Пещерный город каламита. Крепость Каламита в Инкермане, Крым: описание, история, интересные факты и отзывы Крепость Каламита: история фортификационного сооружения



Инкерман — город пещер, который будоражит умы ученых не одно столетие. Справедливо считаясь одной из самых известнейших и красивых достопримечательностей полуострова, Инкерман открывает дорогу в неизведанные страницы истории, когда столицей Крымского ханства был Бахчисарай, правление генуэзцев только крепчало, и крепость Каламита была отправной точкой строительства Инкермана.

Где находится крепость Каламита?

Остатки некогда мощного сооружения крепости Каламита обнаруживаются на Монастырской горе, которая поднимается над жилыми строениями города с восточной стороны. Ориентиром для путешественников может служить Инкерманский Свято-Климентовский пещерный монастырь, куда ежедневно отправляются десятки путешественников.

История фортификации в Инкермане

Когда именно и кем была выстроена крепость Каламита в городе Инкерман неизвестно. Историки, сравнивая различные стили и характерные черты строения, склоняются к итальянскому происхождению фортификации, однако это никак не проливает свет на годы начала и окончания строения. Доподлинно известно, что датировать развалины можно античными временами, когда эти стены использовали для обороны от воинственных племен аваров. Пришедшим в эти места генуэзцам сообщили, что название форта Газария, по имени первых временных правителей иудеев-хазар, пользовавшихся укреплениями.

Кроме того, исторические справки упоминают о князе Феодоро Алексии, который также использовал крепость Каламита в Инкермане для государственных целей. Интересно, что именно Алексий и назвал Газарию Каламита (хорошая пристань), имя закрепилось и так и осталось в веках. Несколько лет спустя, после установления власти Генуи, Каламита стала основой для последующего строительства укреплений генуэзцев, однако даже на тех военных картах остается название Каламита, Газария уходит в прошлое.

После падения Византии, крымские татары отвоевали фортификацию в достаточно «честных» переговорах и крепость Каламита в Инкермане становится татарской. Недолго служил оборонительный форпост новым хозяевам, скоро рухнул Константинополь, на земли Крыма пришли Османские войска, и Таврида в полной мере почувствовала тяжелую руку победителей.

Порт Авлита переименован в Ин Керман, официально разрешено вести отсюда работорговлю и средневековая крепость Каламита увидела много слез и горя людского. Разрушение постигло величайшие некогда стены, заброшенной стояла крепость в годы османского расцвета, гибели турецкой армии и даже никто не защитил крепостные стены, лишь заранее отсюда вывезли артиллерийские турецкие расчеты и стены пали под ударами неприятельских атак.

Сохранившиеся развалины могут многое рассказать путешественникам. О том, как тут забивали насмерть непроданных рабов, как потерялся в этих местах гарнизон английских солдат. Загнанные в ловушку оборонительные войска Монастырской горы решили попытать счастья, спустившись вниз, да потерялись. Говорят, что средневековая крепость Каламита до сих пор наполнена приведениями и духами, ведь в ее стенах погибло неисчислимое количество людей.

Экскурсия в средневековую крепость

Крепость Каламита в Инкермане и сегодня привлекательна, несмотря на беспощадное время, разрушения и невзгоды. Как бы ни был красив весь Инкерман, крепость отчетливо виднеется, гармонично вплетаясь в комплексный ансамбль предгорий, расщелин и пещер. Укрепление сохранило башни, ворота, но путникам будет намного интереснее увидеть проходы в скальные крепости, где еще до времен образования княжества находились внутрискальные христианские церкви.

Сохранилась одна и у стен Каламиты – это Пантелеймоновская церковь, что расположилась там, где были когда-то кельи послушников и монахов. Невероятно интересны для осмотра камни, что сохранил Инкерман, крепость можно даже «увидеть» полностью, если немного напрячь собственное воображение. А для полного удовольствия, следует посмотреть Климентовский монастырь, Дмитриевскую церковь, тем более что дорога в Каламиту в Инкермане, верее к ее древним башням, проходит как раз мимо.

Крепость Каламита в Инкерман всегда открыта для посетителей, нужно лишь соблюдать осторожность на тропах подхода, уметь карабкаться и прыгать. Не забудьте фотоаппарат, внизу проходит непонятный отрезок железнодорожных путей, скрывающийся в тоннеле – это стоит запечатлеть, да и сфотографироваться на фоне потрясающих видов также не будет лишним. А с вершины откроется вид, равного которому больше нет нигде! Вся река Черная предстанет перед взглядом путешественника, а ведь собственно это и есть Инкерман, рядом дорога, вырубленная в скальной породе, ведущая ко всем пяти башням. Немного терпения и вот она, крепость Каламита в Инкермане, которая и является конечной точкой путешествия.

Как добраться?

Если никогда не были в пещерном городе Инкерман, крепость станет первой точкой, откуда начнется увлекательнейшее путешествие в прошлое! Самый простой способ добраться, это доехать до Инкерман на любом транспорте (от автовокзала города ходит рейсовый автобус, маршрутка, такси) и выйти на остановке «Втормет», потом чуть дойти до автозаправки и увидеть ансамбли храмовых строений – отсюда уже отправляться по дороге в приключения!

Пригодится точный адрес: Инкерман, ул. Карьерная, крепость находится именно тут, а координаты N 44.3611 E 33.3632.


Как доехать из Севастополя (карта)

Из Симферополя

Из Ялты

Достопримечательность стоит внимания путешественников и неважно, приехали вы сюда на один день или неделю – крепость Каламита является древнейшим столпом православной веры, святыней и действительно уникальным местом, которых так мало осталось в мире. Не упустите шанс увидеть древнейшую красоту своими глазами и насладиться великолепными обзорами, шелестом ветра и шепотом валунов, рассказывающих немало легенд и правдивых историй.

Крепость Каламита находится в городе Инкерман, недалеко от города Севастополь, на плато монастырской скалы. Посещение крепости Каламита часто объединяют с посещением Свято-Климентовского монастыря.

Географические координаты крепости Каламита на карте Крыма GPS N 44.603475, E 33.608926.

​Официальной датой основания крепости Каламита считают 1427 год, но множество проведенных раскопок в этих местах свидетельствуют о том, что крепость была выстроена на более ранних сооружениях, датируемых 6-7 веком нашей эры. В более ранние слои археологи так и не добрались, поэтому можно предположить, что нас еще ждут новые находки и исторические факты.

В 1427 году князь Алексей , правитель княжества Феодоро, принял решение укрепить район Инкермана и вход в Инкерманскую бухту со стороны суши строительством фортификационных сооружений. Город, возведенный в этих местах, как и порт носил название Авлита, и был отмечен на греческих, а позже и на татарских, картах. Название Каламита дословно переводится с греческого как “Хорошая бухта”. Позже название Каламита татары поменяли на Инкерман, что на тюркском языке переводится как “Пещера”.

Порт Авлита с удобной бухтой и хорошей торговой развязкой стал составлять большую конкуренцию владениям генуэзцев, а именно порту города Феодосия. Большинство купцов предпочитало выгрузить часть товаров в Авлите и по суше, под покровительством Феодорийского княжества и крымских татар, переправлять свои товары на материк. Еще одним плюсом были более дешевая стоимость порта и услуг и охрана в перевозе грузов на материк, чего не могли не гарантировать не предлагать генуэзцы.

Из-за ослабления бизнеса генуэзские купцы принимают в 1433 году решение напасть на Авлит и Каламитскую крепость, а позже совершить поход на крымских ханов. Каламитская крепость пала после месяца сражений и частично была разрушена.
Поход генуэзцев на крымских татар увенчался крупным разгромом генуэзцев, которые были снова откинуты к берегам Феодосия.
Авлит и Каламитская крепость снова возвращаются под контроль Феодорийского княжества до 1475 года. В 1475 году татары напали на своего союзника, Феодорийское княжество, и прекратили его существование.


В 16-м веке Каламитская крепость была полностью восстановлена турками и значительно укреплена.
Крепость была актуальна и имела свой гарнизон вплоть до конца восемнадцатого века. После перехода Крыма в состав Российской империи необходимость в крепости практически отпала и она понемногу стала разрушаться и осыпаться.
В середине прошлого века крепость включена в состав памятников культурного-исторического значения и взята под охрану государства.


Добраться до крепости Каламита проще всего с территории Инкерманского Свято-Климентьевского монастыря, следуя по указателям и поднявшись на гору по небольшой тропе. Добравшись до крепости Каламита, Вы откроете для себя новые бесподобные виды на горы и море. Подъем к крепости занимает около 20-30 минут. Посещение крепости Каламита бесплатно. Время посещения не ограничено. Во время заката находиться на крепости просто райское удовольствие. Посещение крепости Каламита будет не только познавательным, но и интересным в качестве похода в горы и как ещё одно увлекательное путешествие по и историческим местам Крымского полуострова.

Крепость Каламита на карте Крыма.

Привет всем. Продолжаю разбирать свои фото с Крыма. Перед нами Инкерман. Несмотря на вроде бы и хорошую погоду дул просто немыслимый холодный ветер и в море было находиться попросту нельзя, оно было грязным и неприветливым.
Кстати, знаете почему место называется Инкерман? Не в честь некого еврея или армянина, а в переводе с турецкого означает пещерная крепость.

Перед нами Инкерманский пещерный монастырь. История из педивикии.

Основные помещения монастыря - пещерные, высечены в западном обрыве Монастырской скалы, на плато которой сохранились руины средневековой крепости Каламита, основанной в VI веке; в XIV-XV веках крепость вошла в состав православного княжества Феодоро, защищала его порт; в 1475 году захвачена турками. Время основания монастыря определяется историками неоднозначно: от VIII-IX до XIV-XV веков.
Возникновение монастыря предание связывает с почитанием Климента, римского епископа (папы) в 92-99 (101) годах, сосланного императором Траяном за проповедь христианства в каменоломни близ Херсонеса, проповедовавшего и убитого (утопленного) по тайному приказу императора здесь в 101 году. Мощи святого Климента, обретённые через год после его кончины, хранились сначала в подводном гроте близ Херсонеса (где были обретены), доступ в который открывался, по преданию, раз в год, когда - в день смерти праведника - море отступало; потом они были перенесены на небольшой остров (ныне - Казачий остров) посреди бухты, на котором, согласно преданию, руками ангелов была построена церковь. Около 861 года мощи святого Климента были обретены святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием при участии херсонесского епископа Георгия блаженного и священников из константинопольского собора святой Софии. Мощи были внесены в Херсонесский храм, и по молитвам святого Климента совершалось много чудес.
Возле монастыря находился водный источник, по преданию открытый чудесным образом святым Климентом для облегчения участи каторжан. Источник пересох в 1970-х (возможно - в связи с проводившимися строительными работами), а его вода, постепенно затопила карьер по добыче инкерманского камня, находящийся по другую сторону Монастырской скалы.


Фото 2.

После захвата в 1475 году крепости Каламита турками монастырь постепенно пришёл в упадок. Крепость была переименована в Инкерман, что и дало название возникшему здесь городу. С 1783 года город принадлежал России.
В 1850 году монастырь был возрождён и получил современное двойное наименование - по имени города и в честь святого Климента.
В 1867 году был перепланирован и заново открыт пещерный храм святого Мартина-исповедника. В 1895 году в память о спасении царской семьи в железнодорожной катастрофе был построен храм во имя великомученика Пантелеимона. В 1905 году в память о Крымской войне на верхнем плато была построена церковь во имя святого Николая Мирликийского (по проекту архитектора Г. П. Долина).
C 1924 года храмы монастыря стали постепенно закрывать. В 1927 году землетрясение сильно повредило Благовещенскую и Николаевскую церкви, было принято решение их разобрать (закрытая в 1926 году церковь святого Николая на верхнем плато была полностью уничтожена в 1932 году). В 1928 году был закрыт храм иконы «Всех скорбящих Радость».
В 1931 году в пещерных храмах прекратились богослужения, монастырь был окончательно закрыт, его имущество передано Севастопольскому музейному объединению. После закрытия монастыря в нём остались жить его настоятель Венедикт, отец Прокопий и два 85-летних старца.
Во время Великой Отечественной войны в пещерах монастыря размещался штаб 25-й Чапаевской дивизии Приморской армии. В июне 1942 года солдаты этой дивизии на Инкерманских высотах сдерживали врага, рвавшегося к Севастополю.
С 1991 года трудами настоятеля архимандрита Августина (Половецкого †1996), братии и мирян началось постепенное возрождение монастыря, были восстановлены храмы и келейные корпуса. Из Киева была передана частица мощей от честной главы святого священномученика Климента; рака со святыми мощами установлена в боковом нефе Свято-Климентовского храма.


Фото 3.

Пройдём внутрь


Фото 4.

Вот такая там костница. Маленький кусочек Праги.


Фото 5.

Пещерная церковь св. Климента (бывшая Георгиевская). Вообще, в самом монастыре множество ходов, но к сожалению, они закрыты для посещения.


Фото 6.

Местное старое кладбище.


Фото 7.

Каменная шестерня - жернов от мельницы.


Фото 8.


Фото 9.

Поднимаемся наверх. Перед нами руины крепости Каламита.
В VI веке, как и в других местах Горного Крыма, здесь комплектуется византийское укрепление гарнизоном из местных жителей. Крепость предназначалась для защиты с севера главного города византийцев в Таврике - Херсонеса. Она также служила и укрытием для местного населения от набегов кочевников. Тогда твердыня состояла из четырех башен. Вероятно из-за появления хазар в Крыму крепость прекращает существование.
В XII-XIV веках крепость называлась «Газарии» или «Каламира». Название «Каламита» впервые стало известно из морских карт генуэзцев ХIV-ХV веков. В 1427 году мангупский князь Алексей восстановил крепость, которая должна защищать порт княжества Авлиту.


Фото 10.

Вероятно, в это же время в толще Монастырской скалы был основан пещерный христианский скит. Один из трех его входов был расположен в нижней части скалы. От него вперед и вверх шел коридор-тоннель, в правой стене которого вырублены окна и две балконные двери, в левой стене - по ходу коридора расположен ряд помещений: склепы-костницы, проходная комната с лестницей, ведущими на верхний ярус с кельями и колокольней, три пещерные церкви. Помимо описанного скита в скалах Инкермана обнаружено еще восемь христианских пещерных скитов и двадцать семь пещерных церквей.
Крепость Каламита и поселение, расположенное под ее стенами, были значительным перевалочным пунктом в торговле юга с севером. Поэтому генуэзцы считали Каламита опасным конкурентом для собственного порта, расположенного в Чембало (нынешняя Балаклава). Они неоднократно нападали на крепость феодоритов и даже захватили и сожгли ее в 1434 году. Феодоро отбило и восстановило Каламиту, но в 1475 году крепость захватили турки и переименовали в Инкерман, а в конце XVI - начале XVII веков перестроили оборонительные стены и башни, приспособив их для использования огнестрельного оружия.
Турки значительно перестроили крепость и переименовали ее. Новое название - Инкерман («пещерная крепость») крепость получила за большое количество пещер, расположенных вокруг. Пещеры эти были в основном искусственные, образованные в результате добычи белого камня.


Фото 11.


Фото 12.

В ХVII веке через Каламитский порт происходит оживленная торговля, о чем известно из сообщения священника Иакова, который был в Крыму 1634–1635 годах в составе русского посольства. Он писал, что в Инкермане живут люди многих национальностей и что к городку с моря приходят корабли из разных стран.
До середины XVIII века крепость и порт Каламита потеряли военное и торговое значение. После присоединения Крыма к России был возрожден средневековый скит и освящен во имя святого Климента.


Фото 13.

В начале XX век на вершине Монастырской скалы была сооружена церковь святого Николая, Чудотворца Мирликлийского. Храм был сооружен в память о Крымской войне. До настоящего времени не сохранился




Фото 14.

К сожалению, как не искал я подземный ход под крепостью - не нашел. Но зато нашел вот такие небольшие пещерки.


Фото 15.


Фото 16.


Фото 17.


Фото 18.


Фото 19.


Фото 20.


Фото 21.


Фото 22.

Старые могильные плиты.


Фото 23.


Фото 24.


Фото 25.


Фото 26.


Фото 27.


Фото 28.

Сверху открывается прекрасный вид на местную промку завода ЖБИ.


Фото 29.


Фото 30.

В результате добычи белого камня образовались вот такие террасы, горы напоминают отдалённо сказочные пирамиды. А над горами летела стая птиц. Жаль у меня не было телевика с собой.


Фото 31.


Фото 32.

Вот такие куски камней. Интересно, что это было? отходы производства от изготовленных здесь блоков или же разрушенное сооружение? В общем, для тех, кто не держал ничего тяжелее компьютерной мышки и стакана кофе - повод пофантазировать как Андрей Скляров.


Фото 33.


Фото 34.

Куски блоков прямо на склоне горы, напоминающей ступени пирамид - зрелище фантастическое.


Фото 35.


Фото 36.


Фото 37.

А между тем, камень здесь добывается до сих пор.


Фото 38.


Фото 39.


Фото 40.

Внизу расположено вот такое карьерное озеро на месте бывшего карьера. Всё-таки горное дело делает мир прекраснее.


Фото 41.


Фото 42.


Фото 43.


Фото 44.


Фото 45.


Фото 46.

К озеру можно спуститься - это просто отличнейшее место отдыха.


Фото 47.

С одной стороны оно напоминает древнеримский или же древнеацтекский бассейн. С террас в некоторых местах можно очень здорово попрыгать в тёплую пресную воду, которая была намного теплее неприветливого в тот день моря. Плюс даже при сильном ветре здесь тепло, поскольку ветер загораживают стены. Плюс здесь мало народу, поскольку все тусят у моря, даже если там грязно и ветрено. Любители рыбной ловли также могут найти здесь неплохое место. Здесь обитает карась и окунь.


Фото 48.

Ну а в следующем посте мы побываем в жутких Инкерманских штольнях по добычи белого камня...


Фото 49.

Оформлено с помощью «

На правом берегу реки Черной, при впадении её в Севастопольскую бухту, расположен приморский «пещерный город» Каламита. Его башни и стены открываются слева от шоссе при подъезде к мосту через реку. Из Севастополя сюда можно попасть катером — до пристани «Малый Инкерман».

Как добраться до крепости Каламита?

Можно сойти с поезда на станции Инкерман — I, отсюда всего один километр до вершины Монастырской скалы, занятой крепостью. Название связано с монастырем Святого Климента, пещерные сооружения которого вырублены в её теле. По наклонному туннелю можно подняться от подножия обрыва на территорию крепости около воротной башни. Здесь есть несколько помещений хозяйственного назначения, среди них две пещерные церкви. Древнейшая из них — церковь Святого Климента, повторяющая в основных чертах архитектуру наземных храмов. Два ряда колонн делят её на три нефа. Ряд выразительных декоративных элементов указывают на то, что вряд ли храм может быть древнее 12 века. А.Л. Бертье-Делагард в своё время относил его даже к 14-15 векам.

Вторая пещерная церковь Святого Мартина, создана в 1867 году, после того как монастырь был возобновлен в 1850 году как Инкерманский скит. Просуществовал он в этом качестве до 1926 года. После передачи монастыря церкви в начале 90-х годов 20 века здесь возведён ряд наземных построек, создан новый интерьер пещерного храма. Не смотря на то, что комплекс Каламита-Инкерман официально является отделом Херсонесского государственного историко-археологического заповедника, доступ экскурсантам и туристам здесь крайне затруднён.

Удобное местоположение крепости Каламита

Место для крепости было выбрано не случайно. Внизу глубокая, далеко вдающаяся в сушу бухта (длина — 6 км, ширина — до 1 км), представляющая собой прекрасную естественную гавань, достоинства которой оценены давно. Вероятно, ещё в 6 веке византийцы, стремясь укрепиться на юго-западном побережье Таврики, поставили здесь своё укрепление.

Позднее в скале, на которой расположилась крепость, начали высекать пещерные помещения, церкви и кельи. Распространено мнение, что здесь обосновались эмигрировавшие из Византии монахи-иконопочитатели, преследовавшиеся в период иконоборчества, хотя каких-либо серьезных археологических оснований, как отмечалось, для него нет.

Соседняя к востоку от Монастырской скала, именуемая Загайтанской, изрешечена многочисленными пещерными сооружениями, расположенными в несколько ярусов. Это остатки средневекового поселения, пока ещё малоизученного.

Крепость Каламита в средние века

История Каламиты-Инкермана в эпоху Средневековья не освещена письменными источниками. Только в начале 14 века появляются первые упоминания о ней. Каламита значится на итальянских картах — портоланах. Это греческое название обычно переводится как «камышовая», хотя есть и другие варианты, менее обоснованные. Особое значение крепость приобретает в 20-е годы 15 века, когда за её восстановление берется княжество Феодоро. Защищенный глубоководный порт был необходим ему для приобщения к черноморскому торговому миру. Но гавань нуждалась в надёжной охране. Поэтому при князе Алексее здесь возводятся новые фортификационные сооружения. Снаружи перед крепостными воротами был построен храм. С ним некоторые исследователи связывают надпись на известняковой плите, датированную 1427 годом.

Понимали значение Каламиты и генуэзцы. Не зря в 1434 году, когда им удалось отбить у Феодоро захваченную у них за год до этого Чембало, они сразу двинули свое войско на Каламиту. На предложение капитулировать её жители ответили, что, если им будет сохранена жизнь и имущество, они сдадутся к вечеру следующего дня. Получив согласие генуэзцев, гарнизон и население незаметно для врага ушли из крепости вместе с имуществом. Разъяренные генуэзцы подожгли Каламиту. Но оставаться здесь без продовольствия они долго не могли и вернулись в Чембало. Каламита же вскоре была восстановлена, оберегаемый ею порт продолжал принимать и отправлять торговые суда в различные гавани Черного моря.

Территория порта находилась на ровном и низком участке берега между современной железнодорожной станцией Инкерман и Килен-бухтой. С правым берегом реки она была связана каменным мостом и насыпной дамбой. В 1475 году крепостью завладели турки, произведшие её реконструкцию в соответствии с требованиями новой эпохи огнестрельного оружия. Были утолщены стены и башни, меняется конструкция амбразур. Не ранее конца 15 века появилось название — Инкерман.

К северу от крепости раскинулось обширное предместье, слобода. Здесь селился портовый люд, находились склады и лавки. Археологические раскопки 1950 года открыли здесь кроме наземных строений большое количество зерновых ям. В них хранились значительные запасы зерна, видимо предназначавшиеся на продажу. Хлеб, очевидно, попадал сюда из плодородных горных долин, входивших во владения мангупских князей.

Найденные глиняные грузила для сетей говорят о том, что обильная в прошлом рыбой Севастопольская бухта обеспечивала существенную прибавку к столу. Свидетельство тому также и находки рыбных костей и чешуи при раскопках Каламиты и её предместья.

О широких торговых связях этого порта говорят многочисленные фрагменты гончарных сосудов из различных центров Средиземноморья и даже Центральной Азии.

Портом пользовались не только князья Феодоро, об этом сохранились свидетельства современников. Консул Кафы Антониотто ди Кабела сообщал в Геную (сентябрь 1474 года) о том, что татары увели из России и Польши от 10 до 20 тысячи человек, среди них было много мальчиков, купленных турками, которые «посадили их на суда в порту Каламита».

В 1968 году Херсонесский заповедник производил реставрационные работы в одной из башен крепости. Тогда и были найдены два известняковых блока с поцарапанными на них рисунками, изображающими шесть средневековых кораблей, вероятно принадлежавших одному из торговых караванов, заходивших в порт в 14 или 15 веке. Судя по рисункам, он состоял из кораблей различного типа, парусных и парусно-гребных. Можно в деталях проследить устройство корпусов, мачт, такелажа и надстроек. Уникальный памятник помогает живо представить панораму, открывающуюся с высоты Монастырской скалы пять веков тому назад, увидеть кипучую жизнь средневековой портовой бухты.

По свидетельству путешественника 17 века Эвлии Челеби, на втором этаже башни находился небольшой христианский храм, превращенный турками в пушечный каземат. За воротами, справа возле обрыва, недалеко от выхода на плато упомянутого выше туннеля, находился колодец, снабжавший крепость водой. О нём сообщают различные авторы вплоть до середины 19 века. Раскопки, проведенные здесь В.Ф. Филиппенко (Херсонесский заповедник), обнаружили шахту колодца и расчистили её на глубину более 5 км.

Слева от ворот начинается высеченный в скале ров, вдоль которого следует идти для того, чтобы продолжить знакомство с крепостными сооружениями.

Третья по счету башня, самая крупная по размерам, высится на стыке двух куртин — весьма ответственном месте обороны. Следующая за ней башня вынесена за пределы крепостной ограды на плацдарм перед рвом. Для связи её с крепостью служила перемычка во рву. Башня была сооружена турками для усиления защиты перед средней, самой древней куртиной. Есть сведения о том, что в подвальном этаже этой башни находилась тюрьма, где в 16-17 веках содержались пленники рабы, эксплуатируемые турками на самых тяжелых работах.

Этот участок оборонительной стены, как и соседний, шедший по южному склону обрыва Монастырской скалы, не подвергался позднейшей перестройке и сохранил облик времён княжества Феодоро. Это обстоятельство привлекло археологов, рассчитывавших найти здесь и более древние остатки защитных крепостных сооружений. В 1950 году Е.В. Веймарном у северной стороны разрушенной пятой башни были раскопаны остатки воротного проезда ранней крепости.

По предположению исследователя, он датируется 6 веком. Позднее, пока ещё не ясно, когда именно, ворота были заложены выломанными здесь же крупными блоками, проезд засыпали щебнем и отесам, образовавшимся при подгонке блоков. Не исключено, что в 20-х годах 15 века необходимость заставила соорудить вылазную калитку. Место для неё избрали там же, где когда-то находились погребенные позднейшими напластованиями древние ворота. Для этого феодоритам пришлось раскопать засыпь, созданную их предшественниками, разобрать участок стены и оборудовать в нём калитку. Просуществовала она вплоть до недавнего времени.

Территория крепости составляет 1,5 га, а протяженность её напольной укрепленной линии — около 250 метров. В юго-западном её углу был раскопан трехнефный христианский храм базиликальной формы. О жилой же застройке крепости пока ничего не известно. В середине 17 века, по свидетельству того же Эвлии Челеби, в ней было около 40 домов, но к тому времени они стояли уже пустыми, поскольку крепость была заперта, а её небольшой гарнизон из 50 солдат предпочитал проживать в предместье. Уже в 18 веке крепость потеряла военное значение.

Крепость в годы Отечественной войны

В последующие века она была безмолвным свидетелем кровопролитных сражений, кипевших в долине у подножия её обрывов в Крымскую и Отечественную войны. Следы последней до сих пор ещё запечатлены на стенах монастырских зданий. Напоминает о нем на противоположной стороне долины, расколотый на гигантские блоки отрог Сапун-горы — Уч-Баш. Там в подземных штольнях, в этом «пещерном городе», создававшемся уже в 20 веке, располагались госпитали, склады и мастерские, взорванные в июне 1942 года при отступлении советских войск вместе с оставшимися в них людьми.

Скалы цепко удерживают память о соприкосновении с живой материей человеческой культуры, но эти следы не вечны, их безжалостно стирает природная стихия, соревнуются с ней в этом иные люди, спеша отметить свой короткий век если не созидательной деятельностью, то уж геростратовыми деяниями…

Это сейчас Инкерман - тихий городок на окраине Севастопольской бухты. Было время, когда земля здесь буквально взрывалась под ногами. События, произошедшие на берегах речки Чёрной повлияли на ход мировой истории в целом и российской в частности. Но обо всем по порядку.

Из Свято-Климентовского монастыря мы уходили по старой каменной дороге. Ведет она вверх, на плато Монастырской скалы к руинам крепости Каламина. За сотни лет на дорожной поверхности отпечатались следы колес повозок, прорезавших в камне глубокие колеи. Когда-то жители крепости спускались по ней к речке Чёрной.

Впереди виднелись полуразрушенные башни.

Каламита - одна из крымских крепостей, построенных в VI веке для защиты торговых путей из степной части полуострова в Херсонес. До того, в 110 году н.э. в этих местах процветал древнегреческий город Евпаторий, основанный боспорским полководцем Диофантом. Город не раз менял свое название - Ктенус, Дорас, Дори, а затем Каламита, что означало "хорошая пристань".

В 679 году Каламита непродолжительное время была под хазарами, но уже к концу VIII века готы вернули город себе. В XV веке перестройкой уже развалившейся крепости занялся князь Алексей - правитель княжества Феодоро, небольшого государства со столицей на горе Мангуп. Крепость потребовалась мангупскому княжеству для охраны растущего торгового порта Авлита, расположившегося в устье реки Чёрной.

Торговля Феодоро через Авлиту была настолько успешной, что вызвала зависть генуэзской Кафы, посчитавшей, что мангупский порт вредит им, так как суда предпочитали разгружаться в Авлите и не платить Генуе налогов. Консул Кафы жаловался в Геную: "Мы говорим по отношению князя Феодоро и братьев его, которые... вопреки праву и привилегиям Кафы открыто сооружают гавань в Каламите и там же грузят и разгружают суда к тяжкому ущербу податей Кафы".

В результате в 1433 году генуэзцы захватили и разграбили Каламиту. Отсюда они предприняли неудачный поход на Крымское ханство, но после поражения в битве при Солхате генуэзцы покинули Каламиту, куда снова вернулись феодориты.

В 1475 году город в очередной раз пострадал от налета. На этот раз его захватили турецкие войска и переименовали в Инкерман - "пещерный город". Название выбрано не случайно: скала, на которой построено укрепление, изрезана многочисленными пещерами, часть из которых до сих пор хорошо просматривается со стороны Свято-Климентовского монастыря.

Турки перестроили крепость, приспособив к использованию огнестрельного оружия. В их владении Каламита оставалась вплоть до заключения Кючук-Кайнарджийского мирного договора 1774 года, после чего, утратив свою значимость, крепость стала разрушаться.

Но даже по тем руинам, которые мы видим сегодня, можно оценить, насколько правильно выбрано место для строительства крепости. Неприступность южных и западных границ обеспечивал крутой обрыв. С севера и востока крепость защищали высеченные в скале ров и стена толщиной от 1 до 4 метров, высотой до 10 метров, состоящая из трех куртин с пятью двухэтажными прямоугольными полубашнями и одной круглой башни с проездными воротами. До наших дней лучше всего сохранилась въездная башня.

В своде арки въездных ворот отчетливо просматривается замковый камень, с вырезанным на нем крестом и словами: "Аз убо хощу по-прежнему зде учинити Русь".

По преданию священник Иаков, побывавший в Свято-Климентовском монастыре, сообщил своим спутникам о брошенных в пещере мощах неизвестного и предложил перевезти их в Россию. Ночью одному из них во сне явился святой и строго-настрого запретил увозить из Крыма свои останки: "Мните мя, о друзи, взяти мощи моя на Русь, а аз убо хощу по-прежнему зде учинити Русь, а имя ми и память моя бывает в Семенов день". Впоследствии эти слова святого - "Аз убо хощу по-прежнему зде учинити Русь" - вырезали на камне.

От Второй башни тянется сохранившееся основание оборонительной стены, под которой был выдолблен сухой ров-ловушка с пещерами-дотами. Бойницы башни, предназначенные для лучников, турецкие строители сделали настолько узкими, что снаружи их практически не видно.

От Третьей башни сохранилось только высеченное в скале основание, судя по которому она была квадратной и очень большой - со стороной 14 метров. Четвёртая башня - круглая диаметром 9 метров, высотой 10 метров с двумя амбразурами для пушек. По мнению археологов её могли использовать как тюрьму. По сохранившемуся фундаменту Пятой башни предполагают, что у неё были ворота и к ней вел подъезд. Фундамент Шестой башни расположен у самого края обрыва. При турках стены Шестой башни сделали толще, чтобы по ним свободно могли передвигаться воины, а зубчатый изначально парапет приспособили для стрельбы из мушкетов.

У края обрыва недалеко от Первой башни в скале выдолблена лестница, ведущая в пещерный монастырь, которая используется и поныне.

Площадь территории, окруженной крепостной стеной и башнями, составляла 1500 кв.м., и была поделена на общественную - неподалеку от Первой башни, и жилую части. Жилая часть, расположенная в глубине Каламиты, была плотно застроена небольшими домами. Основания жилых построек просматриваются и сегодня:

В жилом квартале сохранились основания построек треугольной формы, где сходились три городские улицы. Ну и конечно, как и положено в крепостях, на случай окружения поселения врагами в городе был устроен осадный колодец.

От башен открывается вид на каменоломню Инкермана, где по преданию работал сосланный из Рима на вечную каторгу святой Климент. Уже в советское время из-за работ по добыче камня было повреждено русло подземной реки. Чистейшая речная вода заполнила карьер, и теперь здесь озеро.

А теперь смотрим на это фото. Это кадр их фильма "Обитаемый остров" Бондарчука. Ничего не напоминает пейзаж в картинке?

Массаракш! Да-да, на фото Инкерманский карьер. Крым, как известно, любим киношниками.

С Инкерманскими каменоломнями связаны трагичные страницы Великой Отечественной войны. В мирное время в Инкерманских штольнях хранили шампанское, откуда и пошло название горы - "Шампаны". С началом обороны Севастополя в штольнях разместились госпитали, подземные школы, убежища для мирных жителей и Спецкомбинат №2 по производству и хранению боеприпасов. Это был настоящий подземный город. При отступлении в июне 1942 года советские войска взорвали штольни вместе с боеприпасами, находившимися в них. И хотя сдетонировала только часть боеприпасов, взрыв оказался настолько мощным, что в воздух взлетела небольшая гора, каменные глыбы разлетались на сотни метров, на противоположном берегу реки Черной перевернулись немецкие противотанковые пушки и погибло множество германских солдат. До сих пор считается, что во время взрыва в штольнях оставались тысячи людей, которые оказались погребены заживо.

Чуть в стороне от крепостных башен в траве разбросаны могильные камни, но кладбища здесь нет. Предположительно, каменные надгробные плиты обтёсывали прямо здесь, и по какой-то причине они их так и оставили у стен Каламиты.

Здесь же рядом две могилы. Памятник на одной из них установлен еще до войны погибшему во время испытаний самолета борт-механику Медведеву. Второй памятник пулеметчику Дмитриченко появился после освобождения Крыма от немцев. На нем сохранилась надпись: "Пулеметчику Дмитриченко, геройски погибшему 2 мая 1942 года, прикрывая отход раненых, женщин и детей".

Вот так на небольшом пятачке за тысячелетия произошло так много, и все больше связанное с войной. Каламита, перенесшая помимо осад в средние века, артобстрелы Крымской войны XIX века и Великой Отечественной в XX, сегодня мирное место. И это хорошо.

Как добраться до крепости Каламита:

На электричке из Севастополя до остановки Инкерман-1, дальше через мост к монастырю;

На автобусе из Севастополя до Инкермана, остановка "Чермет", дальше по тропинке, ведущей от монастырского кладбища вверх на плато Монастырской скалы;

На катере из Севастополя от Графской пристани до Инкермана.

error: