Александрийский дворец. Александровский дворец: последний дворец последнего императора. Нескучный сад для отдыха

Александровский дворец расположен в пейзажном Александровском парке недалеко от Екатерининского дворца. Он находится в глубине - прекрасное, тихое и живописное место для жизни. Прогуливаясь до дворца, я так и представляла, как императорские дети, да и взрослые тоже, здесь гуляли, резвились на свежем воздухе, рыбачили и даже охотились.

Когда-то давно в этом месте был лес - такой густой, что в нем мог жить и дикий зверь. Дойдя до дворца и окинув взглядом увиденное, ловишь себя на мысли: «Скромно, но со вкусом». Конечно, скромно, если сравнивать его с кричащей роскошью Екатерининского дворца.

Здесь совсем другая атмосфера! Здесь хочется жить и проводить время. Уютная загородная резиденция, конечно, с царским размахом. Для меня как и для других, наверно, Александровский дворец больше всего известен как место рождения и жизни последнего русского императора Николая II. В последствии здесь же родились и выросли его дети. К сожалению, дворец стал и последним прибежищем Николая, уже отказавшегося от короны. Отсюда же его и его семью этапировали во время событий 1917 года.

История

Александровский дворец в Царском Селе построен по приказу императрицы Екатерины II. Это был ее подарок для любимого внука Александра I. Как известно, императрица не желала оставлять трон своему сыну Павлу Петровичу. Настолько были разными их взгляды на дальнейшую судьбу страны. Но императрица души не чаяла в своем внуке Александре Павловиче.

Родился он 12 декабря 1777 году. Воспитанием и обучением Александра с самых первых месяцев занялась сама императрица. Ему еще не было и года, когда его перевезли в Царское Село. Здесь прошло счастливое детство для Александра Павловича и его младшего брата Константина Павловича.

В 1793 году состоялось обручение Александра с великой княжной Елизаветой Алексеевной. В 1792 году началось строительство дворца. Архитектором был назначен Джакомо Кваренги. К тому времени этому гению принадлежали такие работы как:

  1. Английский дворец в Петергофе.
  2. Концертный зал в «Царском Селе».
  3. Эрмитажный театр.
  4. Здание Академии наук.
  5. Ассигнационный банк.

Особенности архитектуры

Дворец стал его самой известной и лучшей работой. По задумке архитектора замок представлял собой двухэтажное здание буквой «П». Слева и справа к нему были пристроены флигели. Благодаря этому закрытому пространству с трех сторон, при входе был сформирован небольшой парадный двор - курдонер.

Парадный вход во дворец проходит через двойную колоннаду. Она как бы немного отходит от здания, образуя небольшой дворик внутри. Благодаря этому происходит постепенный переход из парка в дворцовые залы. Вход через колоннаду украшают две статуи. На одной из них изображен юноша, играющий в бабки, на другой юноша, играющий в свайку. Обе эти игры были очень популярны в то время. Из окон дворца открывался прекраснейший вид на пруд и окружающий парк.

Так выглядит противоположный фасад здания.

На первом этаже располагались залы Парадной анфилады. На втором этаже - комнаты для детей и прислуги, по бокам - личные покои.

Известные жители и посетители

Император Александр I недолго пользовался апартаментами Александровского дворца. После восшествия на престол, он перебрался в Екатерининский. Комнатами чаще пользовались гости и приближенные императора. Сам он почти всегда был в разъездах или на войне и редко имел возможность посещать Царское Село.

Здесь провели свое детство практически все последующие императоры. Жили они тут с весны и до самой поздней осени. Играли на Детском острове, где для них был построен домик, и даже с мебелью; бродили по паркам, изучали животных, птиц и растения вместе со взрослыми. Помимо обучения наукам и светскому этикету занимались верховой ездой, рыбалкой и многим другим.

Брат Александра I, будущий император Николай I, любил Царское Село и проводил в нем много времени с семьей. Они предпочитали простой уклад загородной жизни и всей семьей жили в Александровском дворце, а официальные приемы и балы проводили в Екатерининском. При нем интерьеры дворца претерпели значительные изменения. Но, после смерти дочери Николая I, великой княжны Александры Николаевны (Адини), император с семьей все реже стал появляться здесь, где каждый уголок напоминал об огромной утрате.

Наиболее продолжительное время во дворце жил император Николай II со своей семьей. При нем произошла перестройка некоторых комнат, была усовершенствована система отопления и водоснабжения. Летняя резиденция стала пригодна для круглогодичного проживания. После 1905 года, в неспокойное время для страны, император с семьей практически неотлучно жили в Царском Селе. Здесь они чувствовали себя в безопасности под охраной офицеров. Как я упоминала ранее, именно из Александровского дворца в 1917 году, после длительного домашнего ареста, вся семья была отправлена в Томбовск, а затем в , где и была расстреляна. Последнюю ночь они провели в буквальном смысле «сидя на чемоданах». Уже было известно что их куда-то вывезут, но ни кто не говорил куда именно. Напоследок, уже сидя в машине, императрица перекрестила то ли своих бывших слуг то ли дворец. Больше сюда Романовы не вернулись.

После Романовых

Как только из Александровского дворца была вывезена царская семья, началась опись интерьеров. Решено было ни чего не разрушать и не перевозить, а сделать здесь выставку, посвященную жизни последнего русского императора. Уже в 1918 году ее открыли для посетителей. Были показаны парадные залы, личные апартаменты императорской четы, коллекции произведений искусства, собранные Романовыми на протяжении многих поколений.

Музей просуществовал недолго. В скором времени было решено отдать здание под дом отдыха для сотрудников НКВД и детский дом имени Юных Коммунаров. Дело в том, что Революционное правительство давно искало место, где можно было бы разместить большое количество детей. Создать своего рода «Детское царство» в одном из пригородов тогда уже Петрограда.

На территории Царского Села разместили несколько тысяч ребятишек. С 20 ноября 1918 году город получил название «Детское Село». Дети жили в том числе и в некоторых комнатах замка.

Во время оккупации Пушкина Александровский дворец служил зданием штаба для немецкого командования. Оттого само здание практически не пострадало. Перед дворцом фашисты устроили кладбище для своих офицеров. На могилах они устанавливали березовые кресты и изгороди.

Многие интерьеры были попорчены или разграблены во время оккупации, но все же в некоторых комнатах сохранились элементы отделки. После освобождения Пушкина кровлю здания восстановили, а сам дворец был законсервирован. В 1949 году сюда перевезли Всесоюзный Пушкинский музей. К этому времени был восстановлен фасад здания и наименее пострадавшие во время войны залы. С 1951 года дворец был передан Министерству Обороны. На протяжении долгого времени здесь находились научно-исследовательские организации и училища. Территория дворца стала закрытой для посетителей, ученых и работников искусства. Стены с отделкой и даже паркет были бережно закрыты доской. Ни тяжелое оборудование, ни постоянное пребывание здесь работников не испортили того, что осталось от интерьеров. В 1996 году был получен грант на Всемирного фонда памятников (WMF) на реставрационные работы. И уже в 1997 году в правом крыле дворца, где ранее находились покои императора Николая II и его жены, была открыта выставка «Воспоминания в Александровском дворце». Здесь можно было увидеть сохранившиеся предметы интерьера и вещи самого императора и членов его семьи.

К сожалению, в данный момент Александровский дворец закрыт на время для проведения реставрационных работ. На сайте музея пишут, что планируется закончить их к середине 2018 года. Это несомненно радует, так как нам откроют новые комнаты и экспозиции, познакомят с еще неизвестными фактами жизни последнего императора и его семьи.

Если же это вас не останавливает, то ниже рассказано как добраться до Царского Села, а так же карта для лучшей ориентации на местности.

Как добраться

Государственный музей-заповедник Царское Село расположен по адресу: , г. , ул. Садовая д. 7.

Можно добраться до места следующими способами:

  • С Витебского вокзала ходил электропоезд до станции «Царское Село» в г. . Билет стоит около 40 рублей. Время в пути составляет около 30 минут. А уже от станции до музея вы можете добраться с помощью маршрутных такси № 371, 377, 382, автобусов № 371, 382. До места можно прогуляться и пешком. Это займет минут 30.
  • На маршрутных такси от станции метро Московская. Номера такси: 286, 287, 342, 347, 545. Их остановка расположена около Дома Советов за поющими фонтанами. Время в пути составит около 40 минут при условии, что не будет пробок. Стоимость около 40 рублей.
  • С Московского проспекта напротив МакДональдска идетавтобус № 187. Здесь же можно поймать и маршрутные такси, которые следуют от Дома Советов. Автобус едет до станции в г. . Стоимость проезда составит примерно 30 рублей.
  • От станции метро Купчино на маршрутных такси №№ 545, 286, 287, автобусе №186. Время в пути составит около 30 минут, если не будет пробок. Кольцо маршруток находится на Витебском проспекте со стороны метро.
  • Можно и на такси из любой точки Санкт-Петербурга. Поездка обойдется вам примерно в 500-600 рублей. Домчит вас такси примерно за пол часа, если не будет пробок.

Залы дворца

В 2009 году Александровский дворец был передан во владение ГМЗ «Царское Село» . В 2010 году для посетителей открыли три зала Парадной анфилады:

  1. Полукруглый зал.
  2. Портретный зал.
  3. Мраморная гостиная.

Помещения объединены сквозными арочными пролетами, благодаря чему нет ощущения разделения пространства: одно плавно перетекает в другое.

Полукруглый зал находился в средней части анфилады. Это одно из самых больших и нарядных помещений. Здесь проводили официальные мероприятия и приемы для гостей. Комната украшена полотнами известных художников. В центре комнаты стоит ваза-канделябр. Она подарена императрице Александре Федоровне королем Фридрихом Вильгельмом III. Позднее для нее были специально изготовлены бронзовые цветы, в отверстия которых вставлялись свечи. На стене зала можно увидеть небольшой фрагмент росписи сводов. К сожалению, сама она была уничтожена (закрашена белой краcкой) по приказу императора Николая I. Здесь провела свою последнюю ночь семья Романовых с уже приготовленными чемоданами, ожидая отъезда в .

Портретный зал. Еще при императоре Николае I, в эту комнату стали собирать портреты с изображениями членов семьи Романовых.

Мраморная гостиная , ее еще называют Бильярдной, так как раньше там стоял бильярд. Сейчас в комнате находятся предметы мебели, картины, вазы и декоративные украшения, сохранившиеся до нашего времени.

Следуя в восточное крыло дворца, попадаешь в небольшую гостиную императрицы Александры Федоровны . Здесь устраивались музыкальные вечера для членов семьи и друзей. В центре зала стоял рояль императрицы, на котором она любила играть и баловать посетителей своим талантом. На стене комнаты висит один интересный гобелен. Позднее, когда император Николай II уже отрекся от престола, и дальнейшая судьба семьи не предвещала ни чего хорошего, его стали называть несчастливым. Гобелен - копия работы мастера Виже-Лебрен (1887 год). На нем изображена императрица Фрации Мария-Антуанетта с детьми. Ее судьба схожа с судьбой семьи последнего русского императора. Ее казнили во время Французкой революции, дети тоже не выжили.

В следующем зале (бывшая кленовая гостиная , разделенная на две части для выставок) можно любоваться экспозицией, где выставлены игрушки детей императора, предметы мебели и одежда. В другой ее части представлены предметы интерьера и личные вещи императрицы. На одной из стен комнаты вывешена фотография с изображением комнаты при своей последней хозяйке.

Палисандровая гостиная использовалась императорской семьей в качестве столовой для обедов в кругу семьи. Сюда же приглашали для трапезы особо приближенных, так как гостиная находилась на территории личных комнат императорской четы.

Бывший Сиреневый кабинет императрицы Александры Федоровны выдержан в ее любимых тонах. Здесь она занималась рукоделием и разбирала корреспонденцию. Интерьер скромен, как и во всех остальных личных комнатах семьи.

Бывшая спальня императрицы. Больше всего в интерьере комнаты удивляет большое количество образов на стене. При том, что сейчас выставлена малая часть их. Аскетичность и простота не перестает поражать после кричащей роскоши Екатерининского дворца. Даже не верится, что здесь жила императорская семья: настолько все просто и непритязательно.

В приемной императора Николая II сохранились стулья, камин, стол, за которым работал царь. Здесь можно посмотреть коллекцию тарелок, на которых подносили хлеб и соль императору, когда он приезжал в какой-нибудь город, а также наряды, портреты и фотографии семьи Романовых.

Уборная (Мавританская бассейная) Николая II. Раньше здесь находится бассейн. Сейчас в комнате выставлены шкафы, сделанные по подобию тех, что были раньше в библиотеке Александровского дворца.

Парадный кабинет императора Николая II. Здесь проходили совещания с министрами. На мой взгляд это самая красивая и уютная комната дворца. Здесь можно долго любоваться предметами интерьера, планировкой помещения.

В зале царит какая-то по-настоящему теплая, домашняя атмосфера.

***

Александровский дворец не пользуется такой бешеной популярностью как Екатерининский. Сюда можно спокойно зайти, купив предварительно билет. Нет огромных очередей и толпы таких же жаждущих лицезреть прекрасное.

Надеюсь, мой обзор был полезен и интересен для вас. Если вы любите и хотите знать русскую историю, вам непременно стоит посетить Александровский дворец. Не обделяйте его своим вниманием! Ведь экскурсия по Екатерининскому дворцу - это скорее эстетическое наслаждение для взора туриста, вся эта роскошь и позолота пестрит и рябит глазах. Посещая же Александровский, вы попадаете в совершенно другую атмосферу. Здесь столько личных вещей, каких-то на первый взгляд обычных и повседневных, которые делают интерьеры такими домашними и уютными, а посещение дворца незабываемым.

Александровский дворец в Царском Селе был построен по приказу Екатерины Великой в 1792-1796 годах для любимого внука, Александра Павловича. Ставший последствии императором Александр предпочитал останавливаться в , зато его младший брат Николай уделял много внимания обустройству Александровского дворца. Позже дворец стал великокняжеской резиденцией князя Александра Александровича, но после коронации тот переехал в Гатчину. В 1904 года в Александровский дворец перебрался с семьёй Николай II. После 1918 года дворец успел послужить музеем, домом отдыха сотрудников НКВД, детским приютом имени Юных Коммунаров, немецким штабом, гестапо с тюрьмой, депозитарием Института русской литературы и военно-морским училищем. Сейчас это снова музей, идёт восстановление исторических интерьеров.

// Часть 30


1. Архитектурный проект Александровского дворца принадлежит знаменитому итальянскому архитектору Д. Кваренги. Работы велись под наблюдением зодчего П. В. Неелова.

2. В 2010 году были открыты для осмотра три парадных зала. Первый из них - Мраморная гостиная.

3. Иногда её именовали Бильярдным залом, так как в 1832 году по указанию Николая I в ней был поставлен большой бильярд и малый бильярд «бики».

4. Зал обставлен гарнитуром золоченой мебели, га полу расстелена шкура тигра.

5.

6. Гостиная украшена зеркалами и золочёными консолями с мраморными вазами и стеклянными светильниками.

7.

8.

9. Следующее помещение - Полукруглый зал. Здесь при Николае II на Рождество зажигалась ёлка для лиц ближайшей свиты и офицеров частей, находящихся на службе по охране.

10. Золочёная мебель, мраморные камины, зеркала были подобраны Кваренги с большим вкусом.

11. Следующий зал - Портретный. Николай I одним из первых императоров стал размещать в дворцовых залах собственные портреты и изображения членов семьи. Здесь находилась одна из лучших живописных серий, созданная по заказу императора немецким художником Ф. Крюгером.

12. Также в зале выставлены два стеклянных пасхальных яйца.

13. Внутри одного из них изображён Александровский дворец.

15. Здесь можно увидеть старую отделку, вскрытую реставраторами из-под слоёв советской краски.

16. Побитый временем камин.

17. В восточном крыле расположены жилые комнаты последней царской семьи.

18. Первая из них - Угловая гостиная Александры Фёдоровны.

19. На стене - портрет императрицы.

20. Также в зале висит картина с изображением казачьего войска.

21. Дальше начинается ряд комнат, внутреннее убранство которых было полностью утрачено. В них по одной стене размещены огромные фотографии прежних интерьеров. На их фоне размещены уцелевшие детали. Так выглядит бывший Сиреневый кабинет.

22. А здесь находилась Кленовая гостиная императрицы, отделанная фирмой Ф. Мельцера в 1903-1906 годах. Уцелели лишь некоторые предметы мебели.

23.

24. Шкафы из царской библиотеки.

25.

26. Сильнее всего поражает спальня императрицы. Стена над кроватью плотно завешана иконами, согласно чтимой Николаем II древнерусской традиции.

27. На воспроизведённой фотографии 1941 года видно. что раньше икон было в два раза больше.

28. Картина Г. Н. Горелова «Феодоровский собор в Царском Селе».

29. В когда-то служебных Гардеробной и Камердинерских сохранился ясеневый шкаф, в котором хранятся вещи из гардероба последнего русского царя: мундиры гвардейских и армейских полков, шинель, бурка, оленья доха, в которой император ездил на охоту. Особым экспонатом является красная форма полковника Лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка (в шкафу слева). Император на венчании был одет именно в этот мундир.

30. Мундир полковника Фарнезского Уланского 5-го полка, офицерский мундир Сербской армии, мундир 5-го Румынского Рошфорского Гусарского полка, принадлежавшие Николаю II.

31.

32. Также в залах выставлены уцелевшие предметы и личные вещи царской семьи.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39. В конце анфилады - два полностью восстановленных интерьера. Первый - обшитая дубовыми панелями Приёмная Николая II.

40. Камин сохранился ещё со времён до перестройки, осуществленной Р. Ф. Мельцером в 1896-1898 годах, когда здесь располагалась Столовая.

41. Второй интерьер - Парадный (Новый) кабинет Николая II. Здесь в период его царствования проходили заседания Совета министров, представления депутаций и комиссий. За этим столом император играл в бильярд с великими князьями и офицерами свиты. С началом Первой Мировой войны на нём раскладывали карты Генштаба.

42. Отделка и мебель для кабинета были созданы в 1903-1906 годах по проекту придворного архитектора Р. Ф. Мельцера. До наших дней от первоначального убранства сохранились панели, камины, антресоль с колоннами, обшивка потолка из красного дерева, а также портреты, фотографии, фарфоровые изделия и книги.

43. Книжные шкафы, угловой диван, письменный стол, бра и люстры воссозданы по обмерам и историческим фотографиям в 1997 году.

44. Антресоль с колоннами полированного мрамора соединялась переходом над коридором с Кленовой гостиной Александры Федоровны, которая могла тайно присутствовать при совещаниях императора. Как и прошлый президент России, последний император увлекался фотографией.

45. Но самые трогательные экспонаты дворца связаны с детьми Николая II. Вот детали интерьера комнаты цесаевича: угловой шкаф, диванчик, ковёр, игрушечная лошадка, иллюстрации Билибина на стене.

46.

47. Расписание занятий на 1916-1917 годы.

48. Немецкие фарфоровые куклы.

49. Ярмарочный гиньоль.

50.

51. Наряд ослика, катавшего Алексея.

52. Мягкие игрушки.

53.

54.

55. Костюмы цесаревича.

56. Платья княжон.

57.

58.

59. В этом дворце семья Николая II встретила Февральскую революцию, отсюда 1 августа 1917 года они отправились в свой последний путь на Урал. Во дворце остались их призраки-костюмы, рядом с которыми всегда стоят живые цветы.


Фото 1884 г. из альбомов Найдёнова.

Усадьба, созданная П. А. Демидовым, сыном уральского заводчика и известным садоводом-любителем возникла в середине XVIII в.. В 1756 г. был выстроен главный дом - П-образные в плане палаты. Между ризалитами садового фасада был помещен балкон на колоннах. Демидов в течение ряда лет приобрел на имя жены землю у нескольких московских владельцев. К этим владениям в 1754 году был куплен двор с домом Ф. И. Соймонова, известного навигатора и картографа. Это округлило участок, и усадьба заняла все пространство, лежащее между "рвом и дорогою, что ездят от церкви Риз-Положения к Москве-реке". Сохранилась "челобитная дворянина П. А. Демидова и жены его Матрены Антиповой" от 10 апреля 1756 года о том, что они хотят построить “каменные палаты”. Имеется и резолюция: "дозволяется строиться согласно приложенному плану архитектора Яковлева". Двор перед домом окружали каменные службы и чугунная ограда, отлитая на заводах Демидова. За домом на берегу Москвы-реки был устроен террасный сад с заморскими цветами и деревьями. Рядом с Демидовской усадьбой существовало большое владение фабриканта Ф. И. Серикова, в 1786 г. его южная часть перешла к Ф. Г. Орлову. После смерти Демидова его владение и владение Серикова приобрели Вяземские, а через семь лет - Ф. Г. Орлов. В 1796 г. после его смерти всю территорию унаследовала малолетняя дочь его брата, А.Г. Орлова-Чесменского. Главным домом стали палаты Демидова, перестроенные в 1804 г. в несколько измельченных формах зрелого классицизма. Своеобразен портик на центральном ризалите главного фасада: четыре пары коринфских колонн несут декоративную стенку, прорезанную арками, в которые выходят окна третьего этажа. Перед плоскими боковыми ризалитами помещены сильно выступающие полуциркулярные балконы на невысоких колонках.

В 1832 г. А. А. Орлова продала огромную усадьбу Дворцовому ведомству. Она была названа Нескучным садом. Главным домом стал дом Орловой, названный Александринским дворцом по имени жены Николая I, для которой устраивалась усадьба.
В советское время здесь разместился сперва Музей мебели, а потом Президиум АН СССР (сейчас Президиум РАН).


Фонтан (ск. И. Витали, 1834 г.). Первоначально находился на Лубянской площади. В 1930-е гг. перенесён сюда, к зданию Президиума АН СССР.


Одна из двух собачек перед входом.


Выстроена И. В. Тюриным в 1836 г. на парадном дворе вместо прежней деревянной.


Фото 1914 г. Гауптвахта.


Между задними ризалитами встроен новый объем, перед которым расположен балкон на полуколонках. На территории сохранилось несколько белых акаций - большая редкость для современной Москвы. Одна из них видна в левой части снимка (та, которая высокая).


Ещё один фонтан, на заднем дворе.


Один вазон стоит, а второй упал...


Белые акации.


Они же.


Часть сада за дворцом.


Там же.


Там же.


Там же.


Кирпичный трёхпролётный мост, ведущий от дворца к Манежу.


Манеж.
Здание Манежа, расположенное неподалеку от дворца, относится к XIX в. Сам манеж вызывает в памяти имя Алексея Орлова – великого знатока лошадей. На его заводе выведены две породы лошадей, рысак и верховая лошадь, получившие название Орловских. Прежде, чем прославиться на ипподромах всего мира, Орловские лошади показывали свои достоинства на Орловском лугу, где нынче мчатся, перегоняя друг друга, автомобили по Ленинскому проспекту. В 1844 году архитектор И. В. Тюрин перестраивает манеж и конюшни под помещения эскадрона кавалерии. Сейчас эти здания занимает минералогический музей Российской Академии Наук. До 1989 года здесь располагался и палеонтологический музей.

И немного Нескучного сада:


Какая-то постройка типа кафе ещё 1960-1970-х гг.


Летний домик графа Ф. Г. Орлова 1796 года. Сейчас библиотека-читальня.


Фото 1950-1960-х гг.


Скульптурная композиция "Пловчиха" и каскад.


Остров Уединения на Елизаветинском пруду. Когда-то на этот постаменте стояла девичья фигурка. На берегу пруда располагается Ванный домик. В 2004 г. он горел и сейчас представляет из себя сарай, покрашенный зелёной краской.
А вот так он должен выглядеть:

Фото 1900-х гг. Ванный домик.


Фото 1930-х гг.
В советское время здесь располагалось кафе-столовая.


Ротонда-беседка и фонтаны в честь 800-летия Москвы (арх. Д. Чечулин).

100 великих достопримечательностей Москвы Мясников старший Александр Леонидович

Александрийский дворец в Нескучном саду

Нескучный сад. Старейший парк, расположенный на правом берегу реки Москвы.

На этой территории находится усадьба, которая получила название Александрийский дворец. Но сначала дворец носил имя Демидовский.

Прокофий Акинфиевич Демидов был представителем второго поколения семьи владельцев горных заводов на Урале и Алтае, был известен в Москве своими чудачествами и щедрой благотворительной деятельностью. На его средства Иван Иванович Бецкой открыл при Воспитательном доме на Москворецкой набережной первое в Москве Коммерческое воспитательное училище, известное также как Демидовское купеческое училище.

Прославился Прокофий Акинфиевич как создатель уникального ботанического сада, который разместил на террасах своей усадьбы в Нескучном саду. По задумке Прокофия Демидова, крутой берег Москвы-реки стал строительной площадкой, где семьсот рабочих за два года превратили холм в амфитеатр, удобный для устройства дивного сада, оранжерей и теплиц. Популярности сада способствовали и эксцентрические выдумки хозяина. Например, однажды вместо гипсовых копий римских статуй он расставил на клумбах вымазанных мелом мужиков, которые окликали всех, кто осмеливался сорвать цветок. Слух о живых статуях взбудоражил Москву, в сад валом повалил народ.

На почве всепоглощающего увлечения садоводством Демидов сошёлся с известным ботаником академиком Палласом. По заказу хозяина тот составил научное описание и план сада. В саду было представлено четыре тысячи видов растений, среди которых основную часть составляли экзотические. В саду Демидова ежегодно составлялись «травники» (гербарии), куда входили многочисленные растения его сада. Этими травниками снабжались «охотники и любители ботаники».

Александрийский дворец в Нескучном саду

Последовательно владевшие этой же усадьбой графы Фёдор и Алексей Орловы получили богатство, титулы и ордена за помощь императрице Екатерине II во время государственного переворота в июне 1762 года. Большое значение в их судьбе имело положение при дворе третьего брата, Григория, бывшего до 1775 года фаворитом императрицы. После его отставки оба брата отошли от государственных дел и поселились в Москве.

Фёдор Григорьевич Орлов – генерал-аншеф, обер-прокурор правительствующего Сената, объединил несколько разрозненных участков на берегу Москвы-реки в одну большую усадьбу и оставил в наследство своей племяннице Анне. Опекуном наследства до поры был отец Анны – Алексей Григорьевич Орлов.

Алексей Григорьевич был видным государственным и военным деятелем второй половины XVIII века, самым даровитым и энергичным из братьев Орловых. Во время Русско-турецкой войны он руководил заграничным корпусом русских войск, действовавших на Балканах, и командовал средиземноморской эскадрой. За разгром турецкого флота в битве при Чесме в 1770 году был удостоен приставки к фамилии – Чесменский. Позже он похитил из Италии «княжну Тараканову», объявившую себя дочерью Елизаветы Петровны. Он доставил «княжну» на военном корабле в Петропавловскую крепость.

Выйдя в отставку, прославил свое имя как создатель русской породы лошадей – орловских рысаков.

Недалеко от Нескучного, на Донском поле, он устроил ипподром, куда вся Москва стекалась смотреть катание на рысаках и скачки, зимой то же происходило на льду Москвы-реки.

В манеже Нескучного сада постоянно устраивались скачки для аристократической молодежи. При Алексее Григорьевиче в саду было построено несколько деревянных беседок и два каменных павильона. Впервые в Нескучном по указу графа как украшение для садовых построек стала использоваться береста – березовая кора.

Граф не только не отказывал в гулянье в своём саду всем посетителям, но ещё радушно исполнял долг гостеприимства. Он снискал славу хлебосольного барина: по воскресеньям у него обедало от 150 до 300 человек. Он первым оценил цыганское пение и устроил хор. Организовывал кулачные бои и лично участвовал в них. Поэтому именно с Орловым и с Нескучным садом порой связывают рождение выражения «поехать в Москву разгонять тоску».

Анна Алексеевна Орлова-Чесменская в молодости с удовольствием участвовала в затеях отца. Она прекрасно управляла лошадью, скакала в манеже, срубая головы картонным рыцарям и выдергивая из стены кольца. После смерти отца стала очень религиозной. Занялась благотворительностью и строительством храмов. Только в Воронежской губернии с 1813 по 1846 год на её средства было выстроено полтора десятка храмов и духовная семинария. Основные средства от продажи своих имений она вложила в Юрьевский монастырь под Новгородом, рядом с которым жила до конца своих дней.

Анна Алексеевна Орлова-Чесменская и продала усадьбу императору.

Императрица Александра Фёдоровна, жена Николая I, получила пригородную усадьбу Нескучное в подарок к 25–летию свадьбы.

При императоре Николае I Павловиче дворец и получил имя Александрийский, в честь императрицы, и был перестроен. Дворец приобрёл строгий и официальный вид: классический трёхэтажный особняк с арочными окнами первого этажа.

Перестройка осуществлялась по проектам архитекторов Евграфа Дмитриевича Тюрина и Ивана Львовича Мироновского. Оба зодчих были сторонниками классической школы и преподавали в архитектурной школе. В Нескучном Евграф Дмитриевич придал пышный художественный декор залу манежа, где когда-то Орлов устраивал скачки. В этом помещении в 30–е годы уже ХХ века разместился один из старейших в Европе Минералогический музей, перевезённый из города на Неве.

Александрийский дворец стал центром царской резиденции, к нему со стороны ворот вела парадная аллея. Парадный двор оформляли Фрейлинский и Кавалерский корпуса, рядом появилась небольшая гауптвахта. С того времени Александрийский дворец оставался императорской резиденцией.

Среди членов царской фамилии наиболее продолжительное время в усадьбе жил великий князь Сергей Александрович с супругой Елизаветой Фёдоровной. С 1891 по 1904 год он был московским генерал-губернатором. Его деятельность по организации хозяйства Москвы и искоренению недостатков была плодотворной, но непривычно суровой для москвичей. Князь погиб от взрыва бомбы, брошенной в его карету эсером-террористом. Его супруга Елизавета Фёдоровна, сестра императрицы Александры Фёдоровны, после гибели мужа стала основательницей и настоятельницей Марфо-Мариинской обители, была расстреляна в 1918 году в Алапаевске.

В годы советской власти дворец был национализирован. Уникальный памятник истории превратили в музей, где была собрана богатейшая коллекция изысканной мебели. Затем на смену музейным работниками пришли учёные, так как с 1936 года в Александрийском дворце обосновалась перевезённая из Ленинграда Академия наук СССР, ныне Российская академия наук.

Тогда же в ансамбль удачно вписался чугунный фонтан. Ранее фонтан стоял на Лубянской площади, где служил водозаборным бассейном, в который питьевая вода подавалась из Мытищинского водопровода.

Из книги Доникейское христианство (100 - 325 г. по P. ?.) автора Шафф Филип

Из книги Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима автора

Александрийский патриарх Александрийский патриарх именовался в средние века и до сих пор именуется титулом «папа» (,тои 3, с.237). Поэтому выражение папа Ветхого Рима, часто встречающееся в средневековых текстах, могло означать не римского епископа в Италии, а

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Алексеевский дворец (дворец великого князя Алексея Александровича) Местоположение этого дворца члена императорской семьи может показаться странным. И наверняка таковым казалось с момента его строительства в 80-х годах XIX века. Традиционно морской район Петербурга, рядом

Из книги Удивительная археология автора Антонова Людмила

Александрийский маяк Фаросский (Александрийский) маяк – одно из семи чудес света – располагался на восточном берегу острова Фарос в черте Александрии и был первым и единственным в то время маяком столь гигантских размеров. Строителем этого сооружения был Сострат

автора Шафф Филип

Из книги Никейское и посленикейское христианство. От Константина Великого до Григория Великого (311 - 590 г. по Р. Х.) автора Шафф Филип

Из книги Калиф Иван автора Носовский Глеб Владимирович

7. Александрийский маяк на Фаросе Седьмое чудо света - это маяк-крепость на острове Фарос, недалеко от Александрии. Считается, что он был построен при египетских царях Птолемеях, правивших в Александрии после Александра Македонского. Маяк был мощной крепостью,

Из книги Археология по следам легенд и мифов автора Малиничев Герман Дмитриевич

НЕ ДВОРЕЦ, А КОЛУМБАРИЙ - ВОТ ЧТО ТАКОЕ КНОССКИЙ ДВОРЕЦ НА КРИТЕ Знаменитый немецкий археолог Генрих Шлиман, безоговорочно доверившись текстам Гомера, не просто открыл Трою и свидетельства ее осады. Он стал родоначальником новой и славной отрасли истории - поиска

автора

Александрийский собор 362 г. Весной 362 г. Афанасий вернулся в Александрию, a в августе уже собрал собор 22 епископов-«никейцев». Среди них были и пришедшие от василиан, предвосхищая этим назревшее воссоединение со староникейством и с самим Афанасием. Ради этой задачи первым

Из книги Вселенские Соборы автора Карташев Антон Владимирович

Из книги Реликвии правителей мира автора Николаев Николай Николаевич

Александрийский кодекс Александрийский кодекс - одна из древнейших унциальных рукописей Библии на греческом языке, датируемая V в. Наряду с другими древнейшими рукописями Александрийский кодекс используется текстологами для конструктивной или сводной критики в

Из книги Тайны Петербурга автора Мацух Леонид

Глава 3. Строгановский дворец и дворец Безбородко Блеснул, блеснул троякий свет, Прогнал лучами мрачность ночи. К святилищу преграды нет, Питайтесь истиною, очи! При свете тройственных лучей Познайте чин природы всей. Ф.П. Ключарев Сумрачным февральским днем 1782 года граф

Из книги Техника: от древности до наших дней автора Ханников Александр Александрович

Александрийский маяк Почти в то же время, что и статуя Гелиоса, в 283 году до нашей эры, в египетской столице Александрии, а точнее, на острове Фарос, соединенном с городом дамбой, находилось еще одно чудо света - самый первый маяк в мире, высотой более 120 метров. Он был

Из книги История Христианской Церкви автора Поснов Михаил Эммануилович

Александрийский патриархат. Собственно повод для составления VI-го Константинопольского Вселенского Собора подал архиепископ Александрийский, права которого нарушал Милетий Ликопольский. В начале изучаемого периода Александрийская кафедра достигла апогея своего

Из книги Рассказы о Москве и москвичах во все времена автора Репин Леонид Борисович

Из книги Чудеса света автора Пакалина Елена Николаевна

Александрийский маяк Александрийский маяк – еще одно из семи чудес света Древнего мира – начал свою историю в 283 г. до н. э. Он был построен специально для того, чтобы освещать дорогу кораблям, приплывающим в город Александрию, основанный Александром Македонским в

4. Александровский дворец

Александровский дворец расположен в северной части Александровского парка, в 5 минутах ходьбы от Екатерининского дворца по Дворцовой улице. Дворец принадлежит к ярчайшим достопримечательностям Санкт Петербурга, но пока восстановлена лишь половина помещений дворца на первом этаже, и те представляют собой в основном, стилизованные выставочные комнаты. Не вернулся пока былой блеск и парку с юго-восточного фасада дворца у кухонного пруда, сказывается долгое пребывание во дворце военного НИИ, ещё недавно окружённого забором с колючей проволокой.

Екатерина II мечтала построить в парке дворец, обликом похожим на Фернейский замок, в котором жил философ Вольтер. В письме своему политическому агенту, дипломату барону Ф.Гримму она писала: «Царскосельский парк не должен существовать, если в нем не будет Фернейского замка» . Однако, новый дворец был построен в стиле палладианской загородной виллы, гениально адаптированной к суровым северным условиям итальянским архитектором Д.Кваренги.

Дворец предназначался Екатериной II для летнего пребывания её любимого внука, будущего императора Александра I. Постройку дворца начали в 1792 году и к маю 1796 года практически завершили его отделку, 12 июня великий князь Александр Павлович с семьёй и двором уже переехал в новый дворец. Императрица отмечала новоселье с внуком и его семьёй в открытой колоннаде дворца, где подавали прекрасный десерт и откуда открывался красивый вид на парк.

Снаружи творение Кваренги отличается простотой и строгостью стиля. Величественная колоннада возвышается перед средним фасадом, несколько отступая от него и формируя внутренний дворик. У колоннады установлены два бронзовых изваяния «Бабочник» и «Сваечник», которым посвящено известное стихотворение А.С.Пушкина. Статуи изготовлены 1838 году на Александровском чугунолитейном заводе и олицетворяют две старинные русские игры в бабки и свайку, а так же подчёркивают неприметный парадный вход во дворец.

Противоположный, парковый, фасад украшен полуротондой со сферическим куполом и террасой, выложенной плитками серого и белого мрамора.

Первый владелец дворца - Александр I, став императором, перебрался в Петербург, а приезжая в Царское Село отдавал предпочтение своим апартаментам в Екатерининском дворце. Александровский дворец чаще использовался как запасной «жилой фонд» для приближенных, которых обыкновенно поселяли на втором «Кавалерском» этаже.

Его брат и преемник император Николай I, напротив, предпочитал весну и осень жить с семьёй в Александровском дворце, а шумные приемы, торжества и церковные службы проводить в Большом Екатерининском дворце. Именно при нём новый дворец в память о брате стал именоваться Александровским. После внезапной смерти любимой дочери Александры (Адини), Николай I перестал жить в Царском Селе и бывал там потом лишь изредка.

Последующие императоры тоже не баловали Александровский дворец своим присутствием: Александр II предпочитал Екатерининский дворец, а семья Александра III больше проводила времени в Гатчинской резиденции.

Естественно, что при смене владельцев дворец неоднократно перестраивался, менялось назначение комнат, устанавливалось новое инженерное оборудование.
Особенно активно дворец начал перестраиваться при Николае II, превратившись из сугубо летней резиденции в место постоянного проживания. Император выбрал для себя половину дворца, ранее занимаемую свитой - на её месте появились личные апартаменты Николая II и Александры Федоровны.
К наружной стене первого этажа дворца был пристроен балкон с навесом, усовершенствована система отопления и водоснабжения.

В 1897 году по проекту С. Данини был построен подземный тоннель (ныне недействующий) в кухонный флигель для скрытого перемещения прислуги. В здании появилась пожарная сигнализация, телефон, пожарный водопровод, лифт и многое другое.

В 1901-1904 годах в Царское Село был проведен Орловский водопровод. На случай его повреждения, архитектором С. Данини в Александровском парке напротив Знаменской церкви было построено подземное водохранилище для снабжения дворца чистою водою, доставляемою из каптированных Орловских ключей.

После революции 1905 года Александровский дворец становится постоянной резиденцией Николая II и любимым местом жительства его семьи. Время было неспокойное, поэтому в подвале дворца, под спальнями царя и царицы постоянно дежурили офицеры охраны, а в покоях были установлены тревожные кнопки. Дежурное помещение соединялось телефонной связью со всеми постами у ограды и городской телефонной сетью. В обширных подвалах дворца, по площади помещений превосходящих первый жилой этаж, ежедневно находилось с учетом охраны, около 200–250 человек обслуги.

В 1917 году имперская история дворца завершилась. Именно из него, после томительного домашнего ареста, 1 августа 1917 года царская семья была отправлена в ссылку в Тобольск, откуда им было уже не суждено вернуться.

Уже в 1918 году в Александровском дворце была открыта историко-бытовая экспозиция, посвященная жизни семьи последнего Российского самодержца. Позднее, в половине дворца разместился дом отдыха НКВД , а в комнатах детей Николая II - Детский дом имени Юных Коммунаров. В 1932 году Детский дом был закрыт, а игрушки и мебель императорских детей были переданы в Музей игрушки.

Во время оккупации г. Пушкина во время Великой Отечественной войны, в Александровском дворце размещались немецкий штаб и гестапо, в подвалах - тюрьма, площадь перед дворцом была превращена в офицерское кладбище.
С 1951 года в дворце располагались военно-морское училище, потом военный НИИ, а сохранённые коллекции музея были переданы на хранение в Екатерининский и Павловский дворцы. Долгое время Александровский дворец оставался закрытым объектом, куда не пускали даже искусствоведов.

Лишь в 1997 году в Александровском дворце открылась первая экспозиция, а в 2009 году дворец окончательно передали музею. Сегодня в частично сохранившихся исторических и несохранившихся интерьерах (выставочных комнатах) представлены предметы убранства и личные . Иногда, проводятся и очень редкие экскурсии, как например .
В 2015 году начата реконструкция и техническое переоснащение Александровского дворца с приспособлением под многофункциональный музейный комплекс.

Режим работы Александровского дворца (2015 год)

Александровский дворец (г.Пушкин, ул.Дворцовая д.2) открыт с 10:00 до 18:00; кассы до 17:00. Вторник и последняя среда каждого месяца - выходные дни. Актуальный режим работы уточняйте на официальном сайте Александровского дворца

Стоимость посещения Александровского дворца (2015 год)

Стоимость билетов в Александровский дворец:
для взрослых – 300 руб.;
для студентов, пенсионеров, курсантов военных училищ, военнослужащих срочной службы – 150 руб.;
для посетителей младше 18 лет – бесплатно!

В настоящее время Александровский дворец закрыт на реконструкцию.

error: