще несколько скульптур, созданных разными авторам.

Гений на фасаде бывшего Дома Товарищества по устройству жилищ Петровского Коммерческого училища
Это пятиэтажное здание, построенное на Малом проспекта Петроградской стороны в 1907-1908 годах для Товарищества по устройству жилищ Коммерческого училища, известно не иначе, как «дом с ангелом». И не удивительно! Ведь центральной фигурой декора его фасада является Гений славы в образе красивой юной девы, стоящей на шаре и держащей в руках гирлянду из лавровых листьев. Кстати, исследователи выяснили, что первый вариант этого барельефа несколько отличался от того, что дошел до нашего времени: Гений славы был изображен без шара, но с лентой, на которой было написано латинское слово «Pax» (мир). Архитектором здания стал Александр Игнатьевич Владовский.

Где искать: Малый пр., П.С., д. 32.
Интересный факт. Этот дом не пострадал во время Великой Отечественной войны. Многие считали, что это результат заступничества ангела на фасаде.

Ангел на крыше Генерального консульства Литвы в Санкт-Петербурге

Это, пожалуй, самый необычный ангел Санкт-Петербурга. Озорной белый мальчишка с черными пятками «залетел» в город в 2007 году. Он символизирует собой приглашение Санкт-Петербурга в гости в Вильнюс. Автор скульптуры — Вайдас Рамошка. Говорят, что он придал лицу ангела черты лица вполне реального ребенка. А еще создал его специально для питерской погоды сидящим, свесив ноги вниз — чтоб его не сдуло ветрами и не смыло дождями Северной столицы России.


Где искать: ул. Рылеева, д. 37.
Интересный факт. Говорят, что если долго смотреть на этого ангела, то можно заметить, как он тебе подмигивает — это к добрым новостям!

Подготовила Татьяна Маслова
Фото: Святослав Буньков

(официальное название - Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла) - православный собор в Санкт-Петербурге в Петропавловской крепости, усыпальница русских императоров, памятник архитектуры петровского барокко.

Факт

До 2012 года собор высотой 122,5 м был самым высоким из зданий Санкт-Петербурга. С 2013 года он является третьим по высоте зданием в городе, после 145,5-метрового небоскрёба Лидер Тауэр и жилого комплекса «Князь Александр Невский», высота которого составляет 124 метра.

Строительство храма началось в 1703 году в день Святых апостолов Петра и Павла на территории крепости.


Факт

Собор является самым старым храмом Санкт-Петербурга. Освящение первой деревянной Петропавловской церкви состоялось 1 апреля 1704 года.

Летом 1712 года был заложен новый каменный Петропавловский собор, который возвели таким образом, что деревянное здание храма осталось внутри новой постройки. По приказу Петра строительство велось с колокольни. В это же время на колокольню умельцами Воткинского завода был установлен и шпиль Петропавловского собора, при участии голландского мастера Хармана ван Болоса. Создание шпиля Петропавловского собора началось в зимние месяцы 1717 года, когда началась заготовка стропил. По проекту Хармана ван Болоса шпиль был 25 метров в длину. В сентябре 1718 года на шпиль подняли яблоко.

Факт

Будучи еще недостроенным собор уже служил усыпальницей для царской семьи (1715 году похоронена жена царевича Алексея Софья, в 1717 году – сестра Петра I Мария Алексеевна, а 1718 году – царевич Алексей).

Храм был закончен только в 1720 году (в августе 1720 года на колокольне зазвучали часы). Однако укрыли шпиль листами золоченной меди несколько позже в 1724 году.

Факт

Высота сооружения составляла 112 метров, что на 32 метра выше колокольни Ивана Великого.

В 1722 году архитектор собора Доменико Трезини предложил установить на вершине колокольни ангела. Он изготовил чертеж, по которому сделали фигуру. Но работа была признана некачественной, поэтому ангел был переделан Штейнбесом и Эберхардом. Тот ангел был изготовлен в виде флюгера.

В таком виде собор простоял до 1756 года. В ночь с 29 на 30 апреля в шпиль ударила молния и он, загоревшись, упал на крышу собора.

Факт

Колокольня была полностью утрачена, повреждена крыша, разбит портик при входе, расплавились колокола курантов. Удалось спасти иконостас. Из здания его по частям выносили солдаты Голицина.

Восстанавливали колокольню более 18 лет. Решено было возвести ее из камня, поэтому в основание колокольни стали бить сваи. Тогда же высота сооружения выросла до 117 метров.

Факт

После случая с ударом молнии и пожаром в 1756 году шпиль колокольни оборудовали молниеотводом, который монтировал физик с мировым именем Леонард Эйлер.

Однако никто не решался отремонтировать поврежденную фигуру ангела (под действием сильного ветра у ангела оторвало крыло, и оно чуть не упало на генерала А. Сукина). Исправление поломки требовало сооружения лесов вокруг колокольни, а это было дорого и очень опасно. В 1830 году нашелся смельчак - Петр Телушкин (молодой кровельщик из Ярославской губернии). Стоимость всех необходимых материалов он оценил в 1 500 рублей, а величину награды за работу он оставил на совести заказчика.

Он ежедневно на протяжении шести недель поднимался наверх шпиля по веревочной лестнице и без лесов . На колокольне также были установлены часы с курантами, которые сообщали время каждые 15 минут.

Его наградили за работу 3 000 рублей и медалью «За усердие» на Аннинской ленте.

Факт

По легенде Петру Телушкину за это было даровано 5 тысяч рублей и позволена чарка водки в любом питейном заведении столицы. Поначалу он пользовался грамотой, а потом ему поставили клеймо на правой стороне подбородка. Он заходил в кабак и известным жестом показывал на свое отличие.

В 1858 году все деревянные конструкции шпиля заменили на металлические по проекту мастеров Воткинского завода. Главным разработчиком проекта был Д. И. Журавский, который предложил форму восьмигранной усеченной пирамиды, связанной кольцами. Высота шпиля составила 47 метров, вес 56 тонн. Заменили фигуру ангела, которая находится на кресте и по сей день (фигура 3 метра высотой, на ее золочение потребовалось 8 кг золота). Общая высота сооружения с крестом и ангелом 122,5 метра.

Факт

Во время Второй мировой войны шпиль был покрыт маскирующей краской и сеткой.

Шпиль держится за счет болтов и шурупов и во время шторма или бомбежки почти не двигается. Конструкция рассчитана на колебания в горизонтальной плоскости до 90 сантиметров.

Факт

Из-за вращения Земли она качается постоянно, однако за все время шпиль сместился в сторону всего на 3 сантиметра.

Во время замены конструкции шпиля реконструируют и куранты (добавлена минутная стрелка, они перенастроены на игру двух мелодий «Коль славен наш Господь» и «Боже царя храни»).

Факт

На колокольне Петропавловского собора собрана самая большая в мире коллекция колоколов, отлитых в России и Голландии. Также здесь установлен карильон - механизм, который заставляет колокола исполнять какую-либо мелодию.

В 1993 году Петропавловская крепость была удостоена статуса государственного заповедника. Теперь на её территории запрещены какие-либо строительные работы и перепланировки.

Факт

В 2002 году во время очередной реставрации чтобы снять медные позолоченные листы, закрепленные на стальном каркасе фигуры, реставраторам потребовалось три дня. На земле обшивку отреставрировали и заново позолотили.

Это интересно!

В 2003 году на шпиле Петропавловской крепости была найдена записка от реставраторов, которые проводили реставрацию шпиля 1956- 1957 ко дню празднования 250-летия Санкт-Петербурга, которое было перенесено с 1953 года в связи со смертью И. В. Сталина.

По одним данным в записке было написано следующее:

«Мы, верхолазы-альпинисты: бригадир Тихонов Олег Павлович, Спегальский Юрий Павлович, Буданов Петр Петрович, Ильинский Геннадий Яковлевич, Клецко Константин Борисович, Льготный Юрий Семенович работали по реставрации шпиля Петропавловской крепости. Работа сделана плохо, так как начальство не заботилось о нас. Платили мало. Сроки были сжатые: к 23 июня, в честь 250-летия Ленинграда. Остается 5 дней до сдачи объекта, а конца работы не видать. Спешим уехать на Кавказ. Нас ждут великие дела в горах, мы все альпинисты. Привет следующим восходителям».

(Рукописно-документальный фонд ГМИ СПб., КП-378624)

Но официальная новость звучала так:

Петропавловская крепость хранит много тайн, некоторые из них предстоит еще разгадать, а о некоторых мы не узнаем никогда. До сих пор сохраняются определенные традиции, связанные с ней. Вот, например, со времен Петра I - ровно в полдень производят пушечный выстрел с бастиона Нарышкина.


(информация позаимствована с сайтов www.peterburg.ru, www.renclassic.ru, www.spbfoto.spb.ru, www.litmir.co, www.1tv.ru, www.walkspb.ru, www.ru.wikipedia.org)

РС, Лично мне все равно не понятно, как сооружали этот шпиль. Первый имею в виду, ну и последующие тоже. Как возводили каркас? Как обшивали металлическими листами? Описываются трудности. возникшие во время реставрации. Но неужели реставрировать сложнее, чем строить?

Дополнение:

Восхождение Петра и Павла к Ангелу.

20 ноября в Петербурге двойка в составе Павла Ходакова и Петра Кузенкова совершила восхождение, которое не вошло в сводки городской Федерации альпинизма и не было записано в зачет на разряд. Тем не менее, по впечатлениям оно не уступает иной "шестерке" - промальпинисты поднялись на 122-метровую отметку, к Ангелу Петропавловского собора. Только бухнула пушка, колокола отзвонили "Боже, царя храни", как открылась самая высокая в Петербурге (а может, и во всей России?) форточка, и Павел, а за ним Петр полезли по шпилю вверх. Подъем осуществляется последовательным закреплением самостраховок за лесенку на поверхности шпиля и яблока и по Г-образным штырям на фигуре Ангела.

Целью подъема был осмотр поворотных механизмов и позолоты фигуры Ангела, который проводится примерно раз в полгода.

Исторический сайт Багира - тайны истории, загадки мироздания. Загадки великих империй и древних цивилизаций, судьбы исчезнувших сокровищ и биографии людей изменивших мир, секреты спецслужб. История войн, загадки сражений и боёв, разведывательные операции прошлого и настоящего. Мировые традиции, современная жизнь России, загадки СССР, главные направления культуры и другие связанные темы - всё то о чём молчит официальная история.

Изучайте тайны истории - это интересно…

Сейчас читают

О Советском Союзе говорят как о стране, накрытой сетью тотального контроля. Но в сети были и прорехи. Например, в диапазоне средних волн, где, невзирая на запреты, начиная с середины 1960-х годов в разных областях страны кроме государственных радиостанций можно было слышать голоса нелегальных радиопередатчиков. Их владельцы называли себя свободными операторами, каждый выходил в эфир под своим позывным. О том, как это было, рассказывает один из них - «Риголетто» из Ташкента, тогда шестнадцатилетний подросток, а сегодня московский журналист Александр Попов.

В 2018 году Эстонская Республика отпраздновала 100-летие с момента обретения независимости. Скептические мнения со стороны историков, которые указывают на долгое нахождение Эстонии в составе СССР, не помешали официальному Таллину провести множество мероприятий, приуроченных к этой круглой дате. Особым пунктом стало увековечивание памяти Ивана Поски, благодаря которому Эстония в 1920 году обрела свои современные границы.

Нередко бывает так, что имена и прозвища, равно как и названия, присваиваются нами чему бы то ни было весьма произвольно. Пример с Америкой, названной в честь Америго Веспуччи, а не в честь её первооткрывателя Колумба, стал хрестоматийным. Но, оказывается, и в военном деле подобных странностей тоже немало. Весьма показательна в этом плане история гранаты «лимонки», ставшей в XX веке исключительно популярным оружием.

Мы помним об автопробегах как об ударном оружии «по бездорожью и разгильдяйству» благодаря легендарному роману «Золотой телёнок». Но старт автопробегам в Советском Союзе был дан задолго до выхода в свет романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Они начались практически сразу после появления на планете автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. Первым, кто пытался «ударить автопробегом» в СССР, был… потомственный аристократ, министр путей сообщения в правительстве Николая II князь Михаил Иванович Хилков.

С юности Адольф Шлагинтвейт увлекался таинственным Востоком, его манящими загадочными культурами, мечтал о дальних странствиях. Но вряд ли он подозревал, чем закончится это его увлечение…

Даже человеку, лишь поверхностно знакомому с древнерусской историей, известно имя княгини Ольги - первой правительницы Руси, принявшей христианство. Да, личность запоминающаяся. Как она отомстила древлянам за смерть Игоря, своего мужа! Целый город сожгла, не пожалела Искоростеня. А потом ещё и с послами древлян расправилась. Да так жестоко, что невольно закрадываются сомнения: неужели так могла поступить будущая христианка?

Вопреки официальному мифу, Макаренко никогда не был членом партии и умер беспартийным. Произошло это в 1939 году, в поезде, по дороге в Москву. На вокзале его ждали чекисты. Ждали, чтобы арестовать. Знал ли об этом Антон Семёнович - неизвестно. Он прилёг на скамейку, почувствовав себя нехорошо, и до прихода врача скончался. После вскрытия тела оказалось, что сердце его, как яблоко, разорвано на две половинки…

В тот день, 16 июля 1676 года, весь Париж гудел, как растревоженный улей. Ещё бы, ведь не каждый день казнят такого опасного преступника, да к тому же ещё и женщину. И не просто женщину, а одну из первых красавиц Французского королевства.

Был водружен позолоченый ангел — символ Санкт-Петербурга.

Новую жизнь подарили ангелу собора Петропавловской крепости десять лет назад реставраторы, инженеры, верхолазы, вертолетчики - все, кто трудился над воссозданием монументального символа города на Неве.

Первый ангел-флюгер (по проекту Доменико Трезини) украшал шпиль собора до 1756 года, но погиб при пожаре. Воссозданную фигуру повредил ураган. По эскизу Антонио Ринальди был изготовлен третий ангел, меньшего размера, но и он был повержен при буре. Кровельщик Петр Телушкин сумел без строительства лесов отремонтировать фигуру и крест. В 1834 году шпиль вновь накренился: деревянный каркас начал подгнивать. Строителем шпиля был назначен тогда инженер Дмитрий Журавский. Он и разработал надежный и простой поворотный механизм с подшипниками, не требующий специального обслуживания. С 1858 года четвертый ангел свободно вращался на шпиле.

Высота парящего над нашим городом ангела-хранителя - более трех метров, размах крыльев - около четырех метров, высота креста в его руках - шесть метров.

Точная копия ангела Ринальди периодически реставрировалась. Самые сложные работы понадобилось сделать десять лет назад, к 300‑летию града Петрова. Ангел оставался недвижим уже несколько лет, и к юбилею его нужно было «оживить», отремонтировав поворотный механизм. Когда к руководителю КБ специального машиностроения Вадиму Гиммельману обратились с просьбой сохранить конструкцию, он ответил: «Надо - сохраним».

Работа недешевая, а средств практически не было. Люди трудились не за деньги. Как истинные патриоты и энтузиасты, работали без выходных. Из окон моей квартиры виден наш ангел. Если я просыпаюсь и вижу, что ангел вертится, мне спокойно, - говорит Вадим Георгиевич.

Но самой известной личностью на строительно-реставрационной площадке был представитель главного конструктора Анатолий Мельдер. В свои 67 лет он работал без страховки на высоте 122,5 метра!

Демонтировали конструкцию по частям в июле 2002 года. В Екатерининской куртине сотрудники фирмы «Акме-дек» вручную покрывали его сусальным золотом - всего ушло 350 граммов драгоценного металла. Позолоченные части меди отправляли наверх вертолетом.

Полгода город не видел своего ангела. 20 января 2003 года ясная погода и несильный ветер способствовали удачному началу монтажа отремонтированной конструкции. На следующий день с помощью вертолета «Балтийских авиалиний» на верхушке шпиля была установлена золоченая сфера. Еще две недели продолжались высотные работы - монтаж поворотного механизма и каркаса фигуры. Обшивку шпиля самой знаменитой колокольни города делали вручную.

Собирали ангела на верхней площадке лесов размером четыре на четыре метра, в тяжелых условиях, при сильном ветре и температуре нередко ниже минус 20 градусов. При развороте большого крыла был сильный порыв ветра - его могло «занести», но, к счастью, обошлось. Поскольку работали с сусальным золотом, обходились без перчаток, болты тоже закручивали голыми руками - никаких тяжелых инструментов применять было нельзя.

Монтажник-высотник Павел Ходаков поднимался к трем ангелам Санкт-Петербурга: осматривал фигуру на Александровской колонне Дворцовой площади, снимал златовласого небожителя с церкви святой Екатерины на Кадетской линии Васильевского острова и раз в полгода навещает «петропавловского» ангела. С последним у него давняя дружба: верхолаз участвовал еще в реставрации 1995 года.

Тогда мы снимали позолоченную обшивку шпиля впервые после его установки, то есть впервые за 140 лет. Потом надо было обшивку поставить на место, так, чтобы все совпало. И если в первый раз обшивку подавали вертолетом, то десять лет назад - лебедками в контейнерах, - вспоминает Павел.

«Благословляется и освящается знамение сие крестное и образ ангела-хранителя града сего благодатию Пресвятаго Духа, окроплением воды сея освященныя - во имя Отца, и Сына и Святаго Духа. Аминь». Эти слова произнес трижды 13 февраля 2003 года, стоя на верхней площадке лесов, настоятель Петропавловского собора (ныне архимандрит. - Ред.)

Площадка колебалась ветром во всех направлениях. Было непросто, - вспоминает отец Александр. На маленькой площадке над городом рядом с ним поместилось еще несколько человек - хор, фотокорреспонденты, операторы…

Капсула с посланием к потомкам и икона Покрова Пресвятой Богородицы были заложены в позолоченную сферу на вершине 40‑метрового шпиля чуть раньше, 30 января. Послание ожидает тех, кому вслед за нынешними верхолазами придется подниматься к ангелу для новой реставрации. Специалисты поручились, что произойдет это «как минимум через 50 лет».

Освященный ангел с крестом - не просто образ и символ. Он означает, что город храним Богом, не оставлен святыми его и что город этот поистине православный, где жительствует духовная жизнь.

error: